Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Невская ЦБС" (далее - Заказчик):
ООО "МЦ "Медвир" (далее - Участник, Исполнитель):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33184-ЭП/23 от 15.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (извещение N 0372200005622000130),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 31.10.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (извещение N 0372200005622000130) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 286 773,33 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.11.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "МЦ "Медвир".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "МЦ "Медвир" заключен государственный контракт N 0372200005622000130 от 25.11.2022 (далее - Контракт) на сумму 45 330,65 рублей, согласно которому в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (далее - Услуги) в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента заявки Заказчика в период с 09.01.2023 по 31.10.2023 (п. 4.1 Контракта).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 7.7, 7.8 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 17.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заключенного с ООО "МЦ "Медвир" в связи с неоказанием Услуг в полном объеме на сумму 45 330,65 рублей.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.11.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
30.11.2023 Заказчик отменил не вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 17.11.2023 в связи с частичным исполнением Участником обязательств, неисполнение которых послужило основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
При этом 04.12.2023 Заказчик повторно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение).
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с п. 2.11 Технического задания (Приложение N 1 к Контакту) оформленная медицинская документация по итогам проведения медицинского осмотра - паспорта здоровья работников учреждения и заключительный акт предоставляются не позднее 30 дней после завершения осмотра и доставляются представителем медицинской организации непосредственно в учреждение.
Согласно п. 5.1. Контракта Исполнитель в день окончания оказания Услуг, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени исполнителя, и размещает в единой информационной системе документ о приемке.
По состоянию на 04.12.2023 Исполнителем частично оказаны, а Заказчиком приняты Услуги на сумму 28 241,10 рублей. Услуги на сумму 17 089,55 не оказаны. Кроме того, Исполнителем утеряны 5 (пять) медицинских книжек сотрудников Заказчика, что подтверждено исх. N 508 от 02.08.2023 и Распиской от 30.11.2023.
Претензия от 01.11.2023 N 801, размещенная на Официальном сайте 01.11.2023 и отправленная на e-mail Исполнителя, указанный в Контракте, оставлена без удовлетворения (ответа).
В связи с ненадлежащим исполнением Исполнителем своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 7.7 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
04.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 15.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика по следующим основаниям:
1. В соответствии с заявками Заказчика Участником были оказаны услуги по проведению медицинских осмотров всех 63 заявленных работников, в том числе:
- 50 работникам были оказаны услуги по проведению периодического медицинского осмотра;
- 13 работникам были оказаны услуги по проведению предварительного медицинского осмотра.
2. 30.11.2023 итоговые документы по результатам медицинских осмотров были переданы Заказчику, включая 63 медицинских заключения и Заключительный акт медицинской комиссии, что подтверждается самим Заказчиком в расписках, приложенных к решению об одностороннем отказе. Оказанные Услуги частично приняты Заказчиком по заключению о приемке оказанных услуг от 01.12.2023.
3. Заказчику были возвращены 45 медицинских книжек работников, оставшиеся 5 медицинских книжек готовы к выдаче, о чем была уведомлена руководитель Заказчика - Ярцева Наталья Михайловна.
4. По 13 пациентам, поступающим на работу к Заказчику, и проходящим предварительный медицинский осмотр, Заказчиком не были предоставлены действующие медицинские книжки или, при их отсутствии, фотографии работников и их сертификаты по вакцинации для оформления новых медицинских книжек. При этом Участник готов в кратчайшие сроки оформить новые медицинские книжки данным сотрудникам, при условии предоставления вышеуказанных документов.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "МЦ "Медвир" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "МЦ "Медвир" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "МЦ "Медвир" (ИНН: 7838095155), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 декабря 2023 г. N РНП-78-1835/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2024