На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Технооткрытие" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях OOO "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении МКОУ СОШ с. Нелькан Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края (далее - Заказчик), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания МКОУ СОШ с. Нелькан (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0322300050923000002) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно принявшего решение о возврате заявки Заявителя на участие в Конкурсе в связи с отсутствием информации и документов Заявителя в реестре участников закупок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 15.12.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 82 605 780 руб.;
4) источник финансирования - бюджет Аяно-Майского муниципального района;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 25.12.2023;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке;
7) по результатам рассмотрения заявки ООО "ВЕРШИНА" принято решение о признании заявки ООО "ВЕРШИНА" соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) между Заказчиком и ООО "ВЕРШИНА" заключен контракт от 16.01.2024
N 0322300050923000002 (реестровый номер в ЕИС - 3270800125224000001) (далее - Контракт).
В соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частями 12 и 12.1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе информации и документов, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие информация и документы, принимает решение:
1) о размещении такой информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке;
2) об отказе в размещении такой информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в случае:
а) несоответствия перечня представленных информации и документов перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе;
б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, при направлении таких информации и документов.
При этом в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, в том числе при направлении информации и документов и их рассмотрении в соответствии с частями 12, 12.1 и 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанные дополнительные требования, а также перечень информации и документов, подтверждающих соответствие участников закупок таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
Вместе с тем в соответствии с подпунктом "и" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке осуществляет возврат заявки подавшему ее участнику закупки, в том числе в случае отсутствия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, информации и документов участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации на основании части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе (при осуществлении закупки, в отношении участников которой в извещении об осуществлении закупки установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 или 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (далее - Правила взаимодействия) оператор электронной площадки по результатам рассмотрения информации и документов в соответствии с пунктом 4 Правил взаимодействия в срок, установленный частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, принимает решение о размещении, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "б" пункта 5 Правил взаимодействия, таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке.
При этом:
а) документы формируются в форме электронного документа или образа бумажного документа с указанием даты подписания документа.
Пунктом 7 Правил взаимодействия установлено, что участник закупки в случае внесения изменений в информацию и (или) документы, размещенные в соответствии с Правилами взаимодействия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупки, аккредитованных на специализированной электронной площадке, направляет оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки новые информацию и (или) документы в порядке, установленном пунктами 2 и 3 Правил взаимодействия. Оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают такие документы в порядке, установленном пунктами 4 и 5 Правил взаимодействия. При этом такие внесенные изменения либо такие новые информация и (или) документы применяются к отношениям, связанным с участием в закупках, заявки на участие в которых поданы таким участником после размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил взаимодействия новых документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно принявшего решение о возврате заявки Заявителя на участие в Аукционе в связи с отсутствием информации и документов Заявителя в реестре участников закупок, аккредитованный на электронной площадке, в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и позицией 10 приложения к Постановлению N 2571
В соответствии с Извещением Заказчиком к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 10 приложения к Постановлению N 2571.
Согласно сведениям государственной информационной системы "Независимый регистратор", предназначенной для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС, Заявителем в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг 25.12.2023 в 9:35 (МСК) направлены информация и документы, подтверждающие соответствие Заявителя требованиям позиции 10 приложения к Постановлению N 2571.
Учитывая изложенное, регламентированный срок принятия решения Оператором электронной площадки о размещении такой информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, либо об отказе в размещении такой информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке - 09.01.2024.
При этом представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил документы, согласно которым Оператором электронной площадки 09.01.2024 в 03:00 (МСК) принято решение о размещении таких информации и документов Заявителя в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, что также подтверждается сведениями государственной информационной системы "Независимый регистратор", предназначенной для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 25.12.2023 в 05:00 (МСК).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Оператором электронной площадки правомерно принято решение о возврате заявки Заявителя на участие в Аукционе в соответствии с подпунктом "и" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, поскольку на момент подачи Заявителем заявки на участие в Аукционе в 03:49 (МСК) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в соответствии с позицией 10 приложения к Постановлению N 2571 отсутствовали информация и документы, подтверждающие соответствие Заявителя требованиям позиции 10 приложения к Постановлению
N 2571.
Вместе с тем Комиссия обращает внимание, что пунктом 7 Правил взаимодействия закреплено императивное правило о недопущении применения внесенных изменений в информацию и (или) документы в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке к отношениям, возникшим до размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил взаимодействия таких новых документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Таким образом, Комиссия, изучив представленные документы и сведения, пришла к выводу, что действия Оператора электронной площадки не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также в составе обращения не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Заявителя, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать довод ООО "Технооткрытие" не нашедшим своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 января 2024 г. N П-45/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2024