Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Рощупкина Ю.В. - ведущий заседание - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела контроля закупок;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок;
- Сороколетов М.С. - член Комиссии, специалист эксперт отдела контроля закупок,
в присутствии представителя управы центрального района администрации городского город Воронеж Башмакова А.А. (доверенность от 22.01.2024 года N 06),
в присутствии представителя ООО "Авира" Грекова А.С. (доверенностьот 18.01.2024 года б/н),
в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (редакции от 02.07.2021) (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 13 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078), рассмотрев обращение управы центрального района администрации городского город Воронеж (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Авира" (далее - Исполнитель) в связи с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта на: Услуги по вывозу снега (скола, льда, мусора, пескосмета) с территории Центрального района (номер извещения 0131300000622002962), изучив материалы дела, осуществив проверку содержащихся в вышеуказанном обращении фактов, а также оценив представленные доказательства,
У С Т А Н О В И Л А:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступило обращение управы центрального района администрации городского город Воронеж о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Авира" в связи с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта на: Услуги по вывозу снега (скола, льда, мусора, пескосмета) с территории Центрального района (номер извещения 0131300000622002962).
Из обстоятельств дела следует.
25.11.2022 года в единой информационной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона (номер извещения 0131300000622002962).
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 3 500 000,00 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки являются услуги по вывозу снега (скола, льда, мусора, пескосмета).
По результатам проведения закупки 16.12.2022 года между Заказчиком и Исполнителем заключен контракт N 3366602462722000035.
Пунктом 1.1 Контракта установлено, что Исполнитель обязуется в соответствии с условиями Контракта оказать услуги по вывозу снега (скола, льда, мусора, пескосмета) с территории Центрального района городского округа город Воронеж, согласно Техническому заданию (Приложение N1 к Контракту) и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется оплатить эту услугу.
В соответствии с пунктом 4.1 Контракта Услуга, являющаяся предметом Контракта, оказывается с 01.01.2023 по 31.12.2023 г. по заявке Заказчика.
Согласно приложению N 1 к Контракту, Исполнителю необходимо оказать следующие услуги: "Объем вывозимого снега/скола льда/мусора/пескосмета автомобилем-самосвалом - 35000 куб.м. В зависимости от погодных условий может привлекаться от 1 до 20 единиц техники единовременно. В случае если к работам привлекается 1 единица, оставшиеся должны находиться в полной готовности. Исполнитель по заданию Заказчика должен осуществить услуги по вывозу снега/скола льда/мусора/пескосмета (в зависимости от погодных условий)".
Как следует из материалов дела 21.12.2023 года Заказчиком принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением ООО "Авира" своих обязательств по контракту.
В качестве обоснования принятого решения Заказчиком указано следующее: "Ни в одну из дат, в которые привлекалась техника Подрядчика, подрядчик не смог надлежащим образом обеспечить необходимое Заказчику количество единиц техники.
В адрес подрядчика направлены 18 уведомлений претензионной переписки, с требованиями об уплате штрафов:
- по факту ненадлежащего исполнения обязательств по контракту 20.11.2023-21.11.2023;
- по факту ненадлежащего исполнения обязательств по контракту 21.11.2023-22.11.2023;
- по факту ненадлежащего исполнения обязательств по контракту 22.11.2023-23.11.2023;
- по факту ненадлежащего исполнения обязательств по контракту 23.11.2023-24.11.2023;
- по факту ненадлежащего исполнения обязательств по контракту 24.11.2023-25.11.2023;
- по факту ненадлежащего исполнения обязательств по контракту 25.11.2023-26.11.2023;
- по факту ненадлежащего исполнения обязательств по контракту 29.11.2023-30.11.2023;
- по факту ненадлежащего исполнения обязательств по контракту 01.12.2023-02.12.2023;
- по факту ненадлежащего исполнения обязательств по контракту 02.12.2023-03.12.2023;
- по факту ненадлежащего исполнения обязательств по контракту 03.12.2023-04.12.2023;
- по факту ненадлежащего исполнения обязательств по контракту 04.12.2023-05.12.2023;
- по факту ненадлежащего исполнения обязательств по контракту 06.12.2023-07.12.2023;
- по факту ненадлежащего исполнения обязательств по контракту 09.12.2023-10.12.2023;
- по факту ненадлежащего исполнения обязательств по контракту 10.12.2023-11.12.2023;
- по факту ненадлежащего исполнения обязательств по контракту 11.12.2023-12.12.2023;
- по факту ненадлежащего исполнения обязательств по контракту 12.12.2023-13.12.2023;
- по факту ненадлежащего исполнения обязательств по контракту 13.12.2023-14.12.2023;
- по факту ненадлежащего исполнения обязательств по контракту 14.12.2023-15.12.2023.
Все вышеуказанные претензии с требованиями об уплате штрафов оставлены Подрядчиком без внимания. Более того, недостатки, связанные с невозможностью Подрядчиком предоставить необходимое количество техники, в сроки, установленные претензиями, не устранены.
ООО "Авира", в нарушение требований, изложенных в ранее указанных претензиях, не представлено доказательств соблюдения требований Технического задания в части того, что предоставляемая техника должна быть оборудована Исполнителем аппаратурой спутниковой навигации СКАУТ ГЛОНАСС. Указанное обстоятельство также является нарушением условий контракта".
В ходе заседания Исполнитель пояснил, что работы по контракту выполнялись, о чем свидетельствует тот факт, что Заказчик принял и оплатил работы на общую сумму 2 892 420,00 рублей (сумма неисполненных 325 080 рублей). В доказательство ООО "Авира" предоставило документ о приемке N 15 от 13.02.2023 на сумму 11 340,00 руб., документ о приемке N 42 от 14.04.2023 на сумму 792 855,00 руб., документ о приемке N 46 от 25.04.2023 на сумму 544 320,00 руб., документ о приемке N 118 от 19.12.2023 на сумму 704 497,50 руб., документ о приемке N 119 от 22.12.2023 на сумму 929 407,50 руб., документ о приемке N 125 от 29.12.2023 на сумму 166 320,00 руб., заключение экспертизы проведенных работ от 17.03.2023, заключение экспертизы проведенных работ от 24.05.2023, заключение экспертизы проведенных работ от 22.12.2023, заключение экспертизы проведенных работ от 26.12.2023 в которых указано, что работы выполнены в полном объеме. Кроме того, указанные документы размещены в единой информационной системе (ЕИС) в разделе электронная приемка.
Также, представитель ООО "Авира" указал, что 18 уведомлений претензионной переписки в адрес Исполнителя не поступали и были размещены в ЕИС в один день 22.12.2023 года.
В части довода, что предоставляемая техника должна быть оборудована аппаратурой спутниковой навигации СКАУТ ГЛОНАСС, Исполнителем предоставлен ответ ИП Карпова А.А. согласно которому "между ИП Карпов А.А. и ООО "Авира" заключен договор N1655-20/ИГО от 01.07.2020 г., на предоставление Пользователю вычислительных и технологических ресурсов организации мониторинга за собственными объектами с передачей информации на удалённое рабочее место в системе мониторинга Wialon. За Вашей организацией закреплено 22 объекта мониторинга".
В связи с изложенным представитель ООО "Авира" полагает, что нарушений исполнения контракта допущено не было.
В свою очередь Заказчик в обоснование своих доводов предоставил акты о нарушении условий контракта от 04.12.2023 года, 07.12.2023 года, 12.12.2023 года, 13.12.2023 года, 14.12.2023 года, 15.12.2023 года, в которых указывалось на частичное отсутствие заказанной техники.
Комиссия отмечает, что перечисленные акты контрактом не предусмотрены, в ЕИС не размещены, Исполнителю не направлялись.
Отказывая Заказчику в удовлетворении требования о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Авира" Комиссия Воронежского УФАС России исходила из следующего.
Как указано выше в соответствии с пунктом 4.1 Контракта Услуга, являющаяся предметом Контракта, оказывается по заявке Заказчика.
В ходе рассмотрения Заказчик факт направления заявок в адрес ООО "Авира" не подтвердил, указав что в письменном виде заявки не готовились и не направлялись, необходимость оказания услуг запрашивалась по телефонной связи, на номер Исполнителя указанный в контракте.
Представитель ООО "Авира" факт получения заявок по телефонной связи не отрицает.
Вместе с тем, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что способ направления заявок, выбранный Заказчиком не позволяет достоверно установить количество техники запрашиваемой для исполнения обязательств по контракту.
Кроме того, одним из доводов Заказчика при принятии решения о расторжении контракта является факт отсутствия выполнения обязательств 14.12.2023 года, 15.12.2023 года, однако факт отправления заявок с указанием количества единиц техники Заказчик подтвердить не смог.
Ссылка на акты о нарушении условий контракта не может быть принята Комиссией в силу ниже следующего.
Указанные акты не предусмотрены условиями Контракта, не направлялись в адрес ООО "Авира", не выкладывались в ЕИС, текст составленных актов не содержит указание на дату заявки, сделанной Исполнителю, не содержит требуемое количество техники и количество техники фактически предоставленной ООО "Авира".
Кроме того, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что акты о нарушении условий контракта от 12.12.2023 года, 13.12.2023 года, 15.12.2023 года со стороны заказчика содержали подпись, в том числе начальника отдела благоустройства Морозова А.С., которым в последствии было подписано заключение экспертизы результатов исполнения контракта от 22.12.2023 года и 26.12.2023 года, в соответствии с которыми ООО "Авира" работы за ноябрь и декабрь 2023 года выполнены в соответствии с условиями контракта в полном объеме.
Предоставленная Заказчиком переписка с использованием программы для обмена сообщениями Комиссией Воронежского УФАС России не может быть принята во внимание, так как не позволяет идентифицировать отправителей и получателей сообщений, а также подвергалась редактированию (содержит удаленные сообщения).
Комиссия также отмечает, что указанное Заказчиком нарушение о не представления доказательств соблюдения требований Технического задания в части того, что предоставляемая техника должна быть оборудована Исполнителем аппаратурой спутниковой навигации СКАУТ ГЛОНАСС не находит своего подтверждения, в силу ниже следующего.
В соответствии с приложением N 1 предоставляемая техника должна быть оборудована Исполнителем аппаратурой спутниковой навигации СКАУТ ГЛОНАСС, при этом условия контракта (сформированные Заказчиком) не содержат обязанности предоставления документов, подтверждающих наличие на технике Исполнителя спутниковой навигации СКАУТ ГЛОНАСС.
Кроме того, указанные сведения Заказчиком у Исполнителя не запрашивались в ходе исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 101 Закона о контрактной системе заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом заказчик вправе в любое время в ходе исполнения контракта запрашивать у контрагента информацию о ходе выполнения им своих обязательств, а в случае необходимости - проводить проверки (ст. ст. 715, 783 ГК РФ).
Однако при исполнении Контракта фактически контроль за его исполнением Заказчиком не осуществлялся, вследствие чего факты нарушения существенных условий контракта, исходя из материалов настоящего дела, не находят своего подтверждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт отказа заказчика от исполнения контракта сам по себе не является безусловным основанием для включения сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона о контрактной системе, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В силу положений статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта.
При этом сама по себе квалификация обстоятельств неисполнения контракта как чрезвычайных, непредотвратимых и (или) форс-мажорных, не исключает необходимость установления всей совокупности иных указанных выше фактов, а потому является недостаточной для разрешения антимонопольным органом вопроса о включении такого подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
Из вышеизложенного следует, что при проведении проверки информации и документов, полученных от заказчика, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, и решении вопроса об обоснованности включении лица в реестр недобросовестных поставщиков, проводиться проверка добросовестности или недобросовестности поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении им контракта, а не формальная констатацией ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или соблюдением заказчиком установленной законом процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
При рассмотрении обращения, предоставленных документов от Заказчика и от Исполнителя комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии недобросовестного поведения со стороны исполнителя (умысла), направленного на неисполнение контракта
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078).
Как установлено пунктом 15 Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России руководствуясь подпунктом б) пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
Отказать во включении сведений об ООО "Авира" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Ведущий заседание -заместитель председателя комиссии
|
|
Ю.В. Рощупкина |
Член комиссии
|
|
И.А. Тельпов |
Член комиссии
|
|
М.С. Сороколетов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 26 января 2023 г. N 036/06/104-105/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2024