Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
в отсутствие представителя ООО "КОМПАНИЯ БАЛТИЙСКИЙ МИР" (далее - Участник, Общество, Исполнитель, Поставщик), надлежащим образом уведомленного о заседания Комиссии в формате видеоконференцсвязи, что подтверждается уведомлением NИМ/13307/23 от 27.12.2023 (направлено электронной почтой и размещено в ЕИС для неограниченного круга лиц),
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 04.10.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N0345300106322000346 на поставка продуктов питания для нужд ГБУЗ ЛО "Всеволожская КМБ" на 2023 год (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта: 2 570 220,00 рублей.
По результатам электронного аукциона между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 0345300106322000346 от 26.10.2022 (далее - Контракт).
Цена Контракта составила 1 619 126,00 рублей.
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 12.12.2023, Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Вместе с тем, Участник, уведомленный по электронной почте и через ЕИС, не предоставил никаких письменных пояснений, явку на заседание в формате видеоконференцсвязи не обеспечил, то есть Участник, уведомленный надлежащим образом, не отправил Комиссии Ленинградского УФАС документов с фактами своей добросовестности, исходя из чего, Комиссия считает, что Исполнитель представил тот пакет документов, которыми располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС, ознакомившись с Контрактом выявила, что согласно п. 1.1. Контракта Поставщик обязуется осуществить поставку продуктов питания для нужд ГБУЗ ЛО "Всеволожская КМБ" на 2023 год. (далее - "Товар") Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Описанию объекта закупки (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно Контракта:
- 1.2. Наименование и количество поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту). Функциональные, технические и качественные характеристики Товара установлены в Описании объекта закупки (Приложение N 2 к настоящему Контракту).
- 3.1. Товар поставляется Заказчику единовременно в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара определяется на основании настоящего Контракта. Частичная поставка и поставка Товара по частям не допускается.
Поставка Товара осуществляется с момента заключения контракта, но не ранее 01.01.2023 года и по 31.12.2023 год, партиями по заявкам Заказчика течение 3 календарных дней со дня отправки Заявки Заказчиком. Время доставки: 8.00-15.00 ч.
- 3.2. Поставка Товара осуществляется Поставщиком по адресу: Ленинградская область, г. Всеволожск, Колтушское шоссе, д.20; Всеволожский р-н, п. Им. Морозова, ул. Ладожская д.42.
В виду п. 12.1. Контракт вступает в силу с даты его заключения обеими Сторонами и действует по "31" декабря 2023 г. (включительно), а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения Сторонами. Окончание срока действия настоящего Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по настоящему Контракту.
Контракт считается заключенным в день размещения Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, в единой информационной системе.
Неотъемлемой частью настоящего Контракта является следующее:
Приложение N 1 - Спецификация;
Приложение N 2 - Описание объекта закупки.
Согласно Спецификации (Приложение N1) Заказчику по заявка необходим товар:
N п/п |
Наименование товара |
Ед. изм. |
Количество в единицах измерения |
Остаточный срок годности |
Цена за единицу измерения, руб. (включая НДС) |
Стоимость, руб. (включая НДС) |
НДС, % |
Сумма НДС, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Какао-порошок Россия |
кг |
200 |
80% |
144,90 |
28980,00 |
20 |
4830,00 |
2. |
Горох шлифованный Россия |
кг |
900 |
80% |
44,55 |
40095,00 |
10 |
3645,00 |
3. |
Зелень сушеная Россия |
кг |
20 |
80% |
441,00 |
8820,00 |
20 |
1470,00 |
4. |
Печенье сладкое Россия |
кг |
1080 |
80% |
132,30 |
142884,00 |
20 |
23814,00 |
5. |
Рис Россия |
кг |
5216 |
80% |
75,60 |
394329,60 |
10 |
35848,15 |
6. |
Шиповник сушеный Россия |
кг |
2900 |
80% |
170,10 |
493290,00 |
20 |
82215,00 |
7. |
Смесь сушеных фруктов (сухой компот) Россия |
кг |
4199 |
80% |
121,60 |
510598,40 |
20 |
85099,73 |
8. |
Смесь сушеных фруктов (сухой компот) Россия |
кг |
1 |
80% |
129,00 |
129,00 |
20 |
21,50 |
Комиссия Ленинградского УФАС России усматривает, что из подписанного Контракта, а также приложений, стороны изначально знали о всех сроках и объемах поставляемого товара.
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято 12.12.2023 повторно (после ранее отозванного решения об одностороннем отказе от 25.09.2023) в связи с тем, что в установленный Контрактом срок Участник не исполнил свои обязательства, а именно Обществом нарушены существенные условия Контракта поскольку заявки перестали исполняться.
Комиссия УФАС Ленинградской области выявляет следующую хронологию событий между сторонами:
26.10.2022 Участник и Заказчик заключили Контракт.
Из материалов дела следует, что изначально Участник начал исполнять обязательства, так согласно документам о приемке произведена поставка товара на сумму 918 961,64 рублей из цены Контракта 1 619 126,00 рублей.
Вместе с тем, в ходе исполнения обязательств, фиксировались нарушения поставок продуктов питания, которые привели к одностороннему отказу от исполнения Контракта от 25.09.2023.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3.1 Контракта товар поставляется Заказчику единовременно в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Согласно приложению N 2 к Контракту (Описание объекта закупки): Сроки (периоды) поставки товара: С момента заключения контракта, но не ранее 01.01.2023 и по 31.12.2023, в течение 3 календарных дней со дня отправки Заявки Заказчиком.
В нарушение вышеуказанных пунктов Контракта и Описания объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту), Исполнителем не исполнены условия поставки продуктов питания, а именно по заявке Заказчика от 13.09.2023 продукты питания не поставлены.
Заказчиком в адрес Исполнителя 15.09.2023 (исх. N 11.1-23/5055) направлена претензия с указанием требования о поставке товара в срок до 25.09.2023.
Поскольку обязательства не исполнены в полном объеме, писем о сложностях Заказчику не поступало, то 25.09.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе.
Вместе с тем, по вышеуказанной заявке Общество в 10-тидневный срок исполнило обязательства, в связи с чем 06.10.2023 Заказчик письмом N 11.2-23/5190 принял об отмене решения об одностороннем отказе.
Тем не менее, ситуация с неисполнением заявок продолжилась, а именно по заявкам Заказчика от 15.11.2023 и 28.11.2023 продукты питания вновь не поставлены Обществом.
Поскольку по состоянию на 12.12.2023 Товар не поставлен, Поставщик на связь не выходил, товар по заявка не привозит, Заказчиком повторно принято решение об одностороннем отказе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС установила, что Заказчик со своей стороны:
Принял Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта - 12.12.2023, разместил решение в Единой Информационной системе. Согласно данным ЕИС решение получено Обществом 12.12.2023 17:33 (МСК).
В момент заседания Комиссия Ленинградского УФАС считала необходимым уточнить следующие вопросы у Заказчика: "Сообщал ли Участник письмами Заказчику о каких-либо препятствиях (сложностях)?", представитель Заказчика пояснил, что обязательства по Контракту не приостанавливались, иных документов в настоящее время у него не имеется, ни одного письма после направления заявок на не поступало.
Из письменных и устных пояснений представителя Заказчика следует, что в ходе исполнения обязательств Заказчик неоднократно шел Участнику навстречу, поскольку предоставлял дополнительный срок для поставки товара, обязательства Общества оказались не выполненными, односторонний отказ принят повторно, действия (бездействие) Общества привело к тому, что Заказчику в экстренном порядке необходимо искать нового поставщика, а неисполнение обязательств повлекло сбой организации питания пациентов больницы в связи с чем считает меру в виде включения в РНП соразмерной.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
Комиссии не представлено доказательств добросовестного поведения Участника, а в виду его отсутствия на заседании Комиссии, Управлению не представлено документов, которые могли бы подтверждать позицию о невозможности исполнить Контракт и о том, что Участник стремился выполнить обязательства.
Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту услуги должны оказываться в соответствии с согласованным и утвержденными приложениями.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Весь объем и сроки поставки товара были изначально известны Участнику, следовательно, неисполнение обязательств связанно с надлежащей степенью заботливости и осмотрительности Участника.
Комиссия не может принять во внимание поставку части Товара, поскольку весь объем и сроки поставки были изначально известны Участнику, следовательно, частичное исполнение обязательств не свидетельствует о добросовестности Общества, с учетом отсутствия информирования Заказчика о причинах не поставки оставшейся части по иным заявкам.
Комиссия в каждом деле исходит из того, что потребность Заказчика заключается в выполнении 100% обязательств, привезенная часть товара не может свидетельствовать о надлежащей степени заботливости и осмотрительности, как и доказательством заинтересованности в исполнении всех условий Контракта, поскольку Заказчик нуждается в поставке товара именно для организации питания, для чего и заключался Контракт, а не в исполнении Участником Контракта в какой-либо части.
Иная трактовка дела, в конкретных и отдельных обстоятельствах, ведет к нивелированию меры публично-правовой ответственности Участника посредством частичного исполнения обязательств, что ведет к формальному освобождению лица, не исполнившему обязательства от санкций, а также самоустранению антимонопольного органа от признания недобросовестным поведения стороны в подобных ситуаций по формальным причинам, что не способствует укреплению законности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Также, Комиссия исходит из того, что согласно части 1 статьи 716 ГК Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Ввиду части 2 статьи 716 ГК Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Комиссия обращает внимание, что Участник не воспользовался предусмотренной Гражданским кодексом возможностью, обязательства по Контракту не приостанавливал, писем о приостановке с надлежащим доказательством уведомления Заказчика не представлено.
Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что гражданско-правовые отношения Участника с другими лицами (завод-производитель, субподрядчиками и т.д.) не должны оказывать влияние на обязательства Исполнителя в рамках заключенного Контракта с государственным органом при расходовании бюджетных средств и не является основанием для неисполнения обязательств.
Заказчик предоставлял дополнительный срок для исполнения обязательств, отозвал первоначальное решение об одностороннем отказе, однако Участник вновь нарушал обязательства, так как по заявке товар не привозил, при принятии повторного решения об одностороннем отказе также не связывался с Заказчиком.
Таким образом, Участник, имея возможность поставить товар не проявил ту степень заботливости и осмотрительности которая требовалась от него, что не способствовало учету интересов контрагента, в данном случае Заказчика.
Поскольку ни Комиссии, ни Заказчику не предоставлено документальных доказательств, которые свидетельствуют о том, что Участник действительно сталкивался с обстоятельствами, препятствующими исполнению Контракта, то следует признать подобные действия в полной мере недобросовестными.
При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для него последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что товар в полном объеме не был поставлен Заказчику.
Таким образом, Заказчику, нуждающемуся в поставке продуктов питания, нанесен ущерб, в виде невозможность организации соответствующего питания в медицинском учреждении Ленинградской области.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности, выраженные в действиях (бездействии) по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта соразмерные санкции в виде включения сведений о нем в РНП.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ООО "КОМПАНИЯ БАЛТИЙСКИЙ МИР" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 9 января 2024 г. N 047/10/104-4449/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2024