Резолютивная часть решения оглашена 09 января 2024 года.
Полный текст решения изготовлен 12 января 2024 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///,
члены Комиссии: ///;
в отсутствие представителей Администрации Большелугского сельского поселения (далее - заказчик) - ходатайство от 27.12.2023 о рассмотрении обращения без участия представителя, Общества с ограниченной ответственностью "Архитектурная концепция" (далее - ООО "Архитектурная концепция", Общество),
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении ООО "Архитектурная концепция" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 14.08.2023 г. N 7 на подготовку проекта межевания территории кадастрового квартала 38:27:010201, расположенного на территории Большелугского муниципального образования (реестровый номер контракта 3382101323823000009), заключенный по итогам закупки N 0134300004223000007.
ООО "Архитектурная концепция" не представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/1623/23 от 25 декабря 2023 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе рассмотрения обращения установлено, что заказчиком 21.07.2023 г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300004223000007 "На подготовку проекта межевания территории кадастрового квартала 38:27:010201, расположенного на территории Большелугского муниципального образования" (идентификационный код закупки 233382101323838100100100200017111244).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 290 000 рублей 00 копеек.
По итогам электронного аукциона победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 114700661 - ООО "Архитектурная концепция".
14.08.2023 г. между заказчиком и Обществом заключен муниципальный контракт N 7 на подготовку проекта межевания территории кадастрового квартала 38:27:010201, расположенного на территории Большелугского муниципального образования (далее - Контракт).
Цена Контракта составляет 877 188 рублей 45 копеек.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по подготовке проекта межевания территории кадастрового квартала 38:27:010201, расположенного на территории Большелугского муниципального образования (далее - Работы) в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом".
Пунктом 3.1 Контракта определен срок проведения работ "с даты заключения контракта по 30.11.2023 г. с правом досрочного выполнения работ".
10.10.2023 г. Обществом в адрес заказчика направлено письмо N ИСХ -РП -24/2023, в котором просило опубликовать список земельных участков на сайте Администрации Большелугского сельского поселения с целью привлечения заинтересованных лиц к согласованию границ этих участков.
Письмом от 12.10.2023 г. N 914 заказчиком дан ответ о том, что перечень существующих земельных участков, координаты которых требуют уточнения, не целесообразны к размещению на сайте Администрации, так как отсутствуют сами координаты уточняемых земельных участков. Заинтересованные лица не смогут их уточнить и согласовать.
ООО "Архитектурная концепция" письмом от 30.10.2023 г. N ИСХ-РП-26/2023 сообщило заказчику, что предусмотренные Контрактом результаты работы будут направлены 02.11.2023 г.
Однако в указанный срок результат работ Обществом заказчику не передан.
Заказчиком 15.11.2023 г. направлена претензия с требованием о предоставлении полной и достоверной информации о ходе выполнения работ по Контракту.
Ответ на данную претензию в материалах дела отсутствует.
Таким образом, в установленный Контрактом срок - 30.11.2023 г. предусмотренные Контрактом работы Обществом не выполнены.
04.12.2023 г. заказчиком направлена претензия с требованием о выполнении принятых на себя обязательств в соответствии с условиями Контракта, а также о формировании с использованием Единой информационной системы документа о приемке, содержащий информацию, указанную в п. 1 ч. 13 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ.
Письмом от 06.12.2023 г. N ИСХ-РП-29/2023 ООО "Архитектурная концепция" сообщило заказчику, что материалы будут направлены 08.12.2023 г.
В определенный Обществом срок результат работ по Контракту не направлен.
11.12.2023 года заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу ч. 8 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Часть 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена в статье 9 Контракта.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке установлен ч. 12.1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которому в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано заказчиком с использованием Единой информационной системы 11.12.2023 г., получено Обществом в тот же день.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений ч. 13 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 22.12.2023 г.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
После формирования заказчиком посредством Единой информационной системы решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО "Архитектурная концепция" с использованием Единой информационной системы направило заказчику документы о приемке N 1.
Согласно пояснениям заказчика для проверки результата выполненной работы на основании пункта 4.7 Контракта заказчиком заключен контракт N 90 от 13.12.2023 с Обществом с ограниченной ответственностью "Альба-Кадастр" (далее - ООО "Альба-Кадастр") на проведение экспертного заключения к проекту межевания территории кадастрового квартала, расположенного на территории Большелугского муниципального образования. Экспертиза сделала вывод об отрицательной оценки представленного проекта межевания кадастрового квартала. Согласно заключению проект требует больших доработок и не соответствует требованиям законодательных норм и требований предъявляемых к данной документации.
Согласно сопроводительному письму ООО "Альба-Кадастр" от 17.12.2023 г. N 160 исследуемый проект межевания требует полной переделки, выделить процентное соотношение выполненной работы невозможно, так как предоставленные материалы нельзя использовать в целях проведения работ по межеванию границ земельных участков.
18.12.2023 г. заказчиком в Единой информационной системе отказано в приемке результатов работ с указанием причин такого отказа и размещением документов, которым заказчик руководствовался при принятии решения.
Таким образом, до вступления решения в силу Обществом обязательства по Контракту в полном объеме и в соответствии с условиями Контракта не выполнены.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 715 Гражданского Кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае Общество не выполнило предусмотренные Контрактом работы, следовательно, проявило недобросовестное поведение по отношению к заказчику, ненадлежащим образом исполняло свои обязательства по Контракту.
Согласно ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ).
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Также, по мнению Верховного суда РФ, под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Доказательства, свидетельствующие о невозможности ООО "Гефестстрой" выполнить работы в соответствии с условиями Контракта либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, Обществом не представлены заказчику ни при исполнении Контракта, ни на обозрение Комиссии Иркутского УФАС России. Комиссией самостоятельно не добыты.
Наличие иных не зависящих от Общества причин, препятствовавших надлежащим образом исполнить свои обязательства по Контракту, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
В силу ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Общество, подав заявку на участие в закупке, согласилось с условиями извещения о проведении закупки и проектом контракта, заключило Контракт, следовательно, взяло на себя определенные обязательства, которые должно исполнять надлежащим образом и в соответствии с условиями Контракта.
Стоит отметить, что ООО "Архитектурная концепция" осуществляет деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, ООО "Архитектурная Концепция" должно было осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Представитель ООО "Архитектурная концепция" на заседание Комиссии не явился, не представил доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, доказательств, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий Контракта.
Действие ООО "Архитектурная концепция", не исполнившего обязательства по Контракту, образует существенное нарушение условий Контракта, поскольку заказчик лишился того, на что рассчитывал при размещении закупки и заключении Контракта.
В связи с вышеизложенным, в бездействии ООО "Архитектурная концепция", приведшему к неисполнению Контракта, усматривается недобросовестный и виновный характер, поскольку не обусловлено наличием обстоятельств непреодолимой силы, действиями третьих лиц или иными причинами, объективно препятствующими исполнению Обществу своих обязательств надлежащим образом.
Таким образом, на основании ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ сведения в отношении ООО "Архитектурная концепция" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Архитектурная концепция" (ИНН: 5504148982; 644070, г. Омск, ул. Богдана Хмельницкого, д. 40, кв. 84) в реестр недобросовестных поставщиков включать сроком на два года.
2. Сведения об учредителе/участнике Общества с ограниченной ответственностью "Архитектурная концепция" (Рожков Евгений Сергеевич, ИНН 550410445440), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Архитектурная концепция" (Рожков Евгений Сергеевич, ИНН 550410445440), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 12 января 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2024