резолютивная часть решения объявлена 17.01.2024 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: в присутствии представителей общества с ограниченной ответственностью "" (далее - Заявитель) действующих на основании доверенности, Муниципального казенного учреждения "Департамент архитектуры и градостроительства Местной администрации городского округа Нальчик" (далее - Заказчик)., Местной администрации городского округа Нальчик (далее - Уполномоченный орган) Матуева Т.В., в отсутствие представителя Оператора ЭТП, рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного конкурса N0104300014423000782 "Выполнение научно-исследовательской работы по разработке проекта внесения изменений в генеральный план городского округа Нальчик на период до 2043 года и проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки городского округа Нальчик" (далее - конкурс, закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Порядок оценки заявок участников закупки составлен с нарушением Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика и Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 16.01.2024 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 17.01.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 25.12.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 20 056 570,00 руб.;
4) источник финансирования - Бюджет городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 11.01.2023;
6) на участие в Конкурсе подано 3 заявки, победителем признан участник предложивший цену 15 042 427,51 руб.
Относительно доводов изложенных Заявителем, Комиссией установлено следующее.
1. Довод Заявителя о неправомерном установлении показателю по критерию "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и иных материальных ресурсов" Комиссия признает несостоятельным в силу следующего.
Согласно технического задания, исполнитель в том числе обязан выполнить мониторинговые полеты с помощью беспилотного летательного аппарата над всеми населенными городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики. Совместить полученные материалы с данными ЕГРН, другими картографическими материалами. Результат - цифровая модель местности на каждый населенный пункт городского округа.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что выполнение работ по подготовке ЦОФОП и выполнение аэрофотосъемки необходимо в целях получения актуальных на момент разработки проекта внесения изменений данных и сведений о фактическим состоянии территории городского округа Нальчик для принятия обоснованных решений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения. При этом согласно статьям 6, 8, 12 Закона о контрактной системе заказчику, в том числе при описании объекта закупки надлежит руководствоваться принципами обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупок. Вместе с тем заказчику надлежит соблюсти баланс: с одной стороны - не допускать факты необоснованного ограничения конкуренции, с другой - исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами, спецификой деятельности и обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств.
Комиссия отмечает, что вышеуказанное положение Описания объекта закупки и соответствующий критерий оценки установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Довод Заявителя об установлении порядка оценки заявок с нарушением Закона о контрактной системе в части установления предельных максимальных значений Комиссия признает состоятельным, в силу следующего.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующий критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу подпункта "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Согласно подпункту "д" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, в том числе показатель оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно установленному Заказчиком порядку оценки заявок, а именно по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен детализирующий показатель оценки "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов", а именно:
- Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании геодезических GPS/GNSS приемников (спутниковых) - предельное максимальное значение детализирующего показателя, установленное заказчиком, равняется 20 шт.;
- Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании Тахеометров электронных - - предельное максимальное значение детализирующего показателя, установленное заказчиком, равняется 10 шт.;
- Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании Квадрокоптеров с установленным специализированным ПО (система мобильного картографирования - предельное максимальное значение детализирующего показателя, установленное заказчиком, равняется 10 шт.;
Согласно Извещению, объектом закупки является выполнение научно-исследовательской работы по разработке проекта внесения изменений в генеральный план городского округа Нальчик на период до 2043 года и проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки городского округа Нальчик.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что согласно Порядку оценки Заказчиком для расчета баллов по Детализирующему показателю N 1 Критерия установлена формула, предусмотренная подпунктом "е" пункта 20 Положения.
Комиссия отмечает, что необходимость установления предельного максимального значения по указанным детализирующим показателям оценки Заказчиком не обоснована.
Кроме того, такой порядок оценки делает невозможным выявление наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что идет в противоречие с целями и принципами, заложенными в Положении, а именно нивелирует принципы обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, имеющих необходимое оборудование для выполнения контракта, количество которого отличается в 2 и более раза.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика противоречат положениям Закона о контрактной системе и Положению, в связи с чем довод Заявителя нашел свое подтверждение.
Вместе с тем, извещением не установлены требования о предоставлении в составе заявки документов подтверждающих наличие вышеуказанного оборудования, следовательно любое лицо независимо от наличия указанного оборудования имело право подать заявку и участвовать в закупке.
При этом у Комиссии отсутствуют сведения, свидетельствующие о том, что указанное нарушение повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Более того Комиссия отмечает, что на рассмотрении жалобы установлено, что Заявитель подавал заявку на участие в закупке, был допущен до участия.
Вместе с тем, согласно пояснений Уполномоченного органа, результаты определения поставщика в случае исключения вышеуказанного детализирующего показателя остаются неизменными, что исключает необходимость выдачи предписания, так как законные права и интересы Заявителя и участников закупки в этой части не затрагиваются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу Заявителя обоснованной в части.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 22 января 2024 г. N 007/06/42-35/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024