Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Манвелян Д.Х.,
от заявителя - Мальцева С.П.,
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Декстра" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Шпаковская районная больница" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300035823000431 "Поставка расходных материалов на 2024 год (перчатки)".
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 29.01.2024 г. с вызовом сторон по делу.
29.01.2024 г. комиссия, выслушав пояснения присутствующих сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
28.12.2023 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки N 0321300035823000431 "Поставка расходных материалов на 2024 год (перчатки)".
В силу ч. 5 ст. 49 Закона N44-ФЗ, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N0321300035823000431 от 17.01.2024 г. заявка N1 ООО "Декстра" отклонена на основании п. 1 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ - несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 44-ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
По результатам рассмотрения заявки участника в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ принято решение отклонить заявку на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в связи с непредоставлением информации о наименовании медицинского изделия в строгом соответствии с наименованиями медицинских изделий согласно регистрационному удостоверению, выданному Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. Данное требование установлено в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению.
Согласно Приложению N 3 к Извещению об осуществлении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению" "В случае предложения участником закупки к поставке медицинских изделий наименования товаров должны быть указаны в строгом соответствии с наименованиями медицинских изделий согласно регистрационному удостоверению (далее по тексту РУ), выданному Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. Под наименованием медицинского изделия в РУ понимается наименование конкретного медицинского изделия, предлагаемого к поставке, вариант его исполнения (при наличии в РУ), модификации (при наличии в РУ), номер ТУ (при наличии в РУ), артикул (при наличии в РУ), каталожный номер (при наличии в РУ)".
В случае отсутствия технической возможности указать наименование медицинского изделия согласно РУ в структурированной форме заявки, участник указывает его в отдельном файле в составе заявки. При отсутствии в заявке указания на наименование медицинского изделия согласно РУ (при наличии в РУ) заявка подлежит отклонению".
Заявитель, подавая заявку, выразил согласие и подтвердил, что был ознакомлен с условием извещения, согласно которому он обязан предоставить сведения о наименовании предлагаемого к поставке медицинского изделия в соответствии с регистрационным удостоверением.
Таким образом, участником закупки ООО "Декстра" не представлено регистрационное удостоверение медицинского изделия, предлагаемого к поставке в заявке.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заявка ООО "Декстра" подлежала отклонению по пункту 1 части 12 статьи 48 Закона N44-ФЗ.
В ходе рассмотрения жалобы доводы заявителя не нашли подтверждения и являются необоснованными.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика установлены нарушения ст. 7, ст. 8, п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона N44-ФЗ.
Так, согласно п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пп. "а", пп. "в" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Таким образом, при формировании извещения о проведении аукциона в электронной форме N 0321300035823000431 Заказчик обязан руководствоваться положениями ст. 42, с учетом требований ст. 43 Закона N 44-ФЗ.
Заказчиком сформировано Приложение N 2 к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению", которым установлено:
"В случае предложения участником закупки к поставке медицинских изделий наименования товаров должны быть указаны в строгом соответствии с наименованиями медицинских изделий согласно регистрационному удостоверению (далее по тексту РУ), выданному Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. Под наименованием медицинского изделия в РУ понимается наименование конкретного медицинского изделия, предлагаемого к поставке, вариант его исполнения (при наличии в РУ), модификации (при наличии в РУ), номер ТУ (при наличии в РУ), артикул (при наличии в РУ), каталожный номер (при наличии в РУ)".
Согласно п. 31 Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 N 656 "О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (далее - ПП N656) при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исходя из вышеизложенных требований Закона N 44-ФЗ и ПП N 656 характеристики, содержащиеся в извещении об осуществлении закупки, размещаются оператором электронной площадки в ЕИС в структурированном виде.
Более того, у заказчика имеется право выбора оператора электронной площадки на которой будет осуществлена закупка.
В указанном случае, оператором площадки выбрана ЭТП "Тэк-торг". Представитель заявителя указал, что функционал выбранной Заказчиком электронной площадки не имеет технической возможности изменять наименование товара при заполнении заявки в структурированном виде, что не дает возможность участнику исполнить положение инструкции по заполнению заявки об указании наименования товаров в строгом соответствии с наименованиями медицинских изделий согласно регистрационному удостоверению. Заказчиком на заседание Комиссии доказательств обратного не представлено.
В силу ст. 7 Закона N 44-ФЗ в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, действия Заказчика в части выбора оператора электронной торговой площадки функционал которой не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в закупки в соответствии с требованиями извещения нарушают принципы контрактной системы в сфере закупок, установленные ст. 7, ст. 8 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ООО "Декстра" на действия комиссии заказчика ГБУЗ СК "Шпаковская районная больница" по факту неправомерного отклонения заявки на участие в закупке путем проведения аукциона в электронной форме N0321300035823000431 "Поставка расходных материалов на 2024 год (перчатки)" - необоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУЗ СК "Шпаковская районная больница" нарушившими требования ст. 7, ст. 8, п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона N44-ФЗ, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
3. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС России материалы данного дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении за нарушения требований Закона N44-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Е.В. Вишневская
Члены комиссии
П.В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 29 января 2024 г. N 026/06/106-103/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2024