Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии:
<_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок,
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО ТЭП "АЛАНДА" (ИНН 1832097099) (далее - Общество) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "N зз-11040-2022 Разработка проектно-сметной документации по проведению берегоукрепительных работ участка реки Ува в селе Нылга Увинского района Удмуртской Республики" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122005750, далее - Аукцион),
на заседании Комиссии в присутствии:
законного представителя Общества <_> (выписка из ЕГРЮЛ),
представителей Заказчика посредством видеоконференцсвязи: <_> (доверенность от 01.01.2022 N2022-114), <_> (доверенность от 01.01.2022 N2022-137),
в отсутствие: представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
28.04.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3 550 000,00 рублей.
06.05.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.05.2022 NИЭА1 поступила одна заявка, признанная соответствующей установленным требованиям, победителем признано ООО ТЭП "АЛАНДА".
19.05.2023 между ООО ТЭП "АЛАНДА" и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды УР был заключен контракт N 0813500000122005750 (далее - Контракт), согласно которому Общество приняло на себя обязательство по разработке проектно-сметной документации по проведению берегоукрепительных работ участка реки Ува в селе Нылга Увинского района Удмуртской Республики (далее - работы). Цена Контракта 3 550 000,00 руб.
В связи с неисполнением Обществом условий контракта Заказчиком 29.11.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 3.1. Контракта общая продолжительность работ по Контракту:
- начало выполнения работ: со дня заключения Контракта;
- срок завершения работ: по 15 декабря 2022.
Согласно письменным пояснениям Общества, причиной задержки исполнения предусмотренных Контрактом работ стала задержка Заказчика в решении следующих вопросов:
08.11.2022 Общество направило в адрес Заказчика письмо N518 с просьбой принять решение по выбору одного из предложенных вариантов берегоукрепительного сооружения.
25.11.2022 Общество направило в адрес Заказчика письмо N077 с просьбой принять решение относительно того, является ли проектируемый объект линейным.
06.12.2022 Общество направило в адрес Заказчика письмо N079 с просьбой решить вопрос относительно формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка, на котором будет расположен проектируемый объект капитального строительства.
Ответ на указанные письма Общество получило только в результате проведенного 12.07.2023 совещания заказчика (протокол от 12.07.2023 б/н).
Согласно представленным в материалы дела документам и доказательствам, Обществом в полном объеме выполнены работ по всем видам инженерных изысканий (технический отчет N70-114/22-02-ИГДИ), разработан рыбохозяйствнный раздел проекта (договор N17 от 06.06.2022), проведена государственная историко-культурная экспертиза.
Согласно протоколу совещания по вопросу продолжения и завершения разработки проектно-сметной документации по объекту от 11.05.2023 планируемый срок завершения всех работ по объекту был установлен 30.11.2023.
20.11.2023 Заказчик направил в адрес Общества письмо N11324/01-22 с требованием предоставить информацию о ходе выполнения работ по Контракту с приложением подтверждающих материалов.
Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения контракта по состоянию на 28.11.2023 ООО ТЭП "АЛАНДА" не исполнило принятых на себя обязательств надлежащим образом.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами. ООО ТЭП "АЛАНДА" приняло на себя обязательство, которое должно быть выполнено в установленный срок и в установленном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018 и др.).
При принятии настоящего решения учитывается, что ООО ТЭП "АЛАНДА" совершало действия, направленные на исполнение принятых на себя контрактных обязательств (Обществом в полном объеме выполнены работ по всем видам инженерных изысканий, разработан рыбохозяйствнный раздел проекта, проведена государственная историко-культурная экспертиза). Общество также неоднократно направляло Заказчику письма относительно решения ряда рабочих вопросов (08.11.2022, 25.11.2022,06.12.2022), однако решение по ним было вынесено Заказчиком только на совещании 12.07.2023, т.е. фактически спустя более чем полгода.
Комиссия Удмуртского УФАС России отмечает, что указанные действия Заказчика привели к значительной задержке производства предусмотренных Контрактом работ, уменьшили время на их выполнение, на которое Подрядчик изначально рассчитывал, подавая заявку на участие в закупке и заключая Контракт с Заказчиком.
Таким образом, учитывая отсутствие достаточных доказательств, подтверждающих ненадлежащее исполнение условий Контракта Обществом, оснований для включения в РНП сведений об ООО ТЭП "АЛАНДА" не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО ТЭП "АЛАНДА" (ИНН 1832097099) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "N зз-11040-2022 Разработка проектно-сметной документации по проведению берегоукрепительных работ участка реки Ува в селе Нылга Увинского района Удмуртской Республики" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122005750) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 19 декабря 2023 г. N 018/06/104-1078/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2023