Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Гареев Д.Р.;
члены Комиссии:
специалист 1 разряда отдела контроля закупок - Шайхуллин В.Э.;
ведущий специалист отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Хлебников М.В.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Уполномоченный орган: Государственный комитет Республики Башкортостан по конкурентной политике;
- Шарифуллин Э.Р. (доверенность).
Заказчик: ГБУЗ РКБ им. Г.Г. Куватова
- Егорова И.В. (доверенность);
- Колесникова Д.З. (доверенность).
Заявитель: ООО "Белмедизделие"
- Агиенко О.А. (доверенность)
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Белмедизделие" (вх. 20482/23 от 25.12.2023) на действия ГБУЗ РКБ им Г.Г. Куватова при определении поставщика путем проведения закупки N0101500000323000816 "Поставка изделий медицинского назначения (Гель контактный, нестерильный) на 2024 год".
По мнению Заявителя, комиссией Заказчика нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего законодательства.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0101500000323000816.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указал, что при описании объекта закупки Заказчик установил показатель, который сложно или невозможно проверить при приемке товаров без специальных экспертиз.
В соответствии со ст.8 Закона о контрактной системе:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системы Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из пункта 1 обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ от 28 июня 2017 года следует, включение заказчиком в аукционную документацию особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, сопоставимости такого товара с товаром, имеющимся у заказчика, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. То есть, основополагающим фактором, является потребность заказчика в сопоставимости такого товара с уже имеющимся у него, и специфика использования товара, с учетом которой заказчик вправе включать в описание объекта закупки особые характеристики, отвечающие его потребностям.
Заказчиком была представлена сравнительная таблица согласно которой имеется как минимум 2 производителя:
По позиции 1
1) ООО "МедиКрафт" РУ N ФСР 2010/09777 от 02.07.2021.
2) ООО "Гельтек-Медика" РЗН 2016/4953 от 28.05.2018.
По позиции 2
1) ООО "МедиКрафт" РУ N ФСР 2010/09777 от 02.07.2021.
2) ООО "Гельтек-Медика" РЗН 2016/4953 от 28.05.2018.
По позиции 3
1) ООО "МедиКрафт" РУ N ФСР 2010/09777 от 02.07.2021.
2) ООО "Гельтек-Медика" РЗН 2016/4953 от 28.05.2018.
По позиции 4
1) ООО "МедиКрафт" РУ N ФСР 2010/09777 от 02.07.2021.
2) ООО "Гельтек-Медика" РУ NРЗН 2016/3706 от 19.02.2016.
По позиции 5
1) ООО "МедиКрафт" РУ N ФСР 2010/09777 от 02.07.2021.
2) ООО "Гельтек-Медика" РУ NРЗН 2016/3706 от 19.02.2016.
По позиции 6
1) ООО "МедиКрафт" РУ N ФСР 2010/09777 от 02.07.2021.
2) ООО "Гельтек-Медика" РУ NРЗН 2016/3706 от 19.02.2016.
По позиции 7
1) ООО "МедиКрафт" РУ N ФСР 2010/09777 от 02.07.2021.
2) ООО "Гельтек-Медика" РУ NРЗН 2016/3706 от 19.02.2016.
По позиции 8
1) ООО "МедиКрафт" РУ N ФСР 2010/09777 от 02.07.2021.
2) ООО "Гельтек-Медика" РУ NРЗН 2016/3706 от 19.02.2016.
По позиции 9
1) ООО "МедиКрафт"РУ N ФСР 2010/09777 от 02.07.2021.
2) ООО "Гельтек-Медика" РУ NРЗН 2016/3706 от 19.02.2016.
По позиции 10
1) ООО "МедиКрафт" РУ N РЗН 2018/7296 от 02.07.2021.
2) ООО "Гельтек-Медика" РЗН 2016/4953 от 28.05.2018.
По позиции 11
1) ООО "МедиКрафт" РУ N РЗН 2018/7296 от 02.07.2021.
2) ООО "Гельтек-Медика" РЗН 2016/4953 от 28.05.2018.
По позиции 12
1) ООО "МедиКрафт" РУ N РЗН 2018/7296 от 02.07.2021.
2) ООО "Гельтек-Медика" РЗН 2016/4953 от 28.05.2018.
По позиции 13
1) ООО "МедиКрафт" РУ N РЗН 2018/7296 от 02.07.2021.
2) ООО "Гельтек-Медика" РУ NРЗН 2016/3706 от 19.02.2016.
По позиции 14
1) ООО "МедиКрафт" РУ N РЗН 2018/7296 от 02.07.2021.
2) ООО "Гельтек-Медика" РУ NРЗН 2016/3706 от 19.02.2016.
По позиции 15
1) ООО "МедиКрафт" РУ N РЗН 2018/7296 от 02.07.2021.
2) ООО "Гельтек-Медика" РУ NРЗН 2016/3706 от 19.02.2016.
По позиции 16
1) ООО "МедиКрафт" РУ N РЗН 2018/7296 от 02.07.2021.
2) ООО "Гельтек-Медика" РУ NРЗН 2016/3706 от 19.02.2016.
По позиции 17
1) ООО "МедиКрафт" РУ N РЗН 2018/7296 от 02.07.2021.
2) ООО "Гельтек-Медика" РУ NРЗН 2016/3706 от 19.02.2016.
По позиции 18
1) ООО "МедиКрафт" РУ N РЗН 2018/7296 от 02.07.2021.
2) ООО "Гельтек-Медика" РУ NРЗН 2016/3706 от 19.02.2016.
По позиции 19
1) ООО "МедиКрафт" РУ N РЗН 2016/4413 от 02.07.2021.
2) ООО "Гельтек-Медика" РУ NРЗН 2016/4953 от 28.05.2018.
По позиции 20
1) ООО "МедиКрафт" РУ N РЗН 2016/4413 от 02.07.2021.
2) ООО "Гельтек-Медика" РУ NРЗН 2016/4953 от 28.05.2018.
По позиции 21
1) ООО "МедиКрафт" РУ N РЗН 2016/4413 от 02.07.2021.
2) ООО "Гельтек-Медика" РУ NРЗН 2016/4953 от 28.05.2018.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Комиссией было установлено, что извещение об осуществлении закупки соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Белмедизделие" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Гареев Д.Р.
Члены комиссии Хлебников М.В.
Шайхуллин В.Э.
Заместитель начальника отдела |
Д.Р. Гареев |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шайхуллин В.Э.
тел.(347)2163354, 002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 29 декабря 2023 г. N ТО002/06/106-2619/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2024