Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев обращение, направленное бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" (далее - БУЗОО "ККД", заказчик, учреждение) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Стройпроектизыскания" (далее - ООО "Стройпроектизыскания", общество, подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 2023.077 от 28.07.2023 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки в форме запроса котировок в электронной форме "Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по капитальному ремонту помещений 2-го этажа (неврологическое отделение) с учетом доступности для малобильных групп населения 4-х этажного здания стационара бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" по адресу: г. Омск, ул. Лермонтова, л.41 (Реестровый номер 2023.051333)" (извещение N 0352300057723000077, идентификационный код закупки 232550602152655040100101510017112243) (далее - запрос котировок, запрос котировок в электронной форме, закупка),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - "_", главного врача, "_" (доверенность от 26.01.2024), "_" (доверенность от 30.01.2023),
общества - "_" (доверенность от 29.12.2023)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 22.01.2024 было направлено (вх. N 650-ЭП/24) обращение о включении информации о подрядчике в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также писем между сторонами по контракту.
Из представленных материалов и информации следует, что 18.07.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного запроса котировок с начальной (максимальной) ценой контракта 480 693,98 руб.
Размещенный 25.07.2023 протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о том, что на участие в закупке подана одна заявка (ООО "Стройпроектизыскания"), которая признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. Запрос котировок признан несостоявшимся.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 28.07.2023 между учреждением и обществом заключен контракт с ценой 480 693,98 руб.
09.01.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с невыполнением подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 22.01.2024, информация о расторжении контракта в этот же день размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "Стройпроектизыскания" подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1.1 предметом контракта выступало следующее: "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить работы по разработке проектно-сметной документации по капитальному ремонту помещений 2-го этажа (неврологическое отделение) с учетом доступности для малобильных групп населения 4-х этажного здания стационара бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" по адресу:г. Омск, ул. Лермонтова, л.41, далее соответственно - работы, объект) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и обеспечить оплату его в соответствии с настоящим контрактом".
В соответствии с пунктом 1.2 контракта работы по контракту выполняются подрядчиком в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по капитальному ремонту помещений 2-го этажа (неврологическое отделение) с учетом доступности для малобильных групп населения 4-х этажного здания стационара бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" по адресу: г. Омск, ул. Лермонтова, л.41 (приложение N1 к настоящему контракту) (далее - Техническое задание).
Из пункта 1.3 контракта следовало, что место выполнения работ определяется подрядчиком самостоятельно, с учетом Технического задания и места расположения объекта.
Местом расположения объекта указано: Российская Федерация, г. Омск, ул. Лермонтова, д.41.Результаты выполненных работ передаются Подрядчиком по адресу: Российская Федерация, г. Омск, ул. Лермонтова, д.41.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора на проектные и изыскательские работы.
Извещением об осуществлении закупки были определены даты начала и окончания исполнения контракта: с даты заключения контракта и 27.12.2023, соответственно.
Условие о сроках выполнения работ было установлено пунктом 1.4 заключенного сторонами контракта: "Срок выполнения работ: начало срока выполнения работ - с даты заключения настоящего контракта, окончание срока выполнения работ - не позднее 31 октября 2023 года. Работы выполняются в соответствии с Графиком выполнения работ по объекту: Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по капитальному ремонту помещений 2-го этажа (неврологическое отделение) с учетом доступности для малобильных групп населения 4-х этажного здания стационара бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" по адресу:г. Омск, ул. Лермонтова, л.41 (Приложение N2 к настоящему контракту) (далее - график выполнения работ)".
В соответствии с графиком выполнения работ (приложение N 2 к контракту) результатом выполненных работ являлась проектно-сметная документация по капитальному ремонту помещений 2-го этажа (неврологическое отделение) с учетом доступности для маломобильных групп населения 4-х этажного здания стационара бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" по адресу: г. Омск, ул. Лермонтова, л.41, включая положительные результаты экспертизы достоверности сметной стоимости капитального ремонта (Государственная экспертиза).
Графиком выполнения работ предусмотрены следующие виды работ, сроки и требуемый результат их выполнения:
Наименование работ |
Результат выполненных работ |
С даты подписания контракта по 4 сентября 2023 года проведение: - визуального обследования и обмерных работ помещений; - разработка проектной и рабочей документации по капитальному ремонту; - разработка сметной документации. |
Направленный на электронную почту Заказчика (omskcardio@yandex.ru) в электронном формате комплект документации по выполненной работе: - Акт технического осмотра объекта; - Проектная документация; - Рабочая документация; - Сметная документация. |
С 5 сентября 2023 года по 18 сентября 2023 года согласование с Заказчиком представленного в электронном виде комплекта документации на соответствие техническому заданию. |
Письмо заказчика о согласовании/не согласовании комплекта документации, направленное на электронную почту Подрядчика |
С 19 сентября 2023 года по 27 сентября 2023 года устранение Подрядчиком замечаний Заказчика (в случае наличия замечаний) |
Направленный на электронную почту Заказчика (omskcardio@yandex.ru) в электронном виде комплекта документации с устраненными замечаниями
|
С 27 сентября 2023 года по 28 сентября 2023 года регистрация Подрядчиком по доверенности от Заказчика (согласно действующему законодательству) заявления о проверке достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта(Государственная экспертиза) |
Направление на электронную почту Заказчика (omskcardio@yandex.ru) документов, подтверждающих приемку проектной документации на проведение экспертизы достоверности сметной стоимости капитального ремонта (Государственную экспертизу) |
С 29 сентября 2023 года по 30 октября 2023 года экспертиза достоверности сметной стоимости капитального ремонта (Государственная экспертиза)помещений 2-го этажа (неврологическое отделение) с учетом доступности для маломобильных групп населения 4-х этажного здания стационара бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" по адресу: г. Омск, ул. Лермонтова, л.41 |
Направленное на электронную почту Заказчика (omskcardio@yandex.ru) информации о проведённой проверке достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта |
31 октября 2023 года получение Подрядчиком по доверенности от Заказчика положительного заключения экспертизы достоверности сметной стоимости капитального ремонта (Государственная экспертиза |
Передача Заказчику скомплектованной проектно-сметной документации в полном объеме (в электронном виде и на бумажном носителе в соответствии с пунктами 39,45 Технического задания) с положительным заключением экспертизы достоверности сметной стоимости капитального ремонта (Государственная экспертиза) |
На основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.7 контракта было предусмотрено, что расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения настоящего контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего контракта. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе.
Также пунктом 6.1 контракта было закреплено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной нормой в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое учреждением 09.01.2024 (исх. N 10) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в тот же день в 12:11 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 2550602152623000181) признается 09.01.2024 в 12:11 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой подрядчик.
Таким образом, ООО "Стройпроектизыскания" на основании статьи 193 ГК РФ, части 1 статьи 2, частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 10.01.2024 по 19.01.2024 включительно имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении внеплановой проверки была размещена в ЕИС 23.01.2024.
Более того, Омским УФАС России в этот же день было направлено (исх. N ТШ/354/24) уведомление сторонам контракта о рассмотрении 29.01.2024 в 15 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 26.01.2024:
- заказчику документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения обществом обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- подрядчику письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
На указанный запрос Омского УФАС России ООО "Стройпроектизыскания" были представлены (вх. N 864-ЭП/24 от 29.01.2024) пояснения и переписка с заказчиком.
Представленные заказчиком (вх. N 650-ЭП/24 от 22.01.2024) сведения о взаимодействии с обществом в рамках исполнения контракта, вся имеющаяся переписка между сторонами, а также информация официального сайта ЕИС об исполнении контракта свидетельствуют о следующем.
19.09.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх. N 1523), о необходимости предоставления обществом на согласование комплекта документации на разработку проектно-сметной документации по капитальному ремонту помещений 2-го этажа (неврологическое отделение) с учетом доступности для малобильных групп населения 4-х этажного здания стационара бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" по адресу: г. Омск, ул. Лермонтова, л.41 (акт технического осмотра объекта, проектная документация, рабочая документация, сметная документация).
18.10.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх. N 1703), согласно которому учреждение повторно просило общество направить в адрес учреждения предусмотренную условиями контракта документацию (акт технического осмотра объекта, проектная документация, рабочая документация, сметная документация). Кроме того, заказчик просил подрядчика предоставить информацию о ходе выполнения работ, а также достоверную информацию о сложностях, возникающих при исполнении контракта в срок не позднее 2 рабочих дней со дня получения запроса.
В ответ на вышеуказанные письма обществом 23.10.2023 в адрес заказчика направлена информация о ходе выполнения работ (письмо исх. N 92/23), согласно которой:
- проектная документация выполнена в объеме разделов: 04-08-2023-ИОС1, 04-08-2023-ИОС6, 04-08-2023-ИОС7;
- рабочая документация выполнена в объеме: 04-08-2023-ВМГ, 04-08-2023-ТХ, 04-08-2023-ЭОМ;
- сметная документация находится в разработке и будет выполнена и отправлена заказчику для согласования в течение 3-х рабочих дней.
Общество просило заказчика рассмотреть и согласовать проектную и рабочую документацию, при наличии замечаний или предложений направить их на электронную почту подрядчика.
02.11.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх. N 1795) о неисполнении обществом обязанности по предоставлению комплекта проектно-сметной документации (акт технического осмотра объекта, проектная документация, рабочая документация, сметная документация). Учреждение проинформировало общество о намерении приступить к процедуре расторжения контракта в одностороннем порядке.
В ответ на вышеуказанное письмо заказчика 03.11.2023 обществом дан ответ (исх. N 96/23), в котором подрядчик уведомил, что полный комплект проектной документации, рабочей документации, сметной документации в соответствии с техническим заданием и контрактом будет выполнен и отправлен заказчику 07.11.2023 до 10.00 час.
В ответ на письмо заказчика от 02.11.2023 исх. 179509.11.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 99/23), в котором общество уведомило о том, что передает полный комплект рабочей и сметной документаций, а также частично комплект проектной документации. Общество проинформировало, что комплект проектной документации в полном объеме будет предоставлен 13.11.2023.
Общество также проинформировало заказчика о том, что в бумажном виде документация для проверки будет также предоставлена 13.11.2023, подрядчик просил заказчика рассмотреть представленную документацию и при необходимости отправить свои замечания и предложения на электронную почту общества.
В ответ на письмо заказчика от 02.11.2023 исх. 1795 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо от 14.11.2023 (исх. N 100/23), в котором общество уведомило заказчика о том, что передает полный комплект рабочей документации, проектной документации, а также сметной документации. Общество просило заказчика рассмотреть представленную документацию и при необходимости отправить свои замечания и предложения на электронную почту организации.
22.11.2023 заказчиком в составе председателя комиссии и трех членов комиссии БУЗОО "ККД" фактически составлен акт об отказе в приемке работ, именуемый Актом приемки результатов выполнения работ по разработке проектно-сметной документации по капитальному ремонту помещений 2-го этажа (неврологическое отделение) с учетом доступности для малобильных групп населения 4-х этажного здания стационара бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" по адресу: г. Омск, ул. Лермонтова, л.41 (далее - Акт приемки результатов работ от 22.11.2023), согласно которому комиссия провела экспертизу предоставленных ООО "Стройпроектизыскания" письмом от 14.11.2023 (исх. N 100/23) результатов выполненных работ в части их соответствия Техническому заданию. По результатам проведенной экспертизы предоставленной документации комиссия установила, что качество предоставленной документации не соответствует Техническому заданию, а именно требованиям:
- постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию";
- ГОСТ 21.501-2018 "Межгосударственный стандарт. Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации, архитектурных и конструктивных решений".
В Акте приемки результатов работ от 22.11.2023 перечислены недостатки предоставленных подрядчиком документов.
07.12.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия (исх. N 2006), в которой указано, что в установленный контрактом срок (31.10.2023) работы обществом в полном объеме не выполнены, при этом качество предоставленной документации не соответствует Техническому заданию. При этом заказчиком предъявлено требование к подрядчику о необходимости в срок до 18.12.2023 безвозмездного устранения выявленных недостатков работ.
19.12.2023 подрядчиком в ответ на претензию заказчика направлено письмо (исх. N 105/23), в которой общество сообщило о том, что недостатки проектно-сметной документации по Акту приемки результатов работ от 22.11.2023 приняты, устранены безвозмездно, внесены изменения в ПСД.
Также общество указало о необходимости в кратчайшие сроки совместно с заказчиком подготовить определенный пакет документов (со стороны заказчика представить документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика (доверенность); акт дефектов; нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации либо решение главного распорядителя средств федерального бюджета о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объект капитального строительства, нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации об утверждении федеральной целевой программы - письмо о финансировании) для проведения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства.
19.12.2023 в 07:20 (МСК) обществом сформирован и размещен в ЕИС документ о приемке N 183 от 19.12.2023 (счет на оплату на сумму 480693,98 руб., акт N 183 от 19.12.2023) с приложением проектно-сметной документации
25.12.2023 заказчиком в составе председателя комиссии и трех членов комиссии БУЗОО "ККД" составлен акт об отказе в приемке работ, именуемый Актом приемки результатов выполнения работ (далее - Акт приемки результатов работ от 25.12.2023), согласно которому комиссией БУЗОО "ККД" проведена внутренняя экспертиза проектно-сметной документации, представленной обществом совместно с документом о приемке N 183 от 19.12.2023 в части ее соответствия Техническому заданию. По результатам проведенной экспертизы предоставленной документации комиссия установила, что качество предоставленной документации не соответствует Техническому заданию, в Акте указаны нарушения, допущенные подрядчиком в проектно-сметной документации.
26.12.2023 в 14:07 час. (МСК) заказчиком сформирован и размещен в ЕИС мотивированный отказ от приемки товара с приложением Акта приемки результатов работ от 25.12.2023. Основанием для данного отказа послужило то обстоятельство, что проектно-сметная документация представлена подрядчиком без заключения государственной экспертизы, при этом по результатам внутренней экспертизы установлены недостатки. В мотивированном отказе от приемки товара заказчик указал о необходимости подрядчика устранить выявленные недостатки в течение 2 рабочих дней с момента получения отказа, а также выполнить работы, предусмотренные контрактом, в срок до 29.12.2023.
09.01.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое в этот же день размещено в ЕИС в связи с тем, что, подрядчик свои обязательства по контракту в полном объеме не выполнил, замечания не были устранены, работы, соответствующие условиям контракта не выполнены.
Из пояснений подрядчика следует, что основания для расторжения контракта по вине подрядчика со стороны заказчика отсутствовали, поскольку обществом были предприняты все необходимые и достаточные меры для исполнения заключенного контракта.
Общество также указывает, что сразу после заключения контракта подрядчик приступил к его исполнению.
Данное утверждение общества опровергается представленными в материалы дела письмами заказчика от 19.09.2023, от 18.10.2023, от 02.11.2023, согласно которым учреждение неоднократно указывало обществу на необходимость соблюдения условий контракта в части направления предусмотренной контрактом документации.
Более того, письмом от 18.10.2023 (исх. N 1703) заказчик указывал обществу о необходимости предоставления информации о ходе выполнения работ, о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
О возникновении каких-либо сложностей при исполнении контракта общество заказчику не сообщало ни в устном порядке, ни в письменном виде.
Как подтверждается представленными письмами, а также и не оспаривается сторонами, полный комплект рабочей документации, проектной документации и сметной документации был передан заказчику на согласование лишь 14.11.2023, в то время как по условиям контракта, с учетом графика выполнения работ согласование представленного в электронном виде комплекта документации на соответствие техническому заданию должно быть осуществлено с 5 сентября 2023 года по 18 сентября 2023 года.
При этом в срок до 28.09.2023 подрядчиком должен был быть направлен на электронную почту заказчика в электронном виде комплект документации с устраненными замечаниями, а в срок до 31.10.2023 включительно общество должно было передать заказчику скомплектованную проектно-сметную документацию в полном объеме (в электронном виде и на бумажном носителе в соответствии с пунктами 39,45 Технического задания) с положительным заключением экспертизы достоверности сметной стоимости капитального ремонта (Государственная экспертиза).
В пояснениях общество указывает, что в Акте приемки результатов работ от 22.11.2023 комиссией заказчика отказано в согласовании документации, при этом детальные несоответствия представленных документов техническому заданию представлены не были.
Однако следует отметить, что письмом от 19.12.2023 (исх. N 105/23) общество сообщило о том, что недостатки проектно-сметной документации по Акту приемки результатов работ от 22.11.2023 приняты, устранены безвозмездно, внесены изменения в ПСД.
Обществом указано, что пакет проектно-сметной документации разработан в полном объеме, не имеет каких-либо недостатков.
Комиссия не может согласиться с указанным утверждением, поскольку дважды передавая проектно-сметную документацию для приемки, подрядчик ни разу не предоставил в ее составе Акт технического осмотра объекта, предусмотренный условиями контракта.
16.01.2024 обществом в адрес заказчика направлен ответ на решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, в котором подрядчик просил отменить решение от 09.01.2024 об одностороннем отказе от исполнения контракта и предоставить обществу возможность фактического исполнения обязательств по контракту, продлив сроки выполнения работ по контракту на период просрочки исполнения встречных обязательств заказчика.
Кроме того, подрядчиком в адрес заказчика 19.01.2023 через ЕИС повторно направлен пакет документов, необходимый для согласования.
Заказчиком представлена информация о том, что 19.01.2023 обществу дан ответ на письмо подрядчика, в котором указано о том, что предоставленная документация не может быть согласована учреждением, экспертиза достоверности сметной стоимости капитального ремонта (государственная экспертиза) 2 этажа здания, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Лермонтова, д. 41 не может быть выполнена, поскольку документация не соответствует Техническому заданию.
Представителем общества также отмечено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является незаконным, поскольку в нем указаны противоречащие сведения и приведены ссылки на нормы Гражданского кодекса, регламентирующие порядок поставки товаров, в то время как предметом контракта являлось выполнение проектных работ.
В решении об одностороннем отказе заказчиком, в том числе было указано: "14 ноября 2023 года ООО "СПИ" был передан комплект рабочей документации и проектной документации, а также сметной документации. 22 ноября 2023 года БУЗОО "ККД" создана комиссия по рассмотрению переданного пакета документов, Комиссия установила, что качество предоставленной документации не соответствует техническому заданию, а именно 26.12.2022 года транспортной компанией было доставлено оборудование в количестве пяти коробок.
26.12.2022 года БУЗОО "ККД" с использованием функционала единой информационной системы (ЕИС) был направлен мотивированный отказ от подписания акта приемки с требованием устранить замечания и поставить товар, соответствующий условиям договора в срок до 29.01.2023 года.
По состоянию на 09.01.2023 года вышеуказанные замечания не устранены, работы соответствующий условиям контракта не выполнены.
В связи с вышеизложенным, на основании п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, пп. "а" п.1 ч.15 ст. 95. Закона N 44-ФЗ, п. 12.7 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Настоящее решение, принятое 09.01.2022, вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления Поставщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта. датой надлежащего уведомления".
Представителями заказчика были даны пояснения, что указанные сведения и нормы Гражданского кодекса Российской Федерации были ошибочно указаны в решении.
Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило нарушение подрядчиком как начального так и конечного сроков выполнения работ по контракту, что в соответствии с гражданским законодательством является существенным нарушением условий контракта, допускающим односторонний отказ от его исполнения.
В связи с чем Комиссия признает односторонний отказ заказчика от исполнения контракта обоснованным.
Материалами дела подтверждено, что работы по контракту в установленные в нем сроки обществом в полном объеме выполнены не были.
Вместе с тем обществом не представлено доказательств невозможности выполнения работ в запланированном объеме и в сроки, установленные контрактом, а также того, что выполнение работ было невозможно по независящим от общества обстоятельствам. ООО "Стройпроектизыскания" в установленном порядке не уведомляло заказчика о приостановлении выполнения работ в соответствии со статьями 716 и 719 ГК РФ. Кроме того, подрядчиком не были предприняты какие-либо меры к ускорению темпов выполнения работ после направленных в его адрес писем и претензий заказчика.
С учетом вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях подрядчика направленность на несоблюдение условий контракта и наличие фактов недобросовестности при его исполнении.
Источником финансирования по данному контракту являлась субсидия на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту зданий, сооружений, включая замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно - технического обеспечения, в том числе проектно-изыскательских работ (включая проверку стоимости сметной документации), и благоустройству территории государственных учреждений Омской области.
Имеющиеся в деле документы и сведения указывают на то, что неисполнение обязательств обществом повлекло невозможность достижения результата, на который рассчитывал заказчик при заключении контракта.
Заключая контракт, ООО "Стройпроектизыскания" знало о характере и объемах необходимых к выполнению работ, обязано было проанализировать их характер с учетом требований специального законодательства, которые предъявляются к таким работам, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач, совершать другие действия, направленные на соблюдение срока выполнения работ.
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а равно о наличии у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Общество не воспользовалось своим правом на исправление нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Доказательства, которые подтверждают, что в установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе 10-дневный срок нарушения условий контракта подрядчиком устранены, представлены не были.
Комиссией также не выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 15 Правил являются основанием для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в Реестр.
Действуя в рамках заключенного контракта, подрядчик должен был осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
На основании представленных документов и сведений Комиссия приходит к выводу о подтверждении заказчиком фактов существенного нарушения подрядчиком условий контракта, в связи с чем информация об ООО "Стройпроектизыскания" подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Стройпроектизыскания" (644074, г. Омск, ул. Дмитриева, д. 15, к. 3, кв. 15), ИНН 5507274551, КПП 550701001;
- о директоре, единственном участнике (размер доли 100 %) общества с ограниченной ответственностью "Стройпроектизыскания" "_", ИНН 550710336522.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 29 января 2024 г. N 055/10/104-69/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2024