Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "ПМЦ "Калининский" (далее - Заказчик):
ООО "МЦ "Медвир" (далее - Участник, Исполнитель):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 34651-ЭП/23 от 27.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников центра (извещение N 0372200193122000047),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников центра (извещение N 0372200193122000047) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 997 234,10 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.10.2022 N ИЭА2 победителем Аукциона признано ООО "МЦ "Медвир".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "МЦ "Медвир" заключен государственный контракт N 47/22 от 24.10.2022 (далее - Контракт) на сумму 324 500,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и потребовать возмещения фактически понесенного ущерба в случае следующих существенных нарушений Исполнителем условий Контракта:
- если задержка в сроках оказания услуг Исполнителем составляет более 10 (десяти) дней;
- если Исполнитель заявляет требования об увеличении цены Контракта или изменения количества товара и заключении соответствующего дополнительного соглашения и отказывается исполнять обязанности на условиях о цене и количестве, предусмотренных данным Контрактом;
- если отступления в оказании услуг от условий Контракта или иные недостатки не устранены Исполнителем либо являются существенными и неустранимыми.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 12.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "МЦ "Медвир".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по проведению периодических медицинских осмотров работников центра (далее - Услуги) в период с момента подписания Контракта сторонами по 13.12.2023 включительно; точные даты и время проведения оказания Услуг согласовываются с Заказчиком не позднее, чем за 10 рабочих дней до их проведения (п. 4.3 Контракта).
В соответствии с п. 2.3.7.4 Контракта по окончании прохождения работником периодического осмотра медицинской организацией оформляется заключение (медицинская·книжка) по его результатам. Результат аттестации по санитарно-гигиеническому обучению также должен быть внесен в личную медицинскую книжку работника Заказчика и защищен голографическим знаком.
Пунктом 4.12 Контракта предусмотрено, что данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки.
Согласно п. 2.3.7.2 срок оформления заключения по результатам медицинского обследования - 2 рабочих дня.
Вместе с тем, несмотря на неоднократные обращения Заказчика, Исполнитель уклонился от возврата медицинских книжек работников СПб ГБУ "ПМЦ "Калининский", прошедших периодический осмотр в 2023 году.
26.10.2023 Заказчик направил претензию в адрес Исполнителя с требованием в срок до 03.11.2023 передать в СПб ГБУ "ПМЦ "Калининский" заполненные личные медицинские книжки работников.
В ответ Исполнителем 08.11.2023 (исх. N Г-1) было направлено гарантийное письмо о том, что заключительный акт медицинского осмотра, выписки, заключения и медицинские книжки работников будут предоставлены в срок до 30.11.2023.
Однако по состоянию на 12.12.2023 медицинские книжки не были предоставлены.
Учитывая изложенное, Заказчик на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 7.9 Контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
12.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "МЦ "Медвир" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 27.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика по следующим основаниям:
В соответствии с заявками Заказчика Участником были оказаны услуги по проведению медицинских осмотров всех 320 заявленных работников.
По итогам проведения медицинских осмотров Заказчику был направлен Заключительный акт медицинской комиссии, выписки из медицинских карт и медицинские заключения по каждому работнику также переданы Заказчику в полном объеме 21.12.2023, о чем свидетельствует расписка Заказчика о получении.
Медицинские книжки были переданы Заказчику в количестве 317 штук, для заполнения оставшихся 3 требовались фотографии работников. Представитель Участника сообщил, что ООО "МЦ "Медвир" готово в кратчайшие сроки оформить новые медицинские книжки данным сотрудникам при условии предоставления вышеуказанных документов. При этом Участник неоднократно указывал Заказчику на отсутствие необходимых документов, последний раз 09.11.2023 в электронном уведомлении на адрес 5564920@mail.ru, указанный в реквизитах Контракта.
28.12.2023 Заказчик частично оплатил услуги Участника в сумме 111 977,50 рублей.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "МЦ "Медвир" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссией УФАС установлено, что согласно сведениям, размещенным на ЕИС, Услуги были оказаны и оплачены Заказчиком на сумму 199 259,00 рублей.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "МЦ "Медвир" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "МЦ "Медвир" (ИНН: 7838095155), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 января 2024 г. N РНП-78-39/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2024