Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "ХЭЛИМА" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 32881-ЭП/23 от 13.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку клипс для лигирования металлических для клинических подразделений (извещение N 0372100052923000141),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 07.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку клипс для лигирования металлических для клинических подразделений (извещение N 0372100052923000141) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 235 520,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.04.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ХЭЛИМА".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ХЭЛИМА" заключен государственный контракт N 62/2023-ЭА от 02.05.2023 (далее - Контракт) на сумму 1 229 342,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 7.3, 7.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 09.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ХЭЛИМА".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку клипс для лигирования металлических для клинических подразделений (далее - Товар) отдельными партиями по заявкам Заказчика, по мере возникновения потребности в Товаре у Заказчика; в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения заявки Заказчика (п. 4.1 Контракта).
Согласно Приложению N 1 к Контракту, поставке подлежит следующий Товар:
1. Клипса для лигирования, металлическая, малая N ФСР 2010/06648 Товарный знак - Медфармсервис Производитель ООО "ИВФ "Медфармсервис";
2. Клипса для лигирования, металлическая, средне-большая N ФСР 2010/06648 Товарный знак - Медфармсервис Производитель ООО "ИВФ "Медфармсервис";
3. Клипса для лигирования, металлическая, средняя N ФСР 2010/06648 Товарный знак - Медфармсервис Производитель ООО "ИВФ "Медфармсервис".
В ходе исполнения Контракта Поставщик произвел поставку Товара по документам о приемке N 25 от 23.05.2023 на сумму 783 700,92 рублей, N 23 от 15.05.2023(1) Исправление N 2 от 23.05.2023 на сумму 384 172, 20 рублей.
05.07.2023 в адрес Заказчика поступило письмо Росздравнадзора N И78-6221/23 (вх. от 05.07.2023 N 9066-02/р) о поставке по контракту N 62/2023-ЭА ИКЗ 231784246167978420100100350470000244 медицинских изделий, которые могут иметь признаки незарегистрированных, а также о письмах Росздравнадзора N 01И-197/22 от 22.02.2022 и N 01И-988/22 от 19.09.2022 о выявлении незарегистрированных медицинских изделий с указанием признаков.
02.08.2023 Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области произведен отбор медицинских изделий:
- "Набор инструментов хирургических эндоскопических "Медфармсервис" по ТУ 9437-001-43790314-99" в составе: Клипсы (титановые, стерильные малые, в картридже 6 шт. Серия 062021";
- "Набор инструментов хирургических эндоскопических "Медфармсервис" по ТУ 9437-001-43790314-99" в составе: Клипсы (титановые, стерильные средне-большие, в картридже 6 шт. Серия 022023);
- "Набор инструментов хирургических эндоскопических "Медфармсервис" по ТУ 9437-001-43790314-99" в составе: Клипсы (титановые, стерильные средние, в картридже 6 шт. Серия 062021).
По результатам проверки получены отрицательные заключения ФГБУ ВНИИИМТ Росздравнадзора:
1) N 13/ГЭ-23-452Э от 09.10.2023 по результатам экспертизы медицинского изделия "Набор инструментов хирургических эндоскопических "Медфармсервис" по ТУ 9437-001-43790314-99" в составе: Клипсы (титановые, стерильные малые, в картридже 6 шт.), партия: 062021, Произведено 06.2021, производства ООО "ИВФ "Медфармсервис", Россия, сделаны следующие выводы:
- качество медицинского изделия: невозможно установить;
- безопасность медицинского изделия: невозможно подтвердить;
- регистрационное удостоверение от 25.01.2019 N ФСР 2010/06648 не распространяется на медицинское изделие. Медицинское изделие не зарегистрировано в соответствии с требованиями законодательства, имеется непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан при применении медицинского изделия. Имеется непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан при применении медицинского изделия.
2) N 13/ГЭ-23-453Э от 09.10.2023 по результатам экспертизы медицинского изделия "Набор инструментов хирургических эндоскопических "Медфармсервис" по ТУ 9437-001-43790314-99" в составе: Клипсы (титановые, стерильные средние, в картридже 6 шт), партия 062021, Произведено: 06.2021, производства ООО "ИВФ "Медфармсервис", Россия, сделаны следующие выводы:
- качество медицинского изделия: невозможно установить;
- безопасность медицинского изделия: невозможно подтвердить;
- регистрационное удостоверение от 25.01.2019 N ФСР 2010/06648 не распространяется на медицинское изделие. Медицинское изделие не зарегистрировано в соответствии с требованиями законодательства, имеется непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан при применении медицинского изделия. Имеется непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан при применении медицинского изделия.
3) N 13/ГЭ-23-455Э от 09.10.2023 по результатам экспертизы медицинского изделия "Набор инструментов хирургических эндоскопических "Медфармсервис" по ТУ 9437-001-43790314-99" в составе: Клипсы (титановые, стерильные средне-большие, в картридже 6 шт.), партия: 022023, Произведено: 02.2023, производства ООО "ИВФ "Медфармсервис", Россия, сделаны следующие выводы:
- качество медицинского изделия: невозможно установить;
- безопасность медицинского изделия: невозможно подтвердить;
- регистрационное удостоверение от 25.01.2019 N ФСР 2010/06648 не распространяется на медицинское изделие. Медицинское изделие не зарегистрировано в соответствии с требованиями законодательства, имеется непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан при применении медицинского изделия. Имеется непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан при применении медицинского изделия.
Согласно ч. 17 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЭ) запрещается реализация фальсифицированных медицинских изделий, недоброкачественных медицинских изделий и контрафактных медицинских изделий, а также незарегистрированных медицинских изделий.
Согласно п. 5.1 Контракта Товар должен соответствовать требованиям законодательства, спецификации и условиям настоящего Контракта, что должно быть подтверждено сертификатом соответствия, декларацией, регистрационным удостоверением или иным документом, подтверждающим качество данного Товара, Поставщик передает Заказчику техническую документацию на Товар на русском языке содержащую в том числе дату выпуска (изготовления) товара. Дата изготовления может быть указана также в техническом или заводском паспорте, этикетках, наклейках на Товар или другом документе.
В соответствии с п. 6.14 Контракта Заказчик вправе после приемки товара, провести исследования товара на соответствие требованиям контракта.
Согласно п. 6.15 Контракта, в случае получения Заказчиком по результатам таких исследований заключения о несоответствии товара требованиям контракта, технических регламентов, и/или нормативно-правовых актов, регулирующих качество, безопасность соответствующего товара, Заказчик вправе требовать возврата стоимости всей партии поставленного недоброкачественного товара или замены товара на товар надлежащего качества и возмещения стоимости проведения таких исследований.
Пунктом 6.16 Контракта предусмотрено, что Поставщик обязан в срок, указанный в претензии Заказчика, исполнить соответствующее требование Заказчика.
С учетом отрицательных заключений ФГБУ ВНИИИМТ Росздравнадзора от 09.10.2023 N 13/Г3-23-452Э, N 13/T3-23-4533 и N13/Г3-23-455Э, претензией от 27.10.2023 N 13425-01/к Заказчик потребовал в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения претензии произвести замену Товара в количестве, указанном в таблице N 1 на Товар, соответствующий условиям Контракта и зарегистрированный по РУ от 25.01.2019 N ФСР 2010/06648.
В указанный в претензии срок нарушения условий Контракта Поставщиком не устранены, замена Товара не произведена, что является существенным нарушением условий Контракта.
В соответствии с п. 7.6 Контракта если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару, Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с ч. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).
Частью 2 ст. 523 ГК РФ предусмотрено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 2 ст. 450, ч. 1 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 2 ст. 523 ГК РФ, п.п. 7.3, 7.6 Контракта, ст. 95 Закона о контрактной системе, ч.17 ст.38 Федерального закона N 323-ФЗ, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.11.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ХЭЛИМА" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 13.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что по заявкам Заказчика Товар был поставлен ООО "ХЭЛИМА" двумя партиями: 15.05.2023 количеством 2700 клипс на сумму 384 172,20 рублей и 23.05.2023 количеством 5508 клипс на сумму 783 700,92 рублей. Товар был принят и использовался Заказчиком без замечаний. И лишь 27.10.2023 поступила претензия о несоответствии Товара требованиям Контракта.
ФГБУ ВНИИИМТ Росздравнадзора выданы отрицательные заключения по результатам экспертизы качества медицинских изделий.
27.10.2023 Заказчиком в адрес Поставщика направлена претензия за исх. N 13425-01/к с требованием об уплате штрафа за нарушение условий Контракта и замене поставленного Товара.
Поскольку в 5-дневный срок замена Товара не произведена, Заказчик, полагая это существенным нарушением условий Контракта, 09.11.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поставщик, действуя разумно и добросовестно, направил Заказчику письмо с предложением о рассмотрении вариантов замены Товара, а также оплатил штраф в размере 5 000 рублей, начисленный Заказчиком по п. 9.8 Контракта (приложение). Однако, ответа на указанное письмо от Заказчика не поступило.
Вместе с тем согласно условиям п. 1.2 Контракта поставки Товара осуществляются на основании заявок Заказчика отдельными партиями до 31.12.2023.
В соответствии с Письмом ФАС России от 12.03.2019 N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" отмечено, что одним из оснований не включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, является не наступления срока исполнения контракта.
Таким образом, представитель Участника пришел к выводу, что поскольку срок по Контракту не истек, у Поставщика имелась возможность его исполнить и произвести замену Товара. Кроме того, у Поставщика изначально отсутствовал противоправный умысел, все действия Поставщика направлены на реальное исполнение контрактных обязательств.
Невозможность исполнения возникла в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при участии в закупке и дальнейшем планировании исполнения Контракта.
Поставщиком в адрес завода изготовителя ООО "ИВФ "Медфармсервис" направлен запрос о предоставлении пояснений по поставке медицинских изделий ненадлежащего качества.
Как следует из ответа завода изготовителя от 18.12.2023 за исх. N 175 в ходе изготовления клипс титановых была допущена производственная ошибка.
В данном случае ООО "ХЭЛИМА" считает, что представленные Заказчиком сведения, не свидетельствуют о доказанности умышленно недобросовестных действий со стороны Поставщика.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ХЭЛИМА" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, учитывая активные действия ООО "ХЭЛИМА", направленные на исполнение Контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ХЭЛИМА" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ХЭЛИМА" (ИНН: 1655411807), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 декабря 2023 г. N РНП-78-1821/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2024