Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
НКО "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Заказчик):
ООО "Салют" (далее - Участник, Исполнитель):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 2403-ЭП/24 от 30.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на аренду автотранспорта с водителями в 2024 году (извещение N 0572700000123001182),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 01.12.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на аренду автотранспорта с водителями в 2024 году (извещение N 0572700000123001182) (далее - Аукцион).
Максимальное значение цены контракта - 11 480 080,00 рублей. Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги - 5 786,32 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.12.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Салют". Снижение составило 15,5%.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Салют" заключен государственный контракт N 05727000001230011820001 от 22.12.2023 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 3.4.7, 8.7 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 17.01.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Салют".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по аренде автотранспорта с водителями (далее - Услуги) в период с 09.01.2024 по 31.12.2024 (п. 3.2 Контракта).
Согласно п. 4.1 Контракта оказание Услуг осуществляется в соответствии с Приложением N 1 к Контракту (далее - Техническое задание).
В силу п. 4.8 Технического задания автотранспортные средства не должны быть заложены, арестованы или являться предметом притязания третьих лиц.
В соответствии с п. 6.3 Технического задания не позднее 1 (одного) рабочего дня с даты подписания контракта Заказчиком Исполнитель обязан предоставить Заказчику для проведения осмотра (экспертизы):
- данные о закрепленных за Заказчиком для оказания услуги автомобилей (марка, номер и проч.) с указанием данных о прикрепленных к ним водителях (фамилия, имя, отчество, стаж работы, контактные телефонные номера), привлекаемых для оказания услуг, данные ответственных лиц Исполнителя (фамилия, имя, отчество, должность, контактные телефонные номера), а также контактные телефоны круглосуточной диспетчерской службы Исполнителя.
- автомобили с документами (паспортом транспортного средства, страховым полисом ОСАГО и т.п.) для осуществления проверки автомобилей на соответствие требованиям Технического задания и контракта. Результат осмотра, предоставленных автомобилей, оформляется Актом осмотра, подписанным Сторонами, с указанием сведений, содержащихся в паспортах транспортных средств, пробега автомобилей на дату осмотра.
Учитывая дату заключения Контракта, автомобили, информация, документы, предусмотренные п. 6.3 Технического задания, должны быть были предоставлены Фонду не позднее 25.12.2023.
Однако по состоянию на 26.12.2023 обязательства, предусмотренные п.п. 3.1.1, 4.1 Контракта, п. 6.3 Технического задания Исполнителем не исполнены, что подтверждается актом о выявленных недостатках от 26.12.2023 N 1, в связи с чем Заказчиком в адрес Исполнителя направлена претензия от 27.12.2023 N 2-56979/23.
Исполнителем 09.01.2024 предоставлены Заказчику для проведения осмотра 8 (восемь) транспортных средств. Вместе с тем данное обязательство было исполнено ООО "Салют" ненадлежащим образом, что подтверждается актами осмотра от 09.01.2024 N 1- N 8.
Таким образом, Исполнителем не были исполнены надлежащим образом обязательства, предусмотренные Контрактом, не предоставлены транспортные средства, соответствующие Техническому заданию.
Согласно п. 1 ст. 450.1 Гражданского кодекса Российской предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 3.4.7 Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.01.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Салют" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 30.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что в действиях ООО "Салют" отсутствует недобросовестный характер поведения и умышленное намерение уклоняться от исполнения обязательств по Контракту.
09.01.2024 без письменной и устной заявки Заказчиком был произведен осмотр предоставленных автомобилей по адресу Заказчика: Санкт-Петербург, ул. Тобольская, д. 6, в результате чего был составлен акт осмотра, и подписан сторонами Контракта с указанием сведений, содержащихся в паспортах транспортных средств, пробега автомобилей на даты осмотра.
11.01.2024 в ЕИС Исполнителем была получена претензия от Заказчика N 2-429/24 от 11.01.2024 о ненадлежащем исполнении обязательств по Контракту.
12.01.2024 также в ЕИС Исполнитель направил ответ Заказчику (исх. N 01/6 от 12.01.2024) о замене автотранспортных средств согласно Техническому заданию.
15.01.2024 также без письменной и устной заявки Заказчиком был произведен осмотр предоставленных автомобилей, по адресу Заказчика: Санкт-Петербург, ул. Тобольская, д. 6, в результате чего был составлен акт осмотра, и подписан сторонами Контракта с указанием сведений, содержащихся в паспортах транспортных средств, пробега автомобилей на даты осмотра.
17.01.2024 в ЕИС ООО "Салют" получило решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
22.01.2024 посредством ЕИС ООО "Салют" направило письмо Заказчику (исх. N 07/01 от 22.01.2024) о замене автотранспортных средств согласно Техническому заданию по Контракту, а также об отмене решения об одностороннем отказе исполнения Контракта.
Однако Заказчиком не был произведен осмотр предоставленных автомобилей, не был составлен акт осмотра.
Исполнитель неоднократно пытался связаться с Заказчиком для добросовестного исполнения Контракта. Заказчик выходил на связь только по претензионной переписке в ЕИС.
Таким образом, Исполнитель неоднократно предпринимал попытки по замене автотранспортных средств в соответствии с Техническим заданием, однако Заказчик своими действиями фактически уклонился от исполнения своих обязательств.
Учитывая изложенное, представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Салют" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что в действиях Исполнителя отсутствуют признаки недобросовестности, Вместе с тем ООО "Салют" является добросовестным участником гражданско-правовых отношений, на данный момент ООО "Салют" осуществляет исполнение 15 аналогичных контрактов по услуге предоставления аренды автотранспорта с водителем, а в 2023 году было исполнено 179 контрактов. Ранее ООО "Салют" не являлось ответчиком в судах судебной системы Российской Федерации.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Салют" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Салют" (ИНН: 7810953903), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 февраля 2024 г. N РНП-78-261/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2024