На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение Управления Росгвардии по Магаданской области (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГБОУ ВО "Северо-Восточный государственный университет" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Сбербанк-АСТ" электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг охраны (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0347100005923000003) (далее соответственно - Извещение, Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки.
В ходе проведения внеплановой проверки 24.01.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 26.01.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 12.12.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 233 836,96 руб.;
4) источник финансирования - средства бюджетных учреждений;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 20.12.2023;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) Заказчиком с ООО "Охранное агентство "Кираса" заключен контракт от 09.01.2024 N 3ЭА-23 (реестровый номер в ЕИС - 1490907158124000003) на сумму 2 010 433,92 руб.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом сформировано Извещение.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог), установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
1.1. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены противоречивые сведения о видах охранных услуг в проекте контракта и описании объекта закупки, являющихся неотъемлемыми частями Извещения (далее соответственно - Проект контракта, Описание объекта закупки).
На заседании Комиссии установлено, что Описанием объекта закупки, предусмотрено, что оказание услуг охраны включает в себя защиту жизни и здоровья граждан, обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий, услуги по обеспечению охраны, пропускного и внутриобъектового режимов на объектах Заказчика.
Вместе с тем в пункте 1.1 Проекта контракта, указано, что по контракту исполнитель обязуется оказывать следующие услуги охраны:
- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности,за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-I), в срок, предусмотренный контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к контракту).
Кроме того, в соответствии с Каталогом Заказчиком в Извещении установлены следующие значения характеристики "Вид услуги по охране" по позициям "Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)":
- охрана объектов, а также обеспечение пропускного режима на объектах,в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
- охрана имущества, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
- охрана имущества, а также обеспечение пропускного режима на объектах,в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
- охрана объектов, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что оказание услуг по защите жизни и здоровья граждан от потенциального исполнителя не требуется, информация о данном виде охранных услуг включена ошибочно.
Изучив представленные материалы, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего Описание объекта закупки, нарушают пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
1.2. По мнению Заявителя, Заказчиком предусмотрено оказание охранных услуг в виде охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию без требования к участнику закупки о наличии лицензии на право оказание данных услуг.
На заседании Комиссии установлено, что пункт 3.4 раздела 3 "Общие требования к выполнению услуг" Описания объекта закупки предусматривает,что исполнитель по контракту должен иметь в наличии (привлечь) необходимое количество автотранспорта для доставки на объекты групп быстрого реагирования (далее - ГБР). Оперативно воздействовать на чрезвычайные ситуации в составе ГБР, обеспечить прибытие ГБР на охраняемый объект в течение не более 5 минут после вызова, предотвратить правонарушение или преступление.
Также в пункте 3.20 раздела 3 "Общие требования к выполнению услуг" Описания объекта закупки указано, что исполнитель по контракту должен осуществлять оказание услуг с использованием пультовой охраны, ГБР
и автотранспорта для их доставки, предоставляемых исполнителем.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что ошибочно установил вышеуказанные требования, данные услуги оказываются вневедомственной охраной и не относятся к рассматриваемой закупке.
Вместе с тем Комиссия обращает внимание, что объединение в один лот услуг по оказанию физической и пультовой охраны может привести к необоснованному ограничению количества хозяйствующих субъектов, имеющих возможность участвовать в закупке.
Кроме того, оказание вышеуказанных услуг согласно ГОСТ Р 59044-2020 входит в вид охранной услуги - охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, являющейся самостоятельным видом лицензируемой деятельности.
Изучив представленные материалы, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего Описание объекта закупки, нарушают пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
1.3. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование об обязанности исполнителя услуг уведомлять территориальное ОВД
о принятии объекта под охрану.
В соответствии с пунктом 2 Правил уведомление частной охранной организацией территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498, частная охранная организация обязана в письменной форме или в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) уведомить уполномоченный орган, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, а также уполномоченный орган по месту охраны имущества (расположения объекта охраны).
Согласно пункту 6.1.2 раздела 6 "Требование к составу документов, находящихся на каждом посту охраны" Описания объекта закупки установлено,что наблюдательное дело должно содержать уведомление территориального ОВД
о принятии объекта под охрану (оригинал, для частных охранных организаций).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что установление данного требования является технической ошибкой, допущенной со стороны Заказчика.
Изучив представленные материалы, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
1.4. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у исполнителя услуг копии согласованного с территориальным ОЛРР МВД России по месту регистрации организации образца формы одежды (с фотографиями образцов форм одежды).
В силу части 8 статьи 12 Закона N 2487-I специальная форменная одежда и знаки различия работников частных охранных организаций не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения. Порядок ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг согласно Приложению N 10 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 не предусмотрено согласование образца формы одежды частной охранной организации с государственными органами, осуществляющими контроль за деятельностью частных охранных организаций.
Кроме того, согласно примечанию 1 в Приложении N 2 "Техническое задание на оказание охранных услуг" к типовому контракту, предусмотренному приложением N 1 к приказу Росгвардии от 01.06.2020 N 149, установлено,что техническое задание определяется заказчиком самостоятельно, в том числе требование к наличию специальной форменной одежды исполнителя.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что установление данного требования является технической ошибкой, допущенной со стороны Заказчика.
Комиссия обращает внимание, что действующим законодательством не регламентировано согласование исполнителем услуг с территориальным ОЛРР МВД России по месту регистрации организации образца формы одежды (с фотографиями образцов форм одежды).
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу,что вышеуказанные действия Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего Описание объекта закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
2. Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено,что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено
Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В пункте 3 Извещения предусмотрены требования о соответствии участника Аукциона пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, о наличии действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной в соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011
N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьей 11
Закона N 2487-I с перечнем разрешенных видов услуг:
- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 1.13 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке, являющихся неотъемлемой частью Извещения (далее - Требования к содержанию, составу заявки), указано следующее:
"Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе - предусмотрено
Копия действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности
(на основании Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с законом РФ от 11.03.1992 года
N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации") либо выписка из реестра лицензий (Типовая форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 г. N2343).
с перечнем разрешенных видов услуг:
-охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
ИЛИ
Копия действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности (на основании Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в соответствии с законом РФ от 11.03.1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации") либо выписка из реестра лицензий (Типовая форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 г. N2343).
с перечнем разрешенных видов услуг:
- защита жизни и здоровья граждан;
- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что включение в Требования к содержанию, составу заявки положения о предоставлении в составе заявки участника Аукциона копии действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности либо выписка из реестра лицензий с перечнем разрешенных видов услуг "Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации" является технической ошибкой. При этом предоставление копии действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности либо выписки из реестра лицензий на оказание охранных услуг по защите жизни и здоровья граждан не требуется, так как услуга в рамках Аукциона не закупается.
Кроме того, Комиссией установлено, что в содержании Требований к содержанию, составу заявки указано положение, предусматривающее, что заявка на участие в электронном конкурсе состоит из двух частей.
Также в пункте 2.1 Требований к содержанию, составу заявки предусмотрено,что третья часть должна содержать предложение участника закупки о цене контракта.
Вместе с тем согласно Извещению Заказчиком проводится электронный аукцион.
Комиссия обращает внимание, что Закон о контрактной системе не предусматривает направление заявки участника электронного аукциона в составе частей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Требования к содержанию, составу заявки, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП.
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 26.01.2024 по делу N П-39/24 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 января 2024 г. N П-39/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2024