Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" (далее - БУЗОО "КОД", учреждение, заказчик) обращение об обществе с ограниченной ответственностью "Би-Компани" (далее - ООО "Би-Компани", общество, поставщик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 23228 от 26.06.2023 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения с МНН Рокурония бромид (Реестровый номер 2023.040125) (извещение N 0352200022723000219) (далее - электронный аукцион)
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - "_" (доверенность N 103 от 15.11.2023),
поставщика - "_" (доверенность от 25.12.2023)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком было направлено обращение о включении информации о поставщике в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (вх. N 12156-ЭП/23 от 20.12.2023).
Из представленных материалов и информации следует, что 31.05.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с максимальным значением цены контракта 498189, 60 руб., начальная сумма цен единиц товара составляла 27, 6772 руб.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 08.06.2023 ценовые предложения были двумя участниками из трех поданных на участи в закупке заявок. Лучшее ценовое предложение в размере 25, 463024 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 114400268 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.06.2023 свидетельствует о том, что заявка одного участника закупки была отклонена. Победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о сумме цен единиц товара наименьшую сумму цен таких единиц (ООО "Би-Компани").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 26.06.2023 между учреждением и обществом заключен контракт.
07.12.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно решению причиной одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта выступило следующее: "14.11.2023 г. в адрес Поставщика была направлена заявка на поставку товара".
"Данный Товар должен быть поставлен по 23 ноября 2023 г. - включительно. Товар не поставлен по настоящее время.
29.11.2023 Поставщику направлена претензия с требованием осуществить поставку Товара в течение 3 рабочих дней с момента получения претензии и уплатить неустойку.
По состоянию на 6 декабря 2023 года Поставщиком не исполнены обязательства по поставке товара".
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 19.12.2023, информация о расторжении контракта 20.12.2023 размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "Би-Компани" не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктами 1.1, 1.2 и 1.3 контракта был определен его предмет:
"В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется согласно Спецификации (приложение N 1 к Контракту) на основании Заявки о получении Товара (приложение N 3 к Контракту) в порядке, предусмотренном Контрактом, осуществлять поставку лекарственного препарата для медицинского применения с МНН Рокурония бромид (код ОКПД2 - 21.20.10.225) (далее - Товар), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
Номенклатура Товара определяется Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), количество Товара и срок получения Товара определяются Заявкой о получении Товара (приложение N 3 к Контракту), технические показатели - Техническими характеристиками (приложение N 2 к Контракту).
Поставка Товара осуществляется с разгрузкой транспортного средства в соответствии с Заявкой о получении Товара (приложение N 3 к Контракту) в сроки, определенные в Заявке о получении Товара (приложение N 3 к Контракту), в следующем порядке:
Поставщик доставляет Товар Заказчику по адресу: 644013, г. Омск, ул. Завертяева, 9, корпус 1 - БУЗОО "КОД" (далее - Место доставки)".
Разделом 3 контракта регламентирован порядок взаимодействия сторон при его исполнении.
В силу пунктов 3.1.1 и 3.1.2 поставщик обязан:
- обеспечить прием заявок заказчика о получении товара. В течение 1 рабочего дня с момента поступления заявки направить заказчику подтверждение получения заявки в письменной форме, телефонограммой, посредством факсимильной связи или по электронной почте,
- поставить товар, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с условиями контракта, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
Корреспондирующая вышеуказанным обязанностям поставщика обязанность заказчика закреплена в пункте 3.3.1 контракта, согласно которой он обязан подавать поставщику заявки о получении товара с указанием количества поставляемого товара.
Порядок поставки товара установлен разделом 5 контракта.
На основании пунктов 5.1 и 5.2 контракта поставка товара осуществляется поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 контракта, в сроки и количестве, определенные заявкой о получении товара (приложение N 3 к контракту).
Заказчик за 7 рабочих дней до получения товара направляет поставщику заявку о получении товара (приложение N 3 к контракту).
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.3 контракта было предусмотрено условие о том, что контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Также пункт 3.4.9 определял право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Пункт 2 указанной статьи также устанавливает, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
При этом порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое БУЗОО "КОД" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 07.12.2023 в 08:15 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 2550302559323000496) признается 07.12.2023 в 08:15 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой поставщик.
Таким образом, ООО "Би-Компани" на основании статьи 193 ГК РФ, части 1 статьи 2, частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 08.12.2023 по 18.12.2023 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена в ЕИС 21.12.2023.
Кроме того, Омским УФАС России в этот же день сторонам контракта было направлено (исх. N АЛ/7959/23) уведомление о рассмотрении 27.12.2023 в 09 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 25.12.2023:
- заказчику документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения обществом обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- поставщику письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
На указанный запрос Омского УФАС России ООО "Би-Компани" были представлены (вх. N 12418-ЭП/23 от 25.12.2023) пояснения по вышеизложенным фактам и доказательства добросовестности. Причины нарушения срока поставки товара согласно направленным пояснениям общество связывает с отсутствием необходимого лекарственного препарата на складе производителя (ООО "Б-ФАРМ").
Представленные заказчиком (вх. N 12443-ЭП/23 от 26.12.2023) сведения о взаимодействии с обществом в рамках исполнения контракта, документальные доказательства неисполнения обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также информация официального сайта ЕИС об исполнении контракта, свидетельствуют о следующем.
26.06.2023 между сторонами на основании пункта 5 части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе было заключено дополнительное соглашение N 1, предусматривающее снижение цены за единицу товара.
27.06.2023 заказчиком в адрес поставщика посредством электронной почты была направлена (исх. N 2418) заявка на поставку товара в количестве 400 упаковок.
07.07.2023 обществом с использованием официального сайта ЕИС был сформирован и размещен документ о приемке (счет-фактура N Т-1593 от 07.07.2023), подтверждающий поставку товара в количестве 400 упаковок на сумму 253884 руб. 17.07.2023 счет-фактура была подписана заказчиком. 14.08.2023 поставленный в адрес заказчика товар оплачен (платежное поручение N 4567).
10.10.2023 поставщик на основании договора N К-34/12/16 от 13.12.2016, заключенного с производителем лекарственного препарата, направил в его адрес заявку на поставку лекарственного препарата в количестве 400 упаковок, поставку просил осуществить не позднее 10.11.2023.
14.11.2023 учреждением в адрес поставщика посредством электронной почты была направлена заявка на поставку товара в количестве 384 упаковок (письмо исх. N 4289 от 13.11.2023). Товар в адрес заказчика в соответствии с направленной заявкой не поступил.
В ответ на направленную БУЗОО "КОД" заявку общество в этот же день сообщило об отсутствии лекарственного препарата на складе готовой продукции, указав, что его выход в гражданский оборот ожидается после 11.12.2023.
15.11.2023 поставщиком в адрес ООО "Б-ФАРМ" направлена претензия в связи с неисполнением производителем обязательств по поставке товара в соответствии с заявкой от 10.10.2023.
24.11.2023 истек срок, необходимый для поставки товара по заявке заказчика от 14.11.2023.
27.11.2023 (исх. N 4460), 29.11.2023 (исх. N 4503) в связи с неисполнением обществом условий контракта о поставке товара заказчиком направлена претензия с требованием о необходимости осуществить поставку товара в течение 3 рабочих дней с момента ее получения, а также уплатить неустойку (пеню).
30.11.2023 АО "Брынцалов-А" в адрес ООО "Б-ФАРМ" было направлено (исх. N 002/756) письмо, согласно которому срок выхода лекарственного препарата ожидается не ранее 26.12.2023.
08.12.2023 ООО "Б-ФАРМ" в письме для всех заинтересованных лиц (исх. N 396/О) сообщило о том, что лекарственный препарат "Рокуроний р-р для в/в 10 мг/мл 5 мл фл. N 5" производства АО "Брынцалов-А" отсутствует на складе готовой продукции, его выход в гражданский оборот ожидается после 26.12.2023.
О приведенных обстоятельствах поставщик уведомил заказчика в письме от 13.12.2023 (исх. N 293), а также в целях оперативного обеспечения пациентов необходимым лекарственным препаратом просил согласовать его замену на препарат производства АО "ЭкоФармПлюс" (регистрационное удостоверение N ЛП-005812), свойства и характеристики которого, как указано в письме, являются аналогичными заявленному в заключенном контракте.
Изложенное выше явно указывает на то, что поставка товара на основании заявки заказчика от 14.11.2023, а также после направления учреждением претензии осуществлена не была.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Вместе с тем, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных заказчиком и обществом действий в рамках исполнения контракта, Комиссия установила следующее.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
При применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 ГК РФ, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
По убеждению Комиссии, ООО "Би-Компани", руководствуясь требованиями заботливости и осмотрительности, заблаговременно обращалось к производителю товара в целях исполнения своих обязательств по контракту перед БУЗОО "КОД", произвело предоплату за товар (платежное поручение N 1656 от 12.10.2023).
При этом общество объективно не могло осознавать возможные риски, связанные с дефектурой лекарственного препарата.
Об обстоятельствах отсутствия необходимого к поставке лекарственного препарата заказчик со стороны поставщика был своевременно проинформирован.
В связи с указанным Комиссия не усматривает в действиях общества недобросовестного поведения при исполнении контракта.
Согласно абзацу 5 подпункта "а" пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании представленных документов и сведений Комиссия приходит к выводу о том, что поставщиком принимались меры, направленные на надлежащее исполнение условий контракта, в связи с чем информация об ООО "Би-Компани" не подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать во включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Би-Компани" (121596, г. Москва, вн. тер. г.муниципальный округ Можайский, ул. Горбунова, д. 2, стр. 3, этаж 8 помещ. II ком. 35 офис В 823 каб.12), ИНН 7731329393, КПП 773101001;
- о генеральном директоре общества с ограниченной ответственностью "Би-Компани" "_", ИНН 301301657329;
- об участнике общества с ограниченной ответственностью "Би-Компани" (размер доли (в процентах) - 100 % "_", ИНН 700401078839.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 27 декабря 2023 г. N 055/10/104-1472/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2023