Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
при участии посредством системы видео-конференц-связи представителей СМИ "Гражданский контроль государственных закупок" Доброштана Д.В., МКУ "Управление централизации закупок" Чебкасовой Е.Ю.,
в результате осуществления внеплановой проверки на основании полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях комиссии по осуществлению закупок МКУ "Управление централизации закупок" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении МБУ "ОГХ" (далее - Заказчик), МКУ "Управление централизации закупок" (далее - Уполномоченный орган), Комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки OOO "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по комплексному благоустройству дворовых территорий по адресам: Московская область, г.о. Химки, Совхозная д. 4, 4А, 4Б, Совхозная д. 8, Совхозная д. 16 для нужд МБУ "ОГХ" в 2023 году (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0848300044523000222) (далее - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В ФАС России поступила информация о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Комиссии по осуществлению закупок при проведении Конкурса.
Согласно полученной информации Комиссией по осуществлению закупок в рамках порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий) неправомерно приняты к оценке договоры, представленные ООО "Сириус Артис Групп", заключенные с ООО "Рус-Строй" от 06.05.2021 N 02-05.2022, от 16.08.2021 N 02-08.2021, от 06.09.2021 N 01-09.2021, от 06.06.2022 N 01-06.2022, от 22.07.2022 N 05-07.2022, от 16.01.2023 N 03-01.2023, от 16.08.2021 N 02-08.2021, от 10.08.2023 N 01-08.2021, ООО "Стройстандарт Сервис" от 12.09.2022 N 02-09.2022, от 07.06.2022 N 01-06.2022, от 25.08.2021 N 04-08.2021, от 19.07.2021 N 03-07.2021, ООО "Лстрой" от 12.09.2022 N03-09.2022, от 12.07.2022 N 03-07.2022, от 18.08.2022 N 02-08.2022, от 23.05.2022 N 02-05.20202, от 05.05.2022 N 01-05.2022, от 13.05.2021 N 01-05.2021, от 06.02.2023 N 01-02.2023, от 22.04.2021 N 01-04.202, от 18.01.2023 N 01-01.2023 (далее - Договоры) на общую сумму 17 731 651 976,58 руб.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 21.07.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 40 526 914,80 руб.;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 07.08.2023;
5) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки и Закона о контрактной системе;
6) по результатам проведения закупки между Заказчиком и ООО "Сириус Артис Грцпп" заключен контракт на выполнение работ по комплексному благоустройству дворовых территорий от 28.08.2023 N 222/2023 на сумму 40 400 000,00 руб.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии сообщил, что при рассмотрении заявок Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 08.12.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов объявлен перерыв, заседание продолжилось 14.12.2023.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, следующий показатель оценки, а именно наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В силу пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе, исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 25 Положения, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Пунктом 8 части 12 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно пункту 2.1.1 Порядка оценки в рамках Детализирующего показателя к оценке принимаются исключительно исполненные договоры на выполнение работ по благоустройству территории.
При этом документами, подтверждающими наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта являются:
1. исполненный договор (договоры);
2. копия акта (актов) или иных предусмотренных иных предусмотренных контрактом/договором документов, подтверждающего(их) приемку поставки товара, выполнения работы, оказания услуги по исполнению контракта/договора:
- последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
- к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
- к оценке принимаются документы, предусмотренные настоящим пунктом, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 09.08.2023 N ПРОII1 заявке ООО "Сириус Артис Групп" по результатам рассмотрения представленных документов присвоено максимальное количество баллов по Детализирующему показателю Критерия.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление N 1576) при проведении внеплановых проверок должностные лица контрольного органа, уполномоченные на осуществление контроля, имеют право, в том числе запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения плановой (внеплановой) проверки.
ФАС России в адрес ООО "Рус-Строй", ООО "Стройстандарт Сервис", ООО "Лстрой" направлены запросы информации от 13.11.2023 NN 28/94494/23, 28/94499/23, 28/94487/23 (далее - Запросы информации) о наличии договорных отношений с ООО "Сириус Артис Групп", а также о статусе ООО "Сириус Артис Групп" в рамках исполнения вышеуказанных договоров (генеральный подрядчик, субподрядчик).
По результатам рассмотрения Запросов информации в адрес ФАС России поступили письма от ООО "Рус-Строй" от 22.11.2023 N 1723, ООО "Стройстандарт Сервис" от 14.11.2023 N 462-23 об отсутствии договорных отношений с ООО "Сириус Артис Групп".
Также ФАС России направлен запрос информации от 17.11.2023 N 28/96514/23 в адрес ФНС России о наличии договорных отношений между ООО "Сириус Артис Групп" и ООО "Рус-Строй", ООО "Стройстандарт Сервис", ООО "Лстрой". По результатам рассмотрения вышеуказанного запроса в адрес ФАС России поступило письмо от 01.12.2023 N 31-1-04-0045(дсп) (далее - Письмо ФНС России), согласно которому договорные отношения между ООО "Сириус Артис Групп" и ООО "Рус-Строй", ООО "Стройстандарт Сервис", ООО "Лстрой" отсутствуют.
Таким образом, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей к оценке Договоры в целях присвоения баллов по Критерию, неправомерны.
С учетом изложенного, действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают пункт 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Комиссия не может согласиться с выводами Московского областного УФАС России, изложенными в решении от 23.10.2023 по делу N 050/06/99-37977/2023, об отсутствии в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушения при рассмотрении заявки ООО "Сириус Артис Групп", поскольку территориальным органом ФАС России не в полной мере исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Дополнительно Комиссия сообщает, что документы, представленные участниками рассмотрения в рамках проведения контрольного мероприятия, будут переданы в МВД России.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1576, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок МКУ "Управление централизации закупок" нарушение пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен контракт.
3. Передать материалы от 14.12.2023 по делу N 23/44/99/П21 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 декабря 2023 г. N 23/44/99/П21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2023