Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
- врио начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от уполномоченного учреждения ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ЦЕНТР ЗАКУПОК РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия, комиссия по осуществлению закупок): (представители по доверенностям), подключились после объявленного перерыва;
от заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ДИРЕКЦИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" (далее - ГКУ "ДЖС РС (Я)", заказчик): (представитель по доверенности), подключился после объявленного перерыва;
от заявителя Спиридоновой Анисья Дмитриевна (далее - Спиридонова А.Д., заявитель): Спиридонова А.Д. (лично), (представитель по доверенности), после перерыва не подключились.
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу Спиридоновой А.Д. на действия (бездействие) уполномоченного учреждения ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)" при проведении электронного аукциона на приобретение 1 (Одного) жилого помещения (благоустроенной квартиры) у лица, не являющегося застройщиком в г. Якутске, Республики Саха (Якутия), в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы" (извещение N 0816500000623022794), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба Спиридоновой А.Д. на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения.
В ходе рассмотрения жалобы заявитель и представитель заявителя пояснили, что аукционная комиссия уполномоченного учреждения неправомерно отклонила заявку Спиридоновой А.Д. при проведении электронного аукциона на приобретение 1 (Одного) жилого помещения (благоустроенной квартиры) у лица, не являющегося застройщиком в г. Якутске, Республики Саха (Якутия), в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы".
Просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители уполномоченного учреждения пояснили, что с жалобой заявителя не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что с жалобой заявителя не согласен.
Просит признать жалобу необоснованной.
Заседание Комиссии Якутского УФАС России было назначено на 29 декабря 2023 г. в 10 часов 30 минут.
В целях полного и всестороннего рассмотрения дела Комиссией Якутского УФАС России было принято решение отложить заседание Комиссии на 09 января 2024 г. на 15 часов 00 минут.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
08.12.2023 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0816500000623022794 на приобретение 1 (Одного) жилого помещения (благоустроенной квартиры) у лица, не являющегося застройщиком в г. Якутске, Республики Саха (Якутия), в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы".
Начальная (максимальная) цена контракта составила: 7 129 004,33 рублей.
На участие в закупке подано 2 (две) заявки от участников закупки, обе заявки признаны не соответствующими извещению о проведении электронного аукциона.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу Спиридоновой А.Д. необоснованной на основании следующего.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.12.2023 NИЭА2 заявка Спиридоновой А.Д. отклонена в связи со следующим: "с несоответствием участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 4 информационной карты к извещению, подпунктом 2 пункта 1.2.1 подраздела 1.2 раздела 1 приложения N3 к извещению согласно пункту 4 части 4 статьи 49, пункту 3 части 6 статьи 43 и пункту 1 части 1 статьи 31 указанного закона (участник закупки не является единоличным собственником квартиры).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 ст. 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении заявки на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктом 2 и пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно подпункту 2 пункта 1.2.1 подраздела 1.2 раздела 1 приложения N3 к извещению установлено следующее:
"1.2.1. Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке в части информации и документов об участнике закупки должна содержать:
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным согласно законодательству Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе пункта 1 раздела 4 информационной карты к извещению установлено следующее:
1. |
Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям |
В силу положений статьи 209, части 1 статьи 549 Гражданского кодекса РФ, а также части 1 статьи 57 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ участник закупки должен являться собственником жилого помещения. Для подтверждения соответствия указанному требованию участниками закупок в составе заявки представляется выписка из Единого государственного реестра недвижимости или его копия. В случае, если на совершение сделки в силу закона требуется согласие третьего лица в соответствии с положениями статей 157.1, 253 и 292 Гражданского кодекса РФ участник закупки дополнительно должен приложить нотариально заверенное (если в силу закона требуется нотариальное удостоверение) согласие третьего лица, являющейся основанием для государственной регистрации права или его копию. |
Для объективного рассмотрения дела, Якутским УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки о предоставлении сведений и документов, представленных в составе заявок на участие в закупке.
Из представленных оператором сведений следует, что участником закупки Спиридоновой А.Д. в документах, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, была приложена выписка из единого государственного реестра недвижимости согласно которой Спиридонова А.Д. является долевым собственником квартиры.
Из пояснений заявителя следует, что остальные собственники являются несовершеннолетними детьми заявителя. Также имеется разрешение органов опеки МО "Кобяйский улус (район) от 09.11.2023 г. N 1520-Ро разрешении сделки по продаже имущества принадлежащего несовершеннолетним детям, которая приложена к заявке.
Из пояснений уполномоченного учреждения следует что заявка участника была отклонена в связи с тем, что участник закупки не является единоличным собственником квартиры.
Частью 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
В силу части 1 статьи 288 ГК РФ только собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением, следовательно, такой муниципальный контракт может быть заключен только с собственником объекта недвижимости.
Согласно положениям статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, также собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно части 1 статьи 245 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) долевая собственность - это разделение имущества между собственниками на доли. Если владельцы специально не установили в соглашении размер долей, то доли считают равными.
Согласно части 1 статьи 246 Гражданского кодекса РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Из указанных норм следует, что распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется при наличии согласия всех ее участников.
В соответствии с частью 2 статьи 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
В силу части 1 статьи 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 551 Гражданского кодекса РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Таким образом, в силу части 2 статьи 223 ГК РФ право собственности возникает после государственной регистрации права на основании Федерального Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - ФЗ N 218-ФЗ) и вносится сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ФЗ N 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости
Согласно части 6 статьи 62 ФЗ N 218-ФЗ сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, выписки из Единого государственного реестра недвижимости или ином виде, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Помимо всего изложенного, необходимо отметить, что из смысла части 1 статьи 549 ГК РФ, а также части 1 статьи 57 ФЗ N 218-ФЗ стороной договора купли-продажи недвижимости должен выступать собственник квартиры. А также в силу Закона о контрактной системе участник закупки является стороной контракта и несет все права, обязанности и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Соответственно, если участник закупки не будет являться собственником квартиры, это будет нарушать положения ГК РФ и ФЗ N218-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе регистрация участников закупок в единой информационной системе осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
В силу части 4 статьи 24.2 Закона о контрактной системе операторы электронных площадок не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника закупки в единой информационной системе, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке.
Согласно части 3 статьи 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством. При этом участник закупки, т.е. лицо, получившее аккредитацию, является стороной контракта (поставщик), в чьих интересах действует указанный представитель. Полные права, обязанности и ответственность несет участник закупки.
Таким образом, после аккредитации на электронной площадке физическое лицо (собственник квартиры или жилого помещения) вправе по своему усмотрению принимать участие в электронном аукционе лично либо через своего представителя (при наличии соответствующей доверенности). При этом, поверенный будет действовать не от своего имени, а от имени своего доверителя (собственника квартиры или жилого помещения - участника аукциона в электронной форме).
На основании вышеизложенного, в данном случае стороной контракта должен являться собственник квартиры.
Аналогичные доводы приведены в решении Арбитражного суда Красноярского края от 10.10.2016 по делу А33-16584/2016, которое было поддержано в апелляционной (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 03АП-7414/16) и кассационной инстанциях (Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.03.2017 Ф02-299/17).
Кроме того, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 02.03.2017 Ф02-299/17 по делу А33-16584/2016 установил, что требование к участникам закупки о владении объектом закупки на праве собственности не ограничивает конкуренцию, в том числе в виде необоснованного ограничения числа участников закупки, поскольку не исключает подачу заявки представителем по доверенности, но от имени собственника.
Кроме того, согласно части 2 статьи 54 218-ФЗ Сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу Спиридоновой А.Д. на действия (бездействие) уполномоченного учреждения ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)" при проведении электронного аукциона на приобретение 1 (Одного) жилого помещения (благоустроенной квартиры) у лица, не являющегося застройщиком в г. Якутске, Республики Саха (Якутия), в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы" (извещение N 0816500000623022794) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 января 2024 г. N 014/06/49-25/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2024