Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ГБОУ школа N 355 Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 64/24 от 09.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на замену системы электроснабжения в здании ГБОУ школа N 355 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д.32, литера А (извещение N 0372200122923000011),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 10.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на замену системы электроснабжения в здании ГБОУ школа N 355 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д.32, литера А (извещение N 0372200122923000011) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 329 536,40 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.05.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Конкурса признано ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ" заключен государственный контракт N 0372200122923000011001 от 02.06.2023 на 235 700,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 11.1 и 11.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 18.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на замену системы электроснабжения в здании ГБОУ школа N 355 по адресу: Санкт-Петербург, ул.Благодатная, д.32, литера А (далее - Работы).
Согласно п. 2.1 Контракта Заказчик передает по акту объект Подрядчику не позднее 3 рабочих дней со дня подписания настоящего Контракта. При передаче объекта Подрядчику передаются паспорта, документы, планы, необходимые для выполнения работы. Работы должны быть выполнены не позднее 04.09.2023.
04.09.2023 в установленный Контрактом срок Работы Подрядчиком выполнены не были. В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, 21.09.2023 (исх.N 247) Заказчиком было составлено Уведомление о нарушении обязательств.
13.11.2023 Подрядчик разместил документ о приемке N 1 в ЕИС.
16.11.2023 Заказчиком отказано при рассмотрении документа о приемке N 1, в связи с тем что Подрядчик не представил ни одного документа в соответствии с контрактом раздел 7, п.7.2. Подрядчику отправлено Уведомление N 309 от 16.11.2023
22.11.2023 Подрядчик разместил документ о приемке N 1 (Исправление N 1 от 22.11.2023).
07.12.2023 Заказчиком было отклонено при рассмотрении документа о приемке, так как в соответствии с заданием на проектирование Проектная документация должна быть
согласована с:
- Заказчиком,
- СПБ ГУ "Служба заказчика Администрации Московского района",
а также со всеми заинтересованными ведомствами и организациями. Согласования выполняются Подрядчиком при участии Заказчика.
Ни одного согласования не поступило. Со стороны СПб ГУ "Служба заказчика Администрации Московского района", было направлено Подрядчику письмо N б/н от 06.12.2023 о доработке в кратчайшие сроки Проектной документации в связи с многочисленными ошибками. Также направлено письмо N 344 от 07.12.2023 со стороны Заказчика, также о многочисленных недоработках.
По состоянию на 18.12.2023 Работы по Контракту не выполнены.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 11.1 и п. 11.2 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 18.12.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
В соответствии с п. 6 Задания на проектирование (Приложение N 2 к Контракту) исходными данными для проектирования явлются:
1. Договор на электроснабжение
2. Технический паспорт здания
3. Задание Пользователя.
Не смотря на отсутствие необходимых исходных данных, Подрядчик приступил к выполнению своих обязательств по Контракту.
09.07.2023 Заказчик предоставил технический паспорт, акт разграничения балансовой принадлежности, справку на мощность.
08.08.2023 Заказчику направлен проект на согласование
16.08.2023 Повторно отправлены Заказчику направлен проект на согласование.
12.09.2023 Заказчиком была согласована графическая часть проектной документации.
11.10.2023 Заказчику направлена сметная документация на предварительное рассмотрение.
10.11.2023 Заказчику направлено уведомление о завершении Работ по Контракту и готовности объекта к сдаче. Также была направлена сметная документация.
07.12.2023 было получено письмо от Заказчика о результатах внутренней экспертизы проекта.
Так, среди замечаний значилось следующее:
- п. 2. Количество прожекторов по фасаду не соответствует количеству предусмотренному по "Паспорту фасада". Согласования нет.
Вместе с тем, Заказчиком в качестве исходных данных был предоставлен технический паспорт, который не содержит документ под названием "Паспорт фасада".
- также согласно п. 3. замечаний способ прокладки кабельной трассы не согласовывался с Заказчиком, однако графическая часть была направлена Заказчику еще 8 августа 2023 г. и была согласована Заказчиком 12 августа 2023 г. письмом N238.
- также Заказчик направил письмо от СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Московского района", в котором дублировался ряд замечаний Заказчика, а также было указано на необходимость составления сметы ресурсно-индексным методом, однако согласно п. 11. задания сметную стоимость необходимо определить базисно-индексным методом на основании ТСНБ.
07.12.2023 Заказчиком было предложено устранить допущенные замечания в течение трех календарных дней.
Рассмотрев представленные замечания, была откорректирована смета, устранены замечания Заказчика.
18.12.2023 проектно-сметная документация и ответы на замечания были направлены Заказчику в электронном виде.
19.12.2032 через Единую информационную систему Подрядчику пришло уведомление об одностороннем расторжении контракта Заказчиком.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ" реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ" (ИНН: 2129022519), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 января 2024 г. N РНП-78-73/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2024