Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
рассмотрев заявление заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Полевского городского округа "Центр развития творчества имени Н.Е. Бобровой" (вх. N 422-ЭП/24 от 11.01.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Страж-СБ", исполнителе по контракту N без номера от 23.05.2023 г. на монтаж системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (извещение N 0362300079323000003) в части соблюдения требований ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), а также, проведя внеплановую проверку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее по тексту - постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576), посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 12:00 в присутствие представителей:
- заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Полевского городского округа "Центр развития творчества имени Н.Е. Бобровой" - *, *,
- заинтересованного лица ООО "Страж-СБ" - *,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Полевского городского округа "Центр развития творчества имени Н.Е. Бобровой" (вх. N 422-ЭП/24 от 11.01.2024 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Страж-СБ", исполнителе по контракту N без номера от 23.05.2023 г. на монтаж системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (извещение N 0362300079323000003).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Изучив имеющиеся материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
27.04.2023 г. на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система в сфере закупок) и на сайте электронной торговой площадки АО "Сбербанк-АСТ" было размещено извещение N 0362300079323000003 на монтаж системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Начальная (максимальная) цена контракт составила 814 382,40 рублей.
Контракт N без номера от 23.05.2023 г. на монтаж системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 23.05.2023 г.
В соответствии с п. 1.1 контракта N без номера от 23.05.2023 г. Подрядчик по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок выполнить работу по монтажу систем автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) в здании Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Полевского городского округа "Центр развития творчества имени Н.Е. Бобровой", расположенного по адресу: 623388 Свердловская область, г. Полевской, ул. Розы Люксембург, д.4 (далее - работы), а Заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
Согласно п. 2.1. контракта N без номера от 23.05.2023 г. работа выполняется Подрядчиком в соответствии с требованиями технического задания (далее - ТЗ) являющегося неотъемлемой частью Контракта.
В соответствии с п. 3.2. контракта N без номера от 23.05.2023 г. Подрядчик обязан:
а) выполнить работу в соответствии с ТЗ в предусмотренный Контрактом срок;
б) предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету настоящего Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта;
в) в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения направить его Заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Заказчика, указанному в настоящем Контракте, а также телеграммой либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Подрядчиком подтверждения о его вручении Заказчику;
г) обеспечить соответствие результатов выполненной работы требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом;
д) обеспечить за свой счет устранение недостатков, выявленных при приемке Заказчиком работы (этапов выполнения работы);
е) в случае если в ходе выполнения работы возникает необходимость использовать результаты интеллектуальной деятельности (РИД), права на которые принадлежат Подрядчику или третьим лицам, Подрядчик обязан предварительно согласовать с Заказчиком такое использование и все условия получения прав использования (лицензий) на такие РИД в письменной форме, а также обеспечить предоставление прав использования Заказчику с учетом необходимости предоставления прав использования третьим лицам, привлекаемым Заказчиком в установленном законодательством Российской Федерации порядке в целях последующего технического обслуживания и (или) ремонта оборудования. Стоимость вознаграждения за права использования таких РИД Подрядчиком и/или третьими лицами не включается в цену Контракта (предложение о цене за право заключения Контракта), указанную (указанное), в пункте 6.1 Контракта.
ж) исполнять полученные в ходе выполнения Работ указания Заказчика, осуществляющего ведение контроля и надзора за Работами, которые заносятся в соответствующие журналы. В срок, установленный предписанием Заказчика, устранять обнаруженные им недостатки в выполненной Работе или иные отступления от условий Контракта;
з) обеспечивать Заказчику возможность контроля и надзора за ходом выполнения Работ, качеством используемых материалов и оборудования, в том числе беспрепятственно допускать к любому конструктивному элементу объекта, представлять по их требованию отчеты о ходе выполнения Работ, исполнительную документацию.
На основании пп. "д" п. 3.4. контракта N без номера от 23.05.2023 г. Заказчик обязан провести экспертизу выполненной работы для проверки ее соответствия условиям Контракта в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Работа выполняется в сроки, указанные в Контракте.
Работы должны быть выполнены с даты заключения контракта по 30.06.2023 г включительно.
Работы выполняются в условиях действующего учреждения, без остановки рабочего процесса (п. 4.1. контракта N без номера от 23.05.2023 г.).
Согласно п. 4.2. контракта N без номера от 23.05.2023 г. датой исполнения Подрядчиком обязательств по Контракту считается дата подписания Сторонами акта сдачи-приемки выполненной работы, акта приемки выполненных работ (форма КС-2), справке о стоимости выполненных работ (форма КС-3).
Цена Контракта (Предложение о цене за право заключения Контракта) составляет 680009.37 (шестьсот восемьдесят тысяч девять) рублей 37 копеек, без НДС (п. 6.1 контракта N без номера от 23.05.2023 г.).
Согласно представленной представителем Заказчика информации, ООО "Страж-СБ" в ходе выполнения работ по настоящему контракту были допущены следующие нарушения:
-прокладка кабелей питания СПЗ (световых и звуковых оповещателей СОУЭ) и кабелей линий связи СПЗ (кольцевой адресной линии связи (АЛС) системы пожарной сигнализации) осуществлена совместно, в одном пластиковом коробе (по всему зданию).
Нарушен п. 6.6. СП 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности":
5.6. Совместная прокладка кабелей и проводов СПЗ с кабелями и проводами иного назначения, а также кабелей питания СПЗ и кабелей линий связи СПЗ в одном коробе, трубе, жгуте, замкнутом канале строительной конструкции не допускается.
- Осуществлена совместная прокладка кольцевых линий связи СПС в одном коробе, жгуте, замкнутом канале строительной конструкции (по всему зданию).
Нарушен п. 6.8. СП 6.13130.2021:
6.8. Не допускается совместная прокладка кольцевых линий связи СПЗ в одном коробе, трубе, жгуте, замкнутом канале строительной конструкции или на одном лотке.
Прокладка линий связи системы пожарной сигнализации за подвесным потолком археологического музея (кабинет N43 по экспликации проекта) выполнена по подвесному потолку, без закрепления к основному потолку.
Нарушен п 5.19 СП 484.1311500.2020:
5.19 При прокладке линий связи за подвесными потолками они должны крепиться по стенам и/или потолкам с выполнением опусков (при необходимости) к подвесному потолку. Не допускается укладка проводов и кабелей на поверхность подвесного потолка.
- В кабинете 8 (по экспликации проекта) имеется балка, выступающая от перекрытия на расстояние менее 10% высоты помещения, при этом расстояние от стены до дымового пожарного извещателя превышает допустимое - более 2,5 м (4,3 м)
- В коридоре второго этажа (помещение 34 по экспликации проекта) имеется балка у помещения 51. Высота балки более 10% высоты помещения. При этом расстояние от стены до дымового извещателя более 1,15 м. В коридоре первого этажа (помещение N 16 по экспликации проекта), имеются балки. Высота балок менее 10% высоты помещения. При этом расстояние между извещателями поперек балок более 5 м. Нарушен п.6.6.38 СП 484.1311500.2020: 6.6.38 Размещение точечных ИП при наличии на потолке линейных балок должно соответствовать таблице 4. Отсутствует контроль линий речевого оповещения. Нарушен п. 3.4. СП 3.13130.2009:
3.4. Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в ходе технического надзора были выявлены подмены материалов, несоответствующие проектам пожарной сигнализации, прокладывался кабель, который не может быть проложен в организациях с массовым пребыванием людей (что представитель заинтересованного лица не опроверг). Так, согласно пояснениям представителя Заказчика, в проектной документации прямо запрещена совместная прокладка кольцевых линей. Данное условие было нарушено подрядчиком. Кроме того, подрядчиком заменены приборы по проектам на более дешевые, которые не являются аналогами. Заказчиком был заключен договор с пожарной лабораторией, как с экспертной организацией, которая три раза проводила экспертизу, на основании чего выписывала протоколы с нарушениями.
Возражая относительно позиции Заказчика, представитель заинтересованного лица на заседании Комиссии пояснил, что 29.06.2023 Подрядчик письмом исх. N 2-Б от 29.06.2023 уведомил Заказчика о готовности 30.06.2023 в 13:00 к сдаче выполненных работ.
30.06.2023 Заказчик письмом исх. N 164 сообщил об отказе в приемке выполненных работ (приложение 3), в обоснование которого указал на непредоставление комплекта исполнительской и отчетной документации и непредоставление обеспечения гарантийных обязательств.
30.06.2023 письмом исх. N 3-Б от 30.06.2023 Подрядчик уведомил Заказчика о готовности к сдаче работ 03.07.2023.
03.07.2023 г. Исполнитель прибыл на объект для сдачи выполненных работ. Заказчик повторно отказался от проведения приемки. С сопроводительным письмом исх. N 4-Б от 03.07.2023 (приложение 5) Подрядчик передал Аникиевой Т.В. (директору Заказчика) полный пакет исполнительской документации и платежный документ о внесении обеспечения гарантийных обязательств в размере 8 144 руб., о чем свидетельствует подпись представителя Заказчика на сопроводительном письме.
Тем же днем ООО "Страж-СБ" повторно уведомило Заказчика о готовности сдать работы 07.07.2023 (письмо исх. N 5-Б от 03.07.2023).
07.07.2023 г. представители Подрядчика прибыли на объект с сопроводительным письмом. Представитель обслуживающей организации ООО "Щит" активно настаивал на неприемке работ по контракту. Заказчик в лице директора в очередной раз отказался осуществлять приемку, конкретных замечаний и претензий не озвучил.
10.07.2023 от Заказчика поступило письмо исх. N173 от 10.07.2023, с новыми замечаниями о недостатках исполнительской документации.
12.07.2023 Подрядчик в ответ на вышеуказанное письмо направил Заказчику исх. N9-Б от 12.07.2023 с мотивированными возражениями по каждому замечанию. Большинство замечаний Заказчика относится к оформлению исполнительской документации, а не к выполненным монтажным работам. Замечания отклонены Подрядчиком с детальным мотивированным обоснованием возражений.
20.07.2023 состоялась проверка результатов выполненных работ с участием специалистов ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Свердловской области" (далее по тексту - ИПЛ).
По результатам проверки работоспособности АПС комиссией составлен соответствующий протокол испытания N1, содержащий ряд замечаний.
После устранения замечаний, выявленных специалистами Испытательной пожарной лаборатории, письмами исх. N12-Б и N13-Б от 25.07.2023 ООО "Страж-СБ" уведомило Заказчика о готовности сдать выполненные работы и предоставить результаты устранения замечаний, указанных в протоколе N1. Заказчик согласовал повторную сдачу-приемку работ на 31.07.2023.
31.07.2023 директором обслуживающей организации Сенцовым А.А. в адрес руководителя ИПЛ направлено письмо (приложение 13) с указанием новых недостатков работ, выполненных ООО "Страж-СБ" в рамках исполнения спорного Контракта. В свою очередь, Заказчик направил в адрес Подрядчика аналогичное письмо исх. N186 от 01.08.2023 в форме мотивированного отказа от приемки выполненных работ.
04.08.2023 Исполнитель письмом исх. N14-Б от 04.08.2023 предоставил Заказчику мотивированные возражения, в которых со ссылками на действующие нормативы и решения, предусмотренные проектной (рабочей) документацией, указал, что замечания Заказчика, изложенные в письме N 186 от 01.08.2023, являются избыточными. Кроме того, данные замечания направлены после прохождения экспертизы ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Свердловской области и не были отображены в протоколе нарушений.
В свою очередь, 08.08.2023 Заказчик в ответ на возражения Исполнителя в письменной форме сообщил (приложение 16), что готов принять работы по спорному Контракту, как только будет получено положительное заключение ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Свердловской области.
16.08.2023 в рамках повторной проверки ИПЛ, при повторном выезде, рассматривались вопросы по выполнению ранее выявленных замечаний, указанных в протоколе испытания N1 и замечания, изложенные в письме ООО "Щит".
Замечания ООО "Щит" (третьего лица, не являющегося стороной в Контракте) были направлены на понуждение Подрядчика реализовать дополнительные работы, изначально не предусмотренные Контрактом и проектом, а именно: установить дополнительные дымовые пожарные извещатели и провести пусконаладочные работы оконечного прибора (ОКО) для передачи сигнала в подразделения пожарной охраны (отдельный вид работ).
Указанные замечания были зафиксированы в протоколе испытаний N2, составленном с участием специалистов Испытательной пожарной лаборатории. В связи с чем, данное требование было исполнено. Подрядчиком за свой счет выполнены дополнительные работы, не предусмотренные рабочим проектом: смонтированы дополнительные пожарные извещатели на незащищенных участках в количестве 3-х штук; произведены пусконаладочные работы ОКО (все замечания протокола N 2 устранены).
Комиссией установлено, что 24.08.2023 ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Свердловской области" подготовлено заключение N 44 зп от 24 августа 2023 г.
Выводы по указанному Заключению состояли в следующем:
"Ответ на вопрос N 1: Учитывая результаты проверки, указанные в п. 6-9 настоящего заключения, установлено, что автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, смонтированные в здании МБУ ДО ПГО "ЦРТ им. Н.Е. Бобровой", по адресу: Свердловская область, г. Полевской, ул. Розы Люксембург, д. 4, на момент проверки в объеме проверки не соответствуют следующим требованиям нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности, а именно:
- п. 1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- п. 6.8 свода правил СП 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности";
- п. 2.2.7 РД 009-01-96 "Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания".
Ответ на вопрос N 2: Учитывая результаты проверки, указанные в п. 7-9 настоящего заключения, установлено, что автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, смонтированные в здании МБУ ДО ПГО "ЦРТ им. Н.Е. Бобровой", по адресу: Свердловская область, г. Полевской, ул. Розы Люксембург, д. 4, на момент проверки с учетом объема проведенной проверки находятся в работоспособном состоянии.".
Представитель заинтересованного лица в ответ на данное Заключение пояснил, что указанное несоответствие не является существенным нарушением действующих требований к монтажу данного вида систем, что подтверждается выводом экспертов по второму вопросу.
11.09.2023 от Заказчика письмом исх. N 204 от 11.09.2023 поступил очередной отказ от приемки работ, в котором заявлены новые замечания, ранее не зафиксированные ни в одном документе, в том числе в протоколах испытаний ИПЛ и в Заключении экспертизы. Ознакомившись с претензией, Подрядчик пришел к выводу, что указанные Заказчиком неисправности могли появиться лишь после проведения манипуляций с системой пожарной автоматики на объекте сотрудниками обслуживающей организации. Данные неисправности не могли появиться вследствие обычной эксплуатации оборудования, так как проверки работоспособности системы проводились до этого неоднократно.
Комиссией также установлено, что Главное управление Министерства российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области обратилось в арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ООО "Страж-СБ" к административной ответственности по ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно решению Арбитражного суда Свердловской области, в отношении ООО "Страж-СБ" проведена внеплановая выездная проверка по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с выездом по адресу выполнения работ, оказания услуг в здании, МБУ ДО ПГО "Центр развития творчества имени Н.Е. Бобровой".
По результатам внеплановой выездной проверки составлен акт N 2309-024-66/91-В от 10.10.2023. В ходе проверки выявлены нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включая грубые нарушения лицензионных требований.
Исходя из данного решения, Арбитражный суд Свердловской области решил заявленные требования удовлетворить; Привлечь ООО "Страж-СБ" к административной ответственности по ч. 4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа 4 000 рублей (решение по делу N А60-58398/2023 от 28.12.2023 г.).
Согласно пояснениям представителя Заказчика, отделом надзорной деятельности в присутствии организации подрядчика проводилась проверка исправности системы, из четырех раз, система сработал лишь один раз. Кроме того, представитель Заказчика указал, что Заказчиком было направлено 19 мотивированных отказов в приемке работ в связи с неисполнением обозначенных требований, выявленных пожарной лабораторией и отделом надзорной деятельности.
Комиссия отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению нужд заказчика.
На момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствовали доказательства того, что ООО "Страж-СБ" были совершены активные действия по устранению причин, послуживших принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе у заказчика есть право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 14.7. контракта N без номера от 23.05.2023 г. контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 29.12.2023 г.
На основании ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик разместил в единой информационной системе 29.12.2023 09:54 (МСК). Датой надлежащего уведомления считается 29.12.2023 09:54 (МСК).
Таким образом, требования ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку надлежащее уведомление поставщика о принятом решении произведено, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 10.01.2024 г.
В силу ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В силу ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Оснований, предусмотренных п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, исключающих возможность внесения сведений ООО "Страж-СБ" в реестр недобросовестных поставщиков, Комиссией не выявлено.
При этом недобросовестность юридического лица определяется не его виной, как субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств.
Проанализировав имеющиеся доказательства по делу, учитывая, что обязательства по контракту N без номера от 23.05.2023 г. заинтересованным лицом не исполнены в полном объеме, Комиссия приходит к выводу о недобросовестном поведении ООО "Страж-СБ" при исполнении своих обязательств по указанному контракту.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Внести сведения об ООО "Страж-СБ" (ИНН *) (*) а также о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, учредителе * (ИНН *), учредителе * (ИНН *) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Полевского городского округа "Центр развития творчества имени Н.Е. Бобровой", его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 января 2024 г. N РНП-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024