Резолютивная часть решения оглашена 10.01.2024
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "Правил ведения недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", рассмотрела обращение муниципального казенного учреждения "Отдел капитального строительства администрации Петушинского района Владимирской области" о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ПСК" (ИНН/КПП 7701958563/772200001, адрес - 111141, г.Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Перово, ул.Перовская, д.36, к.3, кв.160) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в присутствии представителей МКУ "Отдел капитального строительства администрации Петушинского района Владимирской области"
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
У С Т А Н О В И Л А:
27.12.2023 во Владимирское УФАС России поступило обращение муниципального казенного учреждения "Отдел капитального строительства администрации Петушинского района Владимирской области" о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ПСК" (ИНН/КПП 7701958563/772200001, адрес - 111141, г.Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Перово, ул.Перовская, д.36, к.3, кв.160) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду одностороннего отказа от исполнения контракта на выполнение работ по реконструкции водозабора г.Петушки Владимирской области (извещение N 0128200000122007591).
Из обращения заказчика установлено следующее.
Между МКУ "Отдел капитального строительства администрации Петушинского района Владимирской области" (заказчик) и ООО "ПСК" (подрядчик) по результатам проведенного электронного аукциона заключен муниципальный контракт N 0128200000122007591 от 21.12.2022 на выполнение работ по реконструкции центрального водозабора г.Петушки Владимирской области.
В соответствии с пунктом 1 Контракта, подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика работы по реконструкции центрального водозабора г.Петушки Владимирской области и сдать их результат заказчику, а заказчик после приемки выполненных работ обязуется оплатить их.
Согласно пункта 4.2 контракта работы, предусмотренные настоящим контрактом, должны быть завершены не позднее 30.11.2023, в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ. Дополнительное соглашение о продлении срока выполнения работ не заключалось.
ООО "ПСК" по состоянию на 14.12.2023 работы по объекту не завершены, а именно не выполнены в полном объеме этапы работ с 4 по 15.
Кроме того, анализ количества работников, находящихся на территории производства работ показал, что состав минимален и недостаточен для своевременного выполнения работ, либо вовсе отсутствуют рабочие. Письмом ФБУ "РосСтройКонтроль" заказчику было сообщено, что работы на объекте не ведутся. Имеются нарушения условий контракта, о чем свидетельствуют акт проверки N 3841-21 от 10.11.2023, акт об устранении нарушений N 3841-20-01 от 10.11.2023.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что подрядчик выполняет работы в целом настолько медленно, что исполнение контракта в срок невозможно.
В силу изложенного, в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, статей 450.1, 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 15.2 Контракта 14.12.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду существенного нарушения условий исполнения контракта со стороны подрядчика. 26.12.2023 решение заказчика вступило в законную силу и контракт был расторгнут.
На основании изложенного, заказчик просит Комиссию Владимирского УФАС России включить информацию об ООО "ПСК" в реестр недобросовестных поставщиков.
По существу обращения заказчика ООО "ПСК" пояснило следующее.
В ходе выполнения работ были обнаружены обстоятельства, препятствующие выполнению работ в установленный контрактом срок, это привело к необходимости внесения существенных изменений в проектно-сметную документацию. Основные обстоятельства это - геологическая разведка скважин при проектировании не соответствовала фактическим данным, что было выявлено в ходе работ по бурению; отсутствие в проектной документации двух из четырех скважин, необходимых к бурению; в связи с началом СВО запроектированное оборудование подлежало замене; разделы проекта невозможно сдать заказчику полностью, поскольку в каждом разделе присутствовали завершающие виды работ (демонтаж предусматривал полный демонтаж существующего и действующего оборудования).
Все эти условия определили необходимость внесения в проектно-сметную документацию. Заказчик настаивал на внесение изменений без прохождения повторной экспертизы, что в силу сложившихся обстоятельств было невозможно. На настоящий момент измененная документация 13.12.2023 направлена с соответствующим заявлением во Владимирскую государственную областную экспертизу. По заявлению в экспертизу получены замечания, в частности отсутствует письмо от заказчика о том, что застройщик гарантирует изменение предельной стоимости строительства объекта по результатам положительного заключения государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости по данному объекту. Таким образом, были предприняты все меры для исполнения контракта в срок, однако имелись непредвиденные обстоятельства, не зависящие от воли сторон.
Также контракт исполнен и приняты работы на сумму 17 175 039 рублей. Закуплено дорогостоящее оборудование для исполнения контракта.
ООО "ПСК" просит отказать в удовлетворении обращения заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, при решении вопроса о включении ООО "ПСК" в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из анализа положений статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта. Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах закупки по размещению государственных и муниципальных закупок.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 г. N 13-П, от 21.11.2002 г. N 15-П, определения от 07.06.2001 г. N 139-О, от 07.02.2002 г. N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Антимонопольному органу, рассматривающему вопрос о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, недостаточно лишь констатировать факт одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий подрядчиком; необходимо дать оценку поведения подрядчика на предмет его недобросовестности, определив вину в неисполнении контракта.
Комиссия Владимирского УФАС России, изучив представленные документы сторон, пришла к выводу, что в действиях ООО "ПСК" отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного контракта. В частности Обществом предпринимались действия направленные на исполнение контракта - фактически Обществом выполнена часть работ на сумму 17 175 039 рублей, что составляет 12,07 %. от общего объема работ по контракту, а заказчиком данные работы приняты и оплачены. Кроме того, неисполнение контракта со стороны подрядчика обусловлено объективными обстоятельствами, а именно необходимостью внесения изменений в проектно-сметную документацию по причине наличия в ней ряда недочетов и недоработок.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения муниципального казенного учреждения "Отдел капитального строительства администрации Петушинского района Владимирской области" о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ПСК" (ИНН/КПП 7701958563/772200001, адрес - 111141, г.Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Перово, ул.Перовская, д.36, к.3, кв.160) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду одностороннего отказа от исполнения контракта на выполнение работ по реконструкции водозабора г.Петушки Владимирской области (извещение N 0128200000122007591).
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Решение территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 10 января 2024 г. N 033/06/104-981/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2024