Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Псковской области "Псковская областная инфекционная клиническая больница" (далее по тексту - Заказчик) в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении индивидуального предпринимателя З.А.Н. (адрес; ИНН) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку перчаток смотровых нитриловых (регистрационный номер: 402-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000322000346),
УСТАНОВИЛА:
02.02.2024 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении индивидуального предпринимателя З.А.Н. (адрес; ИНН) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку перчаток смотровых нитриловых (регистрационный номер: 402-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000322000346).
Рассмотрение сведений состоялось 08 февраля 2024 года в 16 часов 40 минут без участия представителя Заказчика и индивидуального предпринимателя З.А.Н., уведомленных надлежащим образом.
1) Дата размещения извещения N 0157200000322000346 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее по тексту - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru - 05.04.2022 15:49 (МСК)
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 4 825 000,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк (https://etpgpb.ru).
4) Дата и время окончания срока подачи заявок - 13.04.2022 09:00.
5) Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 13.04.2022.
6) Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 15.04.2022.
7) Согласно Протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0157200000322000346 от 15.04.2022 на участие в указанном электронном аукционе было подано 6 (шесть) заявок, победителем электронного аукциона признан индивидуальный предприниматель З.А.Н. с наименьшим предложением о цене контракта 2 509 000,00 рублей (снижение составило 48%). В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н Комиссией по осуществлению закупок Заказчика принято решение о заключении с победителем электронного аукциона контракта по цене контракта 2 132 650,00 рублей.
8) 28.04.2022 между Заказчиком и индивидуальным предпринимателем З.А.Н. (далее по тексту - Поставщик) заключен Контракт N 0157200000322000346 на поставку медицинских изделий - Перчатки смотровые нитриловые (ИКЗ 222602720197160270100100980012219244) (код ОКПД 2 - 22.19.60.119).
Срок исполнения Контракта в части поставки товара - до 31.12.2021.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. Контракта, Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий - Перчатки смотровые нитриловые (ИКЗ 222602720197160270100100980012219244) (код ОКПД 2 - 22.19.60.119) (далее - Медицинские изделия) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке и разгрузке, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленные Медицинские изделия.
Согласно пункту 1.3. Контракта поставка Медицинских изделий осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по адресу: Псковская область, г. Псков, ул. Майора Доставалова, д.14. (далее - Место доставки).
Согласно пункту 2.2. Контракта, цена Контракта, составляет 2 132 650,00 (Два миллиона сто тридцать две тысячи шестьсот пятьдесят) рублей 00 копеек, без НДС, на основании ч.2 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1.1. Контракта, Поставщик обязан поставить Медицинские изделия в строгом соответствии с условиями Контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
Согласно пункту 5.1. Контракта, поставка Медицинских изделий осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с пунктом 1.3 Контракта, по заявкам, с момента заключения контракта.
Поставка товара осуществляется партиями по заявкам Заказчика в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты поступления такой Заявки. Заявки на поставку товара направляются Поставщику по мере необходимости (по усмотрению Заказчика - не чаще 1 раза в месяц). Заявка на поставку товара составляется в письменной форме, должна быть подписана уполномоченными работниками Заказчика. Заявка имеет силу для Сторон по настоящему Контракту как в случае ее передачи Поставщику путем вручения документа, так и при ее передаче средствами факсимильной, компьютерной (на адрес электронной почты Поставщика, указанный в разделе 17 Контракта), телефонной связи, позволяющей достоверно установить, что заявка исходит от Заказчика по настоящему Контракту. В заявке указывается: наименование товара, дата и время поставки; ассортимент, количество, цена поставки.
Поставщик за 5 дней до осуществления поставки Медицинских изделий в соответствии направляет в адрес Заказчика уведомление о времени доставки Медицинских изделий в Место доставки.
Согласно пункту 5.2. Контракта фактической датой поставки считается дата, указанная в Акте приема-передачи Медицинских изделий (приложение N 3 к Контракту).
Согласно пункту 11.1. Контракта настоящий Контракт вступает в силу с момента заключения и действует в части поставки до 31.12.2022 г., а в части исполнения обязательств по оплате - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, в период с 11.08.2022 по 13.03.2023 Поставщиком в адрес Заказчика осуществлено две поставки товара на общую сумму 1 921 500,00 рублей (счет-фактура N 1119 от 11.08.2022; счет-фактура N 54 от 13.03.2023).
22.01.2024, в связи с тем, что до настоящего времени Поставщиком в адрес Заказчика товар на сумму 211 150,00 рублей не поставлен, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13, 14, 15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 11.3. Контракта настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 11.4. Контракта Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
22.01.2024 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
02.02.2024 в ЕИС размещены сведения о расторжении контракта.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта. С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя конкурса в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
В ходе рассмотрения Комиссией установлено, что в соответствии с условиями Контракта, указанными в пункте 5.1., Поставка товара осуществляется партиями по заявкам Заказчика в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты поступления такой Заявки. Заявки на поставку товара направляются Поставщику по мере необходимости (по усмотрению Заказчика - не чаще 1 раза в месяц). Заявка на поставку товара составляется в письменной форме, должна быть подписана уполномоченными работниками Заказчика.
Таким образом, из вышеуказанных условий Контракта следует, что обязанность Поставщика по поставке партии товара в рамках исполнения настоящего Контракта возникает на основании заявки Заказчика, направленной в адрес Поставщика в письменной форме по мере необходимости Заказчика.
При этом, условиями Контракта не установлено, что при отсутствии заявки Заказчика Поставщик должен поставить весь объем Товара.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, 11.08.2022 Поставщиком в адрес Заказчика осуществлена поставка товара в соответствии с условиями Контракта на сумму 760 000,00 рублей. Поставленный товар принят Заказчиком 12.09.2022, о чем свидетельствует счет-фактура N 1119 от 11.08.2022.
15.12.2022 Заказчиком в адрес Поставщика произведена оплата за поставленный товар (платежное поручение N 639953 от 15.12.2022).
09.03.2023 Заказчиком посредством электронной почты в адрес Заказчика направлена заявка на поставку товаров по Контракту N 0157200000322000346 до закрытия контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, 13.03.2023 Поставщиком в адрес Заказчика осуществлена поставка товара в соответствии с условиями Контракта на сумму 1 161 500,00 рублей. Поставленный товар принят Заказчиком 21.03.2023, о чем свидетельствует счет-фактура N 54 от 13.03.2023.
19.06.2023 Заказчиком в адрес Поставщика произведена оплата за поставленный товар (платежное поручение N 431671 от 19.06.2023; платежное поручение N 431670 от 19.06.2023).
Таким образом, в период с 11.08.2022 по 13.03.2023 Поставщиком в адрес Заказчика осуществлено две поставки товара на общую сумму 1 921 500,00 рублей.
10.01.2024 (исх. 003/01) Поставщик направляет в адрес Заказчика письмо, в котором сообщает, что в соответствии с пунктом 5.1. Контракта, поставка Медицинских изделий осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с пунктом 1.3. Контракта, по заявкам, с момента заключения контракта. Таким образом, у Поставщика возникают обязанности по поставке только того товара, в отношении которого Заказчиком была подана Заявка. Так, в течении срока, предусмотренного Контрактом, Заказчиком была направлена, а Поставщиком исполнена заявка на сумму 760 000,00 рублей. Иных заявок в течении срока действия договора в адрес поставщика не поступало. После указанной даты, товарный остаток, зарезервированный для поставки в ГБУЗ ПО "ПОИКБ" был реализован в связи с тем, что обязательства по договору отпали. 09.03.2023 в адрес Поставщика поступила заявка на поставку товара на сумму 1 372 650 рублей. В связи с тем, что указанная Заявка была направлена за истечением срока для поставки товара, обязательства по такой заявке у Поставщика не наступили. Однако, принимая во внимание тот факт, что предусмотренные контрактом Медицинские изделия входят в число товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, Поставщик связался с представителем Заказчика для уточнения корректности направленной заявки. В ходе телефонных переговоров было установлено, что Медицинское учреждение остро нуждается в поставке товара, предусмотренного контрактом, в связи с чем, сторонами была согласована поставка всего имеющегося на тот момент у Поставщика товара на сумму 1 161 500,00 рублей. В оставшейся части стороны установили, что будет подписано дополнительное соглашение о расторжении контракта в непоставленной части. В настоящее время, в ходе инвентаризации заключенных контрактов было выявлено, что Контракт N 0157200000322000346 расторгнут не был, в ЕИС указан статус "Исполнение". В связи с необходимостью закрытия указанного контракта, Поставщик обратился по телефону к представителю Заказчика с вопросом о возможности допоставке товара или заключения соглашения о расторжении в связи с тем, что срок поставки по контракту истек до момента подачи Заказчиком заявки. Сотрудник юридического отдела ГБУЗ ПО "ПОИКБ" в ходе телефонного разговора пояснил, что в настоящее время не может быть подписано соглашение о расторжении, а товар, даже в случае поставки, принят не будет. Кроме того, было указано на тот факт, что заказчиком будет принято решение об одностороннем отказе. На основании изложенного, Поставщик просил Заказчика ответным письмом подтвердить и опровергнуть информацию, предоставленную по телефону, а именно сообщить о возможности осуществления поставки товара, заказанного по истечении срока, предусмотренного контрактом. В случае отказе от поставки, Поставщик просил рассмотреть возможность расторжения контракта по соглашению сторон.
Таким образом, указанные обстоятельства указывают, что действия Поставщика были направлены на исполнение обязательств, принятых в соответствии с настоящим Контрактом.
Согласно письменным пояснениям представителя Заказчика, представленным в Псковское УФАС России (исх. N 149 от 08.02.2024), в связи с увольнением ответственного лица, который направлял заявки по настоящему контракту по электронной почте и отсутствием доступа к ней, представить в Псковское УФАС России все направленные заявки не представляется возможным. При этом, также отметил, что даже в случае отсутствия заявок Поставщик был обязан поставить товар в крайний срок, установленный пунктом 11.1. Контракта.
Таким образом, Заказчиком не представлено документов, подтверждающих факт направления в адрес Поставщика заявок о необходимости поставки товара в рамках исполнения настоящего Контракта, в том числе на сумму 211 150,00 рублей (за исключением одной заявки), как не представлено и документов о проведении Заказчиком какой-либо претензионной работы в части недопоставки Поставщиком товара на оставшуюся сумму, предусмотренную условиями Контракта, в связи с чем Заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения Поставщиком условий контракта, что является основанием об отказе во включении сведений о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Псковской области "Псковская областная инфекционная клиническая больница" в отношении индивидуального предпринимателя З.А.Н. (адрес; ИНН) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку перчаток смотровых нитриловых (регистрационный номер: 402-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000322000346), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 8 февраля 2024 г. N РНП 060/06/95-39/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2024