Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия УФАС, Комиссия Управления) в составе:
Предтеченская Е.Н. - начальник отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии Управления,
Егорова А.А. - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления,
Кузнецова Ю.Н. - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления,
рассмотрев жалобу ООО "ССМО" (далее - Заявитель) на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме "Оказание услуги по ремонту и техническому обслуживанию оборудования специального назначения (Оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники с заменой запасных частей)", извещение N 0830500000223004574, Заказчик - БУЗ "ВО "ВОДКБ" (далее - Заказчик), Уполномоченное учреждение - КУ ВО "Центр закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при участии представителей Заказчика, Заявителя, Уполномоченного учреждения и участника закупки (в соответствии с ходатайством об участии в рассмотрении)
УСТАНОВИЛА:
09.01.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена жалоба Заявителя на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме "Оказание услуги по ремонту и техническому обслуживанию оборудования специального назначения (Оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники с заменой запасных частей)", извещение N 0830500000223004574 (далее - запрос котировок, закупка), противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок и соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявителя содержатся следующий довод:
Согласно п. 2.3 Описания объекта закупки, для оказания услуг по техническому обслуживанию изделий медицинской техники сотрудники Исполнителя и (или) субподрядной организации должны иметь:
- справку об отсутствии судимости (ст. 351.1. ТК РФ);
- копию сертификата/справки о профилактических прививках (в соответствии с приказом Минздрава РФ от 06.12.2021 N 1122Н. "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок") (Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок")
- результат флюорографии (срок действия - 1 год) (Основание: приказ МЗ РФ от 21.03.2017 N124н "Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза"
Заявитель считает указанные требования к работникам Исполнителя неправомерными.
В проекте контракта отсутствует указание на возможность привлечения соисполнителя. В связи с чем, Заявитель считает, что все требования к исполнителю являются требованиями к участнику закупки.
Кроме того, вышеуказанные требования являются излишними и не предусмотрены ГОСТ Р 57501-2017 и ГОСТ Р 58451-2019.
Заказчиком и Уполномоченным учреждением представлены возражения на жалобу. С доводом жалобы Заказчик не согласен и считает, что положения извещения об аукционе соответствуют действующему законодательству, просит признать жалобу необоснованной. Уполномоченное учреждение в возражениях на жалобу указывает, что Описание объекта закупки разработано Заказчиком с учетом своей потребности.
Заседание Комиссии УФАС проведено посредством видеоконференцсвязи.
Комиссия УФАС, рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей Заказчика и Заявителя, пришла к выводу о следующем.
26.12.2023 в ЕИС размещен документ "Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме от 26.12.2023 N0830500000223004574".
Начальная (максимальная) цена контракта: 8 227 333,20 руб.
28.12.2024 в ЕИС размещен документ "Изменение извещения о проведении запроса котировок в электронной форме от 28.12.2023 NИИ1".
Дата и время окончания подачи заявок: |
10.01.2024 в 08:00. |
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со ст.7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
1. Требования к участникам закупки устанавливаются в соответствии с требованиями ст. 31 Закона о контрактной системе. В соответствии с ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Извещением о закупке установлены следующие требования к участникам закупки:
"Преимущества. Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ
Требования к участникам
1. Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
2. Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
3. Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Ограничения. Не установлены".
Правила описания объекта закупки указаны в ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Описание объекта закупки, размещенное в составе извещения содержит раздел 2 "Требования к квалификации Исполнителя".
В пп. 2.3 Описания объекта закупки указано следующее:
"Для оказания услуг по техническому обслуживанию изделий медицинской техники сотрудники Исполнителя и (или) субподрядной организации должны иметь:
- справку об отсутствии судимости (ст. 351.1. ТК РФ);
- копию сертификата/справки о профилактических прививках (в соответствии с приказом Минздрава РФ от 06.12.2021 N 1122Н. "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок") (Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок")
- результат флюорографии (срок действия - 1 год) (Основание: приказ МЗ РФ от 21.03.2017 N124н "Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза"".
При этом, указанные требования не являются требованиями к квалификации персонала Исполнителя.
Кроме того, указанные в п.2.3 правовые основания для установления вышеуказанных требований не могут быть отнесены к персоналу Исполнителя по следующим причинам.
Ст. 351.1 ТК РФ гласит:
"К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи."
Вышеуказанные требования не относятся к требованиям технического обслуживания медицинской техники.
Услуги по ремонту и техническому обслуживанию оборудования специального назначения, оказываемые по контракту, заключаемому по результатам закупки, не относятся к трудовой деятельности в вышеперечисленных учреждениях.
Требование наличия сертификата/справки о профилактических прививках в соответствии с приказом Минздрава от 06.12.2021 N 1122Н на основании Постановления Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 устанавливаются в отношении лиц, принятых на работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Постановлением N 825 установлен закрытый перечень таких работ. Работы по техническому обслуживанию медицинской техники, а так же иные технические работы на территории учреждений здравоохранения не относятся к работам, указанным в данном постановлении.
Приказ МЗ РФ от 21.03.2017 N124н "Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза" не содержит требование о наличии результатов обследования при выполнении работ, предусмотренных контрактом, заключаемым по результатам рассматриваемой закупки.
Кроме того, как правильно указал Заявитель, требования к техническому обслуживанию медицинских изделий установлены ГОСТ Р 57501-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ Р 57501-2017)
В п. 4.3 указано, что техническое задание на закупку услуги техническому обслуживанию медицинских изделий (т.е. Описание объекта закупки) должно содержать только те требования к техническому обслуживанию, которые регламентированы настоящим стандартом. Заказчик вправе не включать несущественные для него требования.
Т.е. из буквального толкования данного положения следует, что Заказчик вправе уменьшить количество требований, указанных в ГОСТ Р 57501-2017. Включение дополнительных требований недопустимо.
П. 5.1 ГОСТ Р 57501-2017 содержит требования к наличию разрешительных документов, п.5.2 - требования к квалификации персонала Исполнителя.
При этом ГОСТ Р 57501-2017 не содержит требований к персоналу Исполнителя о наличии документов, указанных в п.2.3 Описания объекта закупки.
Не содержится указанных требований и в ГОСТ Р 58451-2019.
Кроме того, при отсутствии документов, указанных в п.2.3 Описания объекта закупки, у Исполнителя, как работодателя, отсутствуют правовые основания для не допуска работника к работам, являющимся объектом закупки.
Так же, указанные в п.2.3 Описания объекта закупки информация и сведения относятся к персональным данным и не могут быть переданы третьим лицам без согласия лица, в отношении которого эти сведения выданы.
Таким образом, включив в Описание объекта закупки п.2.3, Заказчик нарушил требования ст.33 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя признан обоснованным.
В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС провела внеплановую проверку, по результатам которой при проведении запроса котировок иные нарушения не выявлены.
Описание объекта закупки является неотъемлемой частью контракта. С учетом выявленных нарушений Комиссия УФАС пришла к выводу о необходимости выдачи предписания.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ССМО" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание.
4. Материалы дела передать ответственному должностному лицу для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц Заказчика в административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии подпись
Члены комиссии: подпись
подпись |
Е.Н. Предтеченская
Ю.Н. Кузнецова
А.А. Егорова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 15 января 2024 г. N 035/06/50-32/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2024