Резолютивная часть решения оглашена 22.12.2023
В полном объеме решение изготовлено 25.12.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение МБУ "Отдых" г. Магнитогорска (далее - заказчик) о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Базарове Есенбулате Сергебаевиче (далее - ИП Базаров Е.С., индивидуальный предприниматель) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением индивидуального предпринимателя от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона N 61894-2023-ЭА-3112 на оказание услуг по междугородней перевозке, погрузке и разгрузке багажа (извещение N 0169300000323003135) (далее - аукцион), при дистанционном участии:
- представителей заказчика Ефимовой Н.М., Исмаиловой А.А., действующих на основании доверенностей N 48 от 22.12.2023, N 47 от 22.12.2023;
- представителя индивидуального предпринимателя Кушховой А.А., действующего на основании доверенности от 18.12.2023,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе 18.12.2023 в Челябинское УФАС России поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Базарове Е.С., в связи с уклонением индивидуального предпринимателя от заключения контракта.
Извещение N 0169300000323003135 о проведении аукциона опубликовано в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 22.11.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта - 590 640,00 рублей.
В соответствии с доводами обращения заказчика ИП Базаровым Е.С. в регламентированный срок на электронной площадке не размещен подписанный участником закупки проект контракта. В связи с этим, индивидуальный предприниматель признан уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям представителя ИП Базарова Е.С., в связи с непреднамеренной ошибкой индивидуальным предпринимателем пропущен регламентированный срок подписания контракта.
Вместе с тем, по мнению представителя ИП Базарова Е.С., индивидуальный предприниматель не уклонялся от заключения контракта, предпринял действия, направленные на заключение контракта с заказчиком.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, и т.д.
В силу пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В силу подпункта "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Согласно материалам дела рассматриваемая закупка осуществляется для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Исходя из содержания извещения о проведении аукциона, обеспечение исполнения контракта не требуется.
Победителем рассматриваемой закупки признан ИП Базаров Е.С.
Протокол подведения итогов определения поставщика размещен в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, на электронной площадке 05.12.2023.
Заказчиком 06.12.2023 в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе опубликован проект контракта для дальнейшего его подписания участником закупки.
Вместе с тем, ИП Базаровым Е.С. в регламентированный срок (13.12.2023) на электронной площадке не размещен подписанный участником закупки проект контракта.
Индивидуальный предприниматель 14.12.2023 признан уклонившимся от заключения контракта.
Вместе с тем, протокол о признании ИП Базарова Е.С. уклонившимся от заключения контракта размещен заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) 18.12.2023, то есть с нарушением срока, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям представителя ИП Базарова Е.С. участник закупки не имел намерений уклоняться от заключения контракта с заказчиком.
Индивидуальный предприниматель в адрес заказчика по электронной почте 18.12.2023 направил письмо с указанием причины, по которой проект контракта не был подписан в регламентированный срок.
Согласно пояснениям ИП Базарова Е.С. индивидуальный предприниматель готов заключить и исполнить рассматриваемый контракт. У индивидуального предпринимателя имеются транспортные средства, необходимые для исполнения рассматриваемого контракта, о чем также свидетельствует представленная участником закупки копия паспорта транспортного средства.
Исходя из пояснений представителей МБУ "Отдых" г. Магнитогорска, между заказчиком и индивидуальным предпринимателем имеются действующие контракты, которые исполняются ИП Базаровым Е.С. добросовестно, без применения штрафных санкций. В связи с чем, заказчик не настаивает на включении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В силу части 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
В данном случае, с учетом намерения индивидуального предпринимателя заключить и исполнить рассматриваемый контракт, наличия у участника закупки транспортных средств, необходимых для исполнения рассматриваемого контракта, а также с учетом наличия между заказчиком и индивидуальным предпринимателем действующих контрактов, ввиду отсутствия со стороны индивидуального предпринимателя явно выраженных действий, свидетельствующих о намерении уклониться от заключении контракта, Комиссия Челябинского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения сведений об ИП Базарове Е.С. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В материалы дела индивидуальным предпринимателем предоставлено ходатайство о выдаче предписания, направленного на заключение контракта.
Вместе с тем, в силу подпункта "б" пункта 13, подпункта "а" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, предписание выдается в случае, если заказчиком допущены нарушения законодательства о контрактной системе, связанные с определением участника закупки лицом, с которым заключается контракт, направлением такому участнику закупки проекта контракта, заключением контракта, признанием участника закупки уклонившимся от заключения контракта. Тогда как доказательств, подтверждающих нарушение указанных требований, участником закупки не представлено, в связи с чем удовлетворение указанного ходатайства не представляется возможным.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные МБУ "Отдых" г. Магнитогорска в отношении ИП Базарова Е.С. (ИНН 742503313992), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение подпункта "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 декабря 2023 г. N 074/10/104-2916/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2023