Резолютивная часть оглашена
27.12.2023 г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Самарского УФАС России А.С.Корчагина, заместитель начальника отдела контроля закупок Самарского УФАС России Е.А.Смирнова, главный специалист - эксперт отдела контроля закупок Самарского УФАС России М.А.Казанцева,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) жалобу ООО "Экодом" на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки: "Оказание услуг по содержанию автомобильных дорог, мостов, путепроводов, в части защиты объектов транспортной инфраструктуры с использованием инженерно-технических систем (средств) обеспечения транспортной безопасности" (извещение N , начальная (максимальная) цена контракта - 19 999 978,19 руб.), "Оказание услуг по содержанию автомобильных дорог, мостов, путепроводов, в части защиты объектов транспортной инфраструктуры с использованием инженерно-технических систем (средств) обеспечения транспортной безопасности" (извещение N 0342300000123001859, начальная (максимальная) цена контракта - 19 999 978,19 руб.), "Оказание услуг по содержанию автомобильных дорог, мостов, путепроводов, в части защиты объектов транспортной инфраструктуры с использованием инженерно-технических систем (средств) обеспечения транспортной безопасности" (извещение N 0342300000123001865, начальная (максимальная) цена контракта - 19 999 978,19 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "Экодом" на положения извещения, содержащие следующие доводы:
1. Согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком в соответствии с п.18 раздела III Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" не установлены дополнительные требования к участникам закупки. При этом предметом закупки является оказание услуг по содержанию автомобильных дорог, мостов, путепроводов, в части защиты объектов транспортной инфраструктуры с использованием инженерно-технических систем (средств) обеспечения транспортной безопасности.
2. В техническом задании Заказчиком указано, что при заключении договора Исполнитель предоставляет следующие документы: копию лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и в соответствии с "Перечнем выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. N 278: Эксплуатация и хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих)", которая может использоваться без привязки к конкретному адресу, включающую в себя следующие виды работ: эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих). Требование о предоставлении указанного документа извещением не предусмотрено.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобы обоснованными, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалоб не согласились по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, извещения о закупке, приложения к ним, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1) Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов Заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 24 раздела II "Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее- Постановление N 2604), для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренных пунктом 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
Подпунктом "в" пункта 28 Положения установлено, что документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Целью данных закупок является оказание услуг в области обеспечения транспортной безопасности, обеспечение устойчивого и безопасного функционирование транспортного комплекса (автомобильных дорог, мостов, путепроводов), защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, предусмотренных требованиями Федерального закона 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ от "О транспортной безопасности" и оказание услуг, предусмотренных Распоряжением Правительства РФ от 05 ноября 2009 г. N 1653-р "Об утверждении перечня работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности".
Согласно пункту 3.1. Описания объекта закупки Исполнитель выполняет обязательства по оказанию услуг в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами в области обеспечения транспортной безопасности:
- Федеральный закон РФ от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";
- Приказ Министерства транспорта РФ от 2 июля 2021 г. N 225 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации";
- Приказ Минтранса РФ, ФСБ РФ и МВД РФ от 5 марта 2010 г. N 52/112/134 "Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств";
- Приказ Министерства транспорта РФ от 1 ноября 2021 г. N 370 "О Порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации" и т.д.
Так же следует отметить, что Заказчиком при проведении закупок выбран код ОКПД 80.20.10.000 услуги систем обеспечения безопасности.
Учитывая специфику подлежащих исполнению услуг и выбранный код ОКПД, Заказчик установил в извещениях к закупкам дополнительные требования в соответствии с пунктом 34 раздела VI приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571:
- наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
Цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг.
Заявитель в своих жалобах ошибочно ссылается на пункт 18 раздела VI приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 "работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги".
В конкурсной документации установлена возможность привлечения субподрядных организаций.
Таким образом, доводы жалоб не находят своего подтверждения.
2) По мнению Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования формирования документации, ограничивающие конкуренцию.
Из письма Минфина Российской Федерации от 20 июля 2020 года N24-02-08/63342 "Об установлении требований к участникам закупки о наличии лицензии" следует , что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, в случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования, то заказчик обязан установить указанные требования в документации о закупке.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании, ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
При этом заказчик вправе установить в контракте требование о наличии указанной лицензии у исполнителей, которые будут осуществлять такие работы в качестве субподрядчиков после заключения государственного контракта".
Так как, объектом закупки является оказание услуг по содержанию автомобильных дорог, мостов, путепроводов, в части защиты объектов транспортной инфраструктуры с использованием инженерно-технических систем (средств) обеспечения транспортной безопасности данный вид деятельности регламентируется Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ.
Согласно п. 7.1 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ, осуществлять защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) имеют право подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
Соответственно, заказчиком было установлено требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в части наличия свидетельства об аккредитации организации в качестве подразделения транспортной безопасности, выданного Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ (РОСАВТОДОР).
Положения Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
Таким образом, требование о предоставлении копии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и в соответствии с "Перечнем выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. N 278: Эксплуатация и хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих)", которая может использоваться без привязки к конкретному адресу, включающую в себя следующие виды работ: эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих) правомерно не установлено в извещении о проведении закупки, а указано, что данный документ предоставляет исполнитель при заключении договора.
Таким образом, учитывая, что работы, требующие наличие Лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего требование к участникам закупки о наличии Лицензии в составе заявки на участие в Конкурсе, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Аналогичная позиция изложена в Решении ФАС России по делу N28/06/105-1315/2023 от 06.06.2023 г.
Запросов о разъяснении положений извещения, жалоб от иных участников закупки не поступало.
Стоит отметить, что согласно сведениям ЕИС, ООО "ЭКОДОМ" не имеет опыта исполнения контрактов в рамках Закона о контрактной системе, так как на выполнение работ по благоустройству территории, так и по строительству, капитальному ремонту, реконструкции, сносу объекта капитального строительства, так же не имеет лицензии.
Заявитель не представил доказательств того, что спорные положения извещения и приложений к нему не позволили ему подать заявку.
Довод жалобы не находит своего подтверждения.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобы ООО "Экодом" необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель председателя комиссии: А.С.Корчагина
Члены комиссии:
Е.А.Смирнова
М.А.Казанцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 28 декабря 2023 г. N 605-15140-23/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2023