резолютивная часть решения оглашена
22.01.2024, решение изготовлено 24.01.2024 г. Брянск
На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 15.01.2024 N 11/24, на основании обращения заказчика Департамент внутренней политики Брянской области (вх. N 159/24 от 51.01.2024) о включении сведений в отношении ООО исследовательский центр "НОВИ" "__.." в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя Инспекции: "___."
Членов Инспекции: "____.."
в присутствии:
"___" - представителя заказчика Департамент внутренней политики Брянской области, действующего на основании доверенности б/н от 19.01.2024;
"____" - представителя заказчика Департамент внутренней политики Брянской области, действующего на основании доверенности б/н от 19.01.2024;
"___.." - слушателя;
в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения обращения заказчика Департамент внутренней политики Брянской области представителей исполнителя ООО исследовательский центр "НОВИ", а также уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области;
в результате рассмотрения обращения заказчика Департамент внутренней политики Брянской области (вх. N 159/24 от 51.01.2024) о включении/невключении сведений в отношении ООО исследовательский центр "НОВИ" "___" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика Департамент внутренней политики Брянской области от исполнения контракта N 0127200000223005540 от 04.10.2023, предметом которого является оказание услуг по проведению социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области;
установила:
1. 14.09.2023 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведение электронного аукциона на оказание услуг по проведению социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области за N 0127200000223005540.
2. Начальная (максимальная) цена контракта 400 000,00 рублей.
3. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.09.2023 NИЭА1 победителем электронного аукциона признано ООО исследовательский центр "НОВИ" с ценой контракта 64 000 рублей.
4. 04.10.2023 года между заказчиком Департамент внутренней политики Брянской области и ООО исследовательский центр "НОВИ" заключен государственный контракт N 0127200000223005540 от 04.10.2023, предметом которого является оказание услуг по проведению социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области.
В соответствии с разделом 3 приложения к государственному контракту определен срок оказания услуг: начало срока оказания услуг: дата заключения государственного контракта; окончание срока оказания услуг: услуги в полном объеме должны быть оказаны не позднее 15 ноября 2023 года.
Положения п. 4.2.2. приложения к государственному контракту определяют, что не позднее 3-го рабочего дня, следующего за днем заключения контракта, посредством направления на адрес электронной почты заказчика, предоставить заказчику на согласование разработанную программу исследования. При этом, проведение исследования по программе, не согласованный с заказчиком, не допускается.
Фактический срок оказания услуг по проведению социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области с 04.10.2023 по 15.11.2023.
Срок предоставления на согласование программы исследования с 04.10.2023 по 09.10.2023.
5. 05.10.2023 посредством электронной почты заказчиком Департамент внутренней политики Брянской области (исх. N 4490-01 от 04.10.2023) в адрес ООО исследовательский центр "НОВИ" направлена информация об ответственном лице заказчика, уполномоченном взаимодействовать с исполнителем по вопросу исполнения контракта.
6. 13.10.2023 посредством электронной почты заказчиком Департамент внутренней политики Брянской области (исх. N 4637-КА от 13.10.2023) направлено письмо о необходимости предоставить информацию о контактных данных исполнителя, уполномоченного взаимодействовать с заказчиком по вопросу исполнения контракта, а также программу социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений Брянской области.
7. 19.10.2023 посредством электронной почты ООО исследовательский центр "НОВИ" в адрес заказчика Департамент внутренней политики Брянской области направлена на согласование программа социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений Брянской области.
8. 19.10.2023 посредством электронной почты заказчиком Департамент внутренней политики Брянской области направлено сообщение о необходимости предоставить информацию о контактных данных исполнителя, уполномоченного взаимодействовать с заказчиком по вопросу исполнения контракта.
9. 20.10.2023 посредством электронной почты заказчиком Департамент внутренней политики Брянской области направлен мотивированный отказ в согласовании представленной программы социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений Брянской области с указанием перечня замечаний.
10. 22.10.2023 посредством электронной почты ООО исследовательский центр "НОВИ" в адрес заказчика Департамент внутренней политики Брянской области направлено сообщение с контактными данными лица исполнителя, уполномоченного взаимодействовать с заказчиком по вопросу исполнения контракта.
11. 24.10.2023 посредством электронной почты ООО исследовательский центр "НОВИ" в адрес заказчика Департамент внутренней политики Брянской области повторно направлена программа социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений Брянской области.
12. 25.10.2023 посредством электронной почты заказчиком Департамент внутренней политики Брянской области направлен мотивированный отказ в согласовании повторно представленной программы социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений Брянской области с указанием перечня замечаний.
13. 09.11.2023 посредством электронной почты ООО исследовательский центр "НОВИ" в адрес заказчика Департамент внутренней политики Брянской области повторно направлена программа социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений Брянской области.
14. 09.11.2023 посредством электронной почты заказчиком Департамент внутренней политики Брянской области направлен мотивированный отказ в согласовании представленной программы социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений Брянской области с указанием перечня замечаний.
15. 13.11.2023 посредством электронной почты ООО исследовательский центр "НОВИ" в адрес заказчика Департамент внутренней политики Брянской области повторно направлена программа социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений Брянской области.
16. 13.11.2023 посредством электронной почты заказчиком Департамент внутренней политики Брянской области направлено сообщение о несоответствии графика проведения социологического исследования условиям контракта.
17. 16.11.2023 посредством электронной почты заказчиком Департамент внутренней политики Брянской области направлен в адрес ООО исследовательский центр "НОВИ" (исх. N 5390-01 от 20.11.2023) запрос о предоставлении информации о ходе исполнения контракта в срок до 21.11.2023.
18. 24.11.2023 посредством электронной почты заказчиком Департамент внутренней политики Брянской области направлено в адрес ООО исследовательский центр "НОВИ" (исх. N 70-КС от 22.11.2023) требование об уплате штрафа в связи с неисполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
19. 28.12.2023 посредством электронной почты ООО исследовательский центр "НОВИ" в адрес заказчика Департамент внутренней политики Брянской области направлен аналитический отчет основных показателей состояния межнациональных отношений Брянской области.
20. 29.12.2023 посредством электронной почты ООО исследовательский центр "НОВИ" в адрес заказчика Департамент внутренней политики Брянской области направлен аналитический отчет основных показателей состояния межнациональных отношений Брянской области.
21. 29.12.2023 заказчиком Департамент внутренней политики Брянской области принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0127200000223005540 от 04.10.2023, предметом которого является оказание услуг по проведению социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области.
Указанное решение сформировано заказчиком с использованием единой информационной системы, и размещено в единой информационной системе в сфере закупок 29.12.2023 17:12, получено исполнителем 29.12.2023 17:12.
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам:
1. Заказчиком Департамент внутренней политики Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться, поскольку описание объекта закупки, сформированное заказчиком, не содержит в полном объеме показателей, позволяющих определить соответствие оказываемой услуги по проведению социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области требованиям извещения о проведении электронного аукциона за N 0127200000223005540.
Во-первых, в соответствии с описанием объекта закупки заказчиком Департамент внутренней политики Брянской области в п. 2 установлено, что основной целью оказания услуг является реализация мероприятий подпрограммы "Реализация государственной национальной политики в Брянской области" государственной программы "Региональная политика Брянской области", утвержденной Постановлением Правительства Брянской области от 27.12.2018 N 733-п (ред. от 26.12.2023) "Об утверждении государственной программы "Региональная политика Брянской области".
При этом, при обозрении положений вышеназванного от 27.12.2018 N 733-п (ред. от 26.12.2023) "Об утверждении государственной программы "Региональная политика Брянской области" установлено, что данный документ содержит информацию в том числе, о целях и задачах государственной подпрограммы, показателях (индикаторах) основных мероприятий (проектов) и т.д.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе указывает на то, что описание объекта закупки должно содержать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться, а не отсылку на положения какого-либо документа.
Однако сформированное заказчиком описание объекта закупки не содержит указание на конкретные понятия, показатели, информацию об услуге по проведению социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области в соответствии с подпрограммой "Реализация государственной национальной политики в Брянской области" государственной программы "Региональная политика Брянской области", утвержденной Постановлением Правительства Брянской области от 27.12.2018 N 733-п (ред. от 26.12.2023) "Об утверждении государственной программы "Региональная политика Брянской области"
Во-вторых, п. 4.2.1 описания объекта закупки предусмотрено, что исполнитель обязан разработать в соответствии с требованиями описания объекта закупки программу социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области. При этом, заказчиком определен перечень информации, которая должна содержаться в программе, а именно: цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, метод исследования, описание процесса сбора и обработки данных, график проведения исследования, перечень отчетных материалов, подлежащих подготовке и передачи заказчику по результату проведенного исследования, в том числе сроки предоставления результатов исследования заказчику.
Анализ переписки сторон при исполнении контракта показывает, что заказчиком Департамент внутренней политики Брянской области неоднократно указывались замечания в части некорректного указания исполнителем, а также необходимости указания, в частности, таких определений как: "мигрант", "государственная национальная политика Брянской области", "гражданское единство", "многонациональный народ" и т.д. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о наличии потребности у заказчика в указании вышеназванной информации в программе социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области.
Однако, описание объекта закупки не содержит указание на конкретный перечень определений, понятий, подлежащих указанию исполнителем в программе социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области.
Кроме того, в замечаниях Департамента внутренней политики Брянской области к программе социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области, подготовленной исполнителем, указано на несоответствие сведений данным, в частности, информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации, Брянскстата. При этом, сформированное заказчиком описание объекта закупки не содержит указание конкретные источники сбора информации для подготовки программы социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области.
На основании вышеизложенного, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу, что сформированное заказчиком описание объекта закупки не содержит в полной мере значений показателей оказываемой услуги, требований к услуге, позволяющих при осуществлении приемки такой услуги однозначно определить соответствие результата оказания услуг требованиям извещения о проведении электронного аукциона за N 0127200000223005540.
Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе свидетельствует о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заказчиком Департамент внутренней политики Брянской области правомерно принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 0127200000223005540 от 04.10.2023, предметом которого является оказание услуг по проведению социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области, поскольку в полном объеме соблюдены требования Закона о контрактной системе:
- ч. 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, определяющей право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом. Так, пунктом 11.1 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона N 44. Кроме того, п. 11.3 определено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств; п. 11.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае существенного нарушения условий контракта Исполнителем;
- ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Данное решение сформировано заказчиком Департамент внутренней политики Брянской области посредством единой информационной системы в сфере закупок 29.12.2023, которое впоследствии 29.12.2023 автоматически с использованием единой информационной системы направлено исполнителю ООО исследовательский центр "НОВИ", в соответствии с положениями п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, 29.12.2023 является датой надлежащего уведомления исполнителя ООО исследовательский центр "НОВИ" об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 29.12.2023 является датой надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта, то 10.01.2024 контракт N 0127200000223005540 от 04.10.2023, предметом которого является оказание услуг по проведению социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области считается расторгнутым.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО исследовательский центр "НОВИ" в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу о недоказанности заказчиком Департамент внутренней политики Брянской области в рамках заключенного контракта N 0127200000223005540 от 04.10.2023, предметом которого является оказание услуг по проведению социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области, недобросовестного поведения ООО исследовательский центр "НОВИ".
Данный вывод подтверждается следующим:
Во-первых, 04.10.2023 года между заказчиком Департамент внутренней политики Брянской области и ООО исследовательский центр "НОВИ" заключен государственный контракт N 0127200000223005540 от 04.10.2023, предметом которого является оказание услуг по проведению социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области.
В соответствии с разделом 3 приложения к государственному контракту определен срок оказания услуг: начало срока оказания услуг: дата заключения государственного контракта; окончание срока оказания услуг: услуги в полном объеме должны быть оказаны не позднее 15 ноября 2023 года.
Согласно п. 4.2.1 описания объекта закупки предусмотрено, что исполнитель обязан разработать в соответствии с требованиями описания объекта закупки программу социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области. При этом, заказчиком определен перечень информации, которая должна содержаться в программе, а именно: цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, метод исследования, описание процесса сбора и обработки данных, график проведения исследования, перечень отчетных материалов, подлежащих подготовке и передачи заказчику по результату проведенного исследования, в том числе сроки предоставления результатов исследования заказчик
При этом, в соответствии с п. 4.2.2 описания объекта закупки, проведение исследования по программе, не согласованной с заказчиком, не допускается.
Положениями п. 4.2.7 описания объекта закупки предусмотрено, что исполнитель передает заказчику следующие отчетные материалы: а) аналитический отчет на бумажном носителе и в электронном виде в формате *.doc/*.docx; б) электронная база данных (массив) в электронном виде в формате *.xls/*.xlsx; в) файл в электронном виде в формате *.doc/*.docx, отображающий сведения о количестве респондентов, отказавшихся участвовать в опросе, количестве респондентов, согласившихся принять участие в опросе, но на каком-то этапе отказавшихся от участия в опросе.
При этом, исходя из наименования объекта закупки (оказание услуг по проведению социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области), а также п. 4.2.7 описания объекта закупки, следует, что предусмотренная положениями п. 4.2.1 описания объекта закупки, программа исследования фактически не является результатом оказанной услуги и частью отчетного материала.
ООО исследовательский центр "НОВИ", во исполнение положений п. 4.2.1. описания объекта закупки, неоднократно направлялась в адрес заказчика Департамент внутренней политики Брянской области посредством электронной почты программа социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области (19.10.2023, 24.10.2023, 09.11.2023, 13.11.2023).
Однако, заказчиком Департамент внутренней политики Брянской области направлялись мотивированные отказы от согласования направленных программ социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области с указанием перечня замечаний (20.10.2023, 25.10.2023, 09.11.2023). При этом, необходимо отметить, что значительная часть замечаний указывала на несоответствие представленной информации сведениям, требования к которым, описанием объекта закупки не предусмотрены.
Так, в частности, в замечаниях заказчика неоднократно отмечено, что информация о статистических данных не соответствует данным информационных порталов Министерства юстиции Российской Федерации, Брянскстата, а также определения основных понятий даны некорректно, либо не даны вовсе. Однако, сформированное заказчиком описание объекта закупки не содержит указание на конкретные источники информации, подлежащие использованию при подготовке программы исследования, а также перечень основных терминов и понятий, необходимых для указания и раскрытия в программе исследования.
Исходя из установленных фактических обстоятельств по настоящему делу, ввиду отсутствия в содержании описания объекта закупки на оказание услуг по проведению социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области за N 0127200000223005540 указания, в частности, на конкретный перечень основных терминов и понятий, необходимых для указания и раскрытия в программе исследования, источники информации, подлежащие использованию при подготовке программы исследования, ООО исследовательский центр "НОВИ" самостоятельно определило используемые источники информации и термины, подлежащие указанию в программе исследования.
Таким образом, отсутствие длительного согласования стороной заказчика Департамент внутренней политики Брянской области программы исследования, в том числе, по основаниям, не предусмотренным описанием объекта закупки на оказание услуг по проведению социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области за N 0127200000223005540, свидетельствует о невозможности ООО исследовательский центр "НОВИ" осуществить непосредственное проведение социологического мониторинга в определенные контрактом сроки.
Кроме того, факт неоднократного направления ООО исследовательский центр "НОВИ", в адрес заказчика Департамент внутренней политики Брянской области посредством электронной почты программы социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области (19.10.2023, 24.10.2023, 09.11.2023, 13.11.2023) свидетельствует о намерении исполнителя урегулировать возникшие с заказчиком разногласия относительно содержания программы исследования, что, соответственно, свидетельствует о намерении общества сдать результат оказанных услуг заказчику Департамент внутренней политики Брянской области.
Также, необходимо отметить, что по программе социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области, направленную ООО исследовательский центр "НОВИ" 13.11.2023, заказчиком посредством сообщения по электронной почте сообщено исключительно о несоответствии графика проведения социологического исследования условиям контракта (без указания корректных, по мнению заказчика, сроков проведения исследования). Иных замечаний к содержанию программы исследования от 13.11.2023 заказчиком Департамент внутренней политики Брянской области в адрес ООО исследовательский центр "НОВИ" не направлено, следовательно, прийти к выводу об отсутствии согласованной программы исследования на момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не представляется возможным.
Во-вторых, в соответствии с положениями ч. 4.2.6 описанием объекта закупки, аналитический отчет должен содержать, в том числе, подробное описание результатов проведенного исследования, их интерпретацию, их аналитическое сравнение по соответствующим показателям 2019,2020,2021 годов. Однако материалы для проведения аналитического сравнения по соответствующим показателям 2019,2020,2021 годов направлены заказчиком Департамент внутренней политики Брянской области в адрес ООО исследовательский центр "НОВИ" посредством электронной почты только 10.11.2023, в то время как срок исполнения контракта определен заказчиком не позднее 15.11.2023.
В-третьих, ООО исследовательский центр "НОВИ" 28.12.2023 и 29.12.2023 направлен в адрес заказчика Департамент внутренней политики Брянской области подготовленный аналитический отчет социологического мониторинга основных показателей состояния межнациональных отношений в Брянской области для согласования и (или) корректировки.
Однако, заказчиком Департамент внутренней политики Брянской области не направлен в адрес ООО исследовательский центр "НОВИ" ответ о результатах рассмотрения вышеназванного аналитического отчета.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
В данном случае, фактические обстоятельства дела не подтверждают совершение обществом умышленных действий (бездействия) и недобросовестного поведения. Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО исследовательский центр "НОВИ", в материалы дела не представлено.
Инспекция Брянского УФАС России отмечает, что в данном случае в качестве добросовестного поведения общества следует рассматривать конструктивное взаимодействие с заказчиком, ведение претензионной работы с заказчиком (доработка, исправление замечаний по неоднократно направленной программе исследования), подготовка результата оказания услуг до принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта само по себе ни к чему не обязывает антимонопольный орган, в исключительной компетенции которого находится оценка всех фактических обстоятельств дела и всех элементов поведения участника закупки в ходе исполнения контракта, вопреки утверждению Заявителя об обратном.
При этом необходимо также отметить, что оценка всех фактических обстоятельств дела и поведенческих аспектов сторон в ходе исполнения Контракта отнесена именно к компетенции антимонопольного органа и является его исключительной дискрецией.
В связи с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
По основаниям, изложенным выше, Инспекция не может прийти к однозначному выводу о наличии достаточных оснований включения информации о подрядчике ООО исследовательский центр "НОВИ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
1. Сведения в отношении ООО исследовательский центр "НОВИ" "____" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По итогам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Департамент внутренней политики Брянской области нарушения требований ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 24 января 2024 г. N РНП-32-834
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024