Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - М.А. Грицай, начальника отдела, С.Д. Купцовой, ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - ОМВД России по Кежемскому району (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Талион" (далее - общество) (ИНН 2722137470) (далее - общество, исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом исполнителя от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на право заключения контракта "Оказание услуг по организации горячего питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, лиц, подвергнутых административному аресту, содержащихся в изоляторе временного содержания, а также лиц задержанных на срок более трех часов, содержащихся в комнате содержания задержанных лиц Отделения МВД России по Кежемскому району", извещение N 0819100001623000001 (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о включении сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Обращение подано в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовало требованиям раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), в связи с чем подлежало принятию к рассмотрению.
На основании статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1078 Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения подрядчиком условий контракта, заключенного с заказчиком по
результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и общества, указанным в контракте, размещенным в ЕИС, было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению вышеуказанного обращения. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1078 (далее - Правила), было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и подрядчик считаются надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу.
Из пункта 13 Правил, следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
В назначенное время на заседание Красноярского УФАС России заказчик и общество явку своих представителей не обеспечили, ходатайств не направляли.
Из обращения заказчика следует, что между заказчиком и обществом был заключен контракт, по условиям которого общество приняло на себя обязательства по оказанию услуг по организации горячего питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, лиц, подвергнутых административному аресту, содержащихся в изоляторе временного содержания, а также лиц задержанных на срок более трех часов, содержащихся в комнате содержания задержанных лиц Отделения МВД России по Кежемскому району.
Поскольку исполнителем было допущено нарушение существенного условия исполнения контракта, а именно: в обусловленный контрактом срок услуги не были оказаны в полном объеме, заказчиком 25.01.2024 было принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
В течение 10 (десяти) дней с момента надлежащего уведомления общества нарушение, послужившее основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе, не устранено, что послужило основанием для подачи обращения в адрес Красноярского УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Истребованные Комиссией документы и сведения, необходимые для полного и всестороннего рассмотрения обращения по существу обществом представлены не были.
Рассмотрев обращение заказчика, документы и сведения, представленные заказчиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, а также размещенные в единой информационной системе при проведении электронного аукциона, заключении, исполнении и расторжении контракта, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
В связи с возникшей потребностью, заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по организации горячего питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, лиц, подвергнутых административному аресту, содержащихся в изоляторе временного содержания, а также лиц задержанных на срок более трех часов, содержащихся в комнате содержания задержанных лиц Отделения МВД России по Кежемскому району с установлением начальной (максимальной) цены контракта 880 000,00 рублей.
На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.12.2023 NИЭА1 с обществом был заключен контракт от 18.12.2023 N0819100001623000001 на сумму 880 000,00 рублей.
Проанализировав Контракт, Комиссия установила что Контракт был заключен на следующих условиях.
Согласно пункту 1.1. раздела 1 Контракта исполнитель обязуется оказать услуги по организации горячего питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, лиц, подвергнутых административному аресту, содержащихся в изоляторе временного содержания, а также лиц задержанных на срок более трех часов, содержащихся в комнате содержания задержанных лиц Отделения МВД России по Кежемскому району (далее - "услуга"), отвечающие требованиям Заказчика, изложенным в Техническом задании (Приложение N 2 к контракту), а также в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к контракту), являющимися неотъемлемой частью контракта, в течение срока, предусмотренного пунктом 2.1 и иными условиями настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги.
Пунктом 2.6 раздела 2 Контракта определенно, что услуги оказываются Исполнителем с 01 января 2024 года по 31 декабря 2024 года, в четком соответствии с условиями настоящего контракта и требованиями законодательства Российской Федерации.
Услуги оказываются Исполнителем ежедневно, включая выходные и праздничные дни в четком соответствии с условиями настоящего контракта и требованиями законодательства Российской Федерации.
Разделом 3 Контракта определены обязанности и права сторон, в частности пунктом 3.3.1. установлена обязанность исполнителя в день заключения контракта предоставить Заказчику список сотрудников (далее - "сотрудники", "персонал", "работники"), которые будут задействованы при оказании услуг, с указанием ФИО, паспортных данных, копии контрактов (договоров).
Пунктом 4.2. раздела 4 Контракта установлен срок оказания Услуг: с 09.01.2024 года до 28.12.2024 года.
Разделом 4 Контракта установлен порядок приемки оказанных услуг.
Порядок разрешения споров определен разделом 8 Контракта.
Расторжение контракта установлено разделом 10 Контракта, а именно: "10.1. Настоящий контракт вступает в силу с момента его заключения, в соответствии со ст. 51 Закона N 44-ФЗ и действует по 31 декабря 2024 года включительно. Окончание срока действия контракта влечет за собой прекращение обязательств сторон по нему, но не освобождает стороны от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами по контракту, если таковые имели место при исполнении контракта.
10.2. Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и частями 8-11, 13-19, 21-23 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
10.3. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.
10.4. Односторонний отказ от исполнения настоящего контракта допускается в случае существенного нарушения контракта одной из Сторон.
10.5. Существенным нарушением Исполнителем настоящего контракта является:
10.5.1. Оказание услуг ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок. Услугами ненадлежащего качества признается услуга не соответствующая условиям настоящего контракта, Технического задания и требованиям законодательства Российской Федерации.
10.5.2. Неоднократное нарушение сроков оказания услуг. При оказании услуг в соответствии с условиями настоящего контракта единовременно неоднократным нарушением сроков оказания услуг является нарушение Исполнителем срока, предусмотренного контрактом, а также нового срока, установленного Заказчиком.
10.6. Существенным нарушением Заказчиком настоящего контракта является неоднократное нарушение сроков оплаты услуг. В соответствии с условиями настоящего контракта неоднократным нарушением сроков оплаты услуг является нарушение Заказчиком срока оплаты услуг, предусмотренного контрактом, а также нового срока, установленного Исполнителем.
10.7. При досрочном расторжении контракта по соглашению Сторон Стороны должны произвести взаиморасчеты в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента его расторжения.
10.8. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом Стороны контракта от исполнения контракта другая Сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.9. Расторжение контракта в одностороннем порядке производится сторонами в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
Проанализировав совокупность документов и сведений, представленных заказчиком, Комиссия установила следующее.
Согласно пояснениям заказчика, Исполнителем на дату расторжения контракта услуги не оказаны, данный факт фиксировался актами, составленными заказчиком в одностороннем порядке. Доказательств обратного не представлено.
25.12.2024 исполнитель в адрес заказчика направил письмо N1217 с просьбой расторгнуть контракт, однако отметил, что не отказывается от исполнения взятых на себя обязательств.
В ответ на полученное уведомление Заказчиком был направлен отказ в расторжении контракта по соглашению сторон с требованием исполнения контракта (письмо N13944 от 25.12.2024).
В соответствии с пунктом 10.4. контракта односторонний отказ от исполнения настоящего контракта допускается в случае существенного нарушения контракта одной из Сторон.
25.01.2024 в связи с невозможностью исполнения обязательств по контракту и предстоящим прекращением деятельности ООО "Талион" исполнителем было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Данное решение было направлено Исполнителем в адрес Заказчика с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок 25.01.2024.
Согласно части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 25.01.2024.
Согласно ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления решения исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 06.02.2024.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Однако Комиссией не установлено вышеперечисленных обстоятельств, что лишает возможности Комиссию принять решение об отказе во включении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Обязанности, взятые Исполнителем, не исполнены, что указывает на нарушение существенных условий Контракта.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, обращая внимание на фактические обстоятельства, также отмечает, что Комиссией не было установлено, что Контракт исполнен надлежащим образом. Доказательств того, что общество не исполнило обязательства по Контракту по причинам, зависящим от Заказчика, либо в связи с обстоятельствами непреодолимой силы представлено не было.
Вместе с тем, Комиссия оценивая правомерность принятого исполнителем решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, отмечает, что в соответствии с требованиями части 19 статьи 95 Закона о контрактной системе прекращение деятельности общества не является основанием для принятия такого решения.
Кроме того, Комиссия Красноярского УФАС России не установила в действиях заказчика нарушений требований законодательства о контрактной системе, что исключает возможность принятия исполнителем решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, Комиссия учитывает тот факт, что общество не проявило надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, не предприняло действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей, в связи с чем контракт не был исполнен, что как следствие привело к неэффективному использованию бюджетных средств и срыву закупки.
Комиссия отмечает, что лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к неудовлетворению нужд заказчика.
На момент рассмотрения обращения у Комиссии отсутствовали доказательства того, что Обществом были совершены активные действия по устранению причин, послуживших принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. При этом доказательств своей добросовестности при исполнении Контракта общество Комиссии не представило.
При этом факт того, что лицо уклоняется от заключения или исполнения (в том числе надлежащим образом) контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов (если по каким-либо причинам такое лицо не получило официального уведомления): принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП. Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения (при условии, что заказчиком и контрольным органом направлялись соответствующие уведомления, которые не были получены таким лицом по причинам, не зависящим от заказчика и контрольного органа).
Кроме того тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения об ООО "Талион" (ИНН 2722137470), генеральном директоре Номаконовой Евгении Павловне (ИНН 270308566906) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
06.02.24 |
08.02.24 |
08.02.24 |
0 |
08.02.24 |
15.02.24 |
14.02.24 |
0 |
19.02.24 |
16.02.24 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
С.Д. Купцова
Исп.Купцова С.Д. тел.211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 февраля 2024 г. N 024/10/104-304/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2024