Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия Заказчика ФГБУК "Саратовской государственный художественный музей имени А.Н. Радищева" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0360100007223000012 "Осуществление внутриобъектового и пропускного режима в зданиях Саратовского музея имени А.Н. Радищева в г. Энгельс, г. Хвалынск, г. Балаково",
УСТАНОВИЛА:
13.12.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ИП Тожибаева З.П. на действия Заказчика ФГБУК "Саратовской государственный художественный музей имени А.Н. Радищева" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0360100007223000012 "Осуществление внутриобъектового и пропускного режима в зданиях Саратовского музея имени А.Н. Радищева в г. Энгельс, г. Хвалынск, г. Балаково" (далее - Конкурс).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно не установлены дополнительные требования согласно позиции 34 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571), а также извещение о закупке не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части установления порядка оценки, не соответствующего Постановлению Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N2604).
Представитель Заявителя явку на рассмотрение жалобы не обеспечил, извещен о дате и месте рассмотрения надлежащим образом.
Представитель Заказчика, присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
28.11.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Конкурса.
Заказчиком по данному Конкурсу является ФГБУК "Саратовской государственный художественный музей имени А.Н. Радищева".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 831 975,12 рублей.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком неправомерно не установлены дополнительные требования согласно позиции 34 Постановления Правительства N 2571.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч.2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Постановлением Правительства N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Пунктом 34 приложения к Постановлению Правительства N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки при оказании услуг по обеспечению охраны объектов (территорий), а именно наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг.
Согласно пп. "а" п.3 Постановления Правительства N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 24 - 31 и 33 - 35 приложения могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.
Согласно извещению о проведении Конкурса предметом закупки является осуществление внутриобъектового и пропускного режима в зданиях Саратовского музея имени А.Н. Радищева в г. Саратове.
Заказчиком установлен ОКПД2 96.09.19.139 "Прочие персональные услуги, не включенные в другие группировки", а также в приложении N1 к извещению "Техническое задание" конкретизировано, что в задачи исполнителя входит в том числе: дежурство в проходной здания музея и обеспечение контроля за сохранностью имущества музея находящегося, как внутри помещений музея, так и на прилегающей территории; осуществлять контролируемый вход, ввоз и вывоз (внос и вынос) материальных ценностей на территорию (с территории) по пропускам установленной Заказчиком формы; обеспечение незамедлетельного привлечения сотрудника охраны при выявлении лиц, посягающих на собственность музея, посредством использования кнопки тревожной сигнализации для принятия установленных законодательством РФ мер; осуществление проверки пропусков (удостоверений) работников музея, выдача разовых пропусков посетителям музея и ведение журнала учета посетителей; осуществлять взаимодействие с правоохранительными органами, аварийными и спасательными службами в экстремальных и критических ситуациях; проверять наличие ключей от служебных кабинетов, производственных помещений и отвечает за и их сохранность; осуществлять выдачу и прием ключей от служебных кабинетов музея, производственных помещений с отметкой в журнале и т.п.
Представитель Заказчика также пояснила, что предметом закупки является не представление услуг по обеспечению охраны объектов (территорий), а осуществление внутриобъектового и пропускного режима в зданиях Саратовского музея имени А.Н. Радищева в г. Саратове, в связи с чем неприменение положений пункта 34 Постановления Правительства N2571 правомерно.
На рассмотрении жалобы представитель Заявителя не явился, не представил доказательств, опровергающие пояснений Заказчика.
Исходя из вышеизложенного, довод жалобы признан необоснованным.
Согласно доводу жалобы, требования, изложенные в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющемся приложением к Извещению о проведении Конкурса, не соответствует требованиям Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства N 2604.
Согласно п. 11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (пункт 3 Положения).
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения при проведении конкурсов с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения.
Пунктом 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном
основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы,
оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников
определенного уровня квалификации.
Пунктом 28 Положения предусмотрено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя); устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно приложению N5 к извещению "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", Заказчиком установлен критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации; Наличие у участников закупки опыта, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта". Заказчиком установлено положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки:
"Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема:
Общее количество исполненных договоров (контрактов) заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за последние 3 (три) года до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, стоимостью оказанных услуг аналогичных конкурсу по каждому контракту не менее 1 000 000 рублей с указанием номеров реестровых записей контрактов из реестра контрактов, заключенных заказчиками, размещенного на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru). При этом все контракты (договоры) должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Под аналогичными услугами понимается обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах
(максимальное значение - 100 баллов)
Отсутствие - 0 баллов,
1 договор (контракт) -20 баллов
2 договора (контракта) - 40 баллов
3 договора (контракта) - 60 баллов
4 договора (контракта) - 80 баллов
5 и более договоров (контрактов) - 100 баллов
В подтверждении опыта участник закупки предоставляет информацию об исполненных муниципальных контрактах (договорах) и (или) государственных контрактах (договорах) с указанием (гиперссылки) номеров реестровых записей контрактов (договоров) из реестра контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", размещенных на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru)
Опыт оказания услуг считается не подтвержденным в случаях:
- предоставление информации без указания (гиперссылки) номеров
реестровых записей контрактов из реестра контрактов (договоров);
- отсутствие информации о муниципальных контрактах (договорах) и (или) государственных контрактах (договорах) в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС);
- отсутствие информации об исполненных муниципальных контрактах(договорах) и (или) государственных контрактах (договорах), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", за последние 3 (три) года до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС);
- отсутствие статуса контракта (договора) "исполнение завершено" в единойинформационной системе в сфере закупок (ЕИС);
- наличие нарушений по исполнению контрактов (договоров), в т.ч. штрафныхсанкций;
- стоимость оказанных услуг аналогичных конкурсу по каждому контракту(договору) менее 1 000 000,00 рублей;
- несоответствия предмета контракта (договора) вышеуказаннымтребованиям".
Таким образом, Заказчиком установлены положения, противоречащие требованиям пункта 28 Положения.
Исходя из вышеизложенного, в действиях Заказчика содержится нарушение п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит в себе признаки нарушения ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.12.2023 NИЭОК1 на участие в Конкурсе была подана одна заявка.
Таким образом, допущенное Заказчиком нарушение не повлияло на результат проведения закупки, в связи с чем Комиссией Саратовского УФАС России принято решение предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия Заказчика ФГБУК "Саратовской государственный художественный музей имени А.Н. Радищева" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0360100007223000012 "Осуществление внутриобъектового и пропускного режима в зданиях Саратовского музея имени А.Н. Радищева в г. Энгельс, г. Хвалынск, г. Балаково" обоснованной в части критерия оценки заявок.
2. Признать в действиях Заказчика ФГБУК "Саратовской государственный художественный музей имени А.Н. Радищева" нарушение п.11 ч.1 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи стем, что нарушение не повлияло на результат проведения закупки.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 20 декабря 2023 г. N 064/06/42-1724/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2023