Резолютивная часть решения объявлена 14.02.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15.02.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения представителей Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Тулюшкинский психоневрологический интернат" (далее - Заказчик);
в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения представителей Индивидуального предпринимателя Черных Нелли Викторовна (далее - ИП Черных Н.В.) ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствии представителей от 13.02.2024 г.;
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Индивидуального предпринимателя Черных Нелли Викторовна в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Масло сливочное", извещение N0334200013923000075,
в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 07 февраля 2024 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ИП Черных Н.В. в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ИП Черных Н.В. допущены существенные нарушения условий по государственному контракту NФ.2023.353221 на поставку масло сливочное от 08 декабря 2023 года, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Индивидуальном предпринимателе в Реестр.
ИП Черных Н.В. представлены письменные объяснения, в которых указано, что обществом предпринимались все меры для исполнения контракта, указанные действия, по мнению общества, подтверждают добросовестность при исполнении контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила, что Уполномоченным органом на основании заявки Заказчика 16 ноября 2023 года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено Извещение N0334200013923000075 о проведении электронного аукциона "Масло сливочное" (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 596 370 рублей 00 копеек.
24 ноября 2023 года в Единой информационной системе размещен протокол подачи ценовых предложений от 24.11.2023 NЦПА1, согласно которому от ИП Черных Н.В. поступило предложение о цене контракта на сумму 229 148 рублей 70 копеек, что на 61,58% ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.11.2023 NИЭА1 победителем электронного аукциона признана ИП Черных Н.В.
Государственный контракт NФ.2023.353221 на поставку масло сливочное по результатам электронного аукциона был заключен между заказчиком и ИП Черных Н.В. 08 декабря 2023 года (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1. Контракта Поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (масло сливочное) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
В соответствии с Техническим заданием (Приложение N2 к Контракту) к поставке требуется "Масло сливочное", со следующими характеристиками:
N п/п |
Наименование товара |
Характеристика товара |
Страна происхождения |
Остаточный срок годности на момент поставки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Масло сливочное |
Жирность: 72,5; Срок годности, сутки: 40; Фасовка кг: 180 гр; Тип сливочного масла: Несоленое; Сорт: Высший; Наименование сливочного масла: Крестьянское; Вид сливочного масла: Сладко-сливочное |
Россия |
90 % от общего срока годности |
В пункте 3.1. Контракта установлены следующие условия и сроки поставки товара: Заявка направляется Заказчиком не позднее чем за 3 (три) календарных дня до предполагаемой поставки Товара. Срок поставки товара: с момента заключения контракта один раз в неделю, по заявке Заказчика.
Заказчик формирует заявку в соответствии со своей потребностью в Товаре.
Заявка может быть передана Заказчиком как в устной форме (по телефону 8-950-074-75-74), так и в письменной (нарочным, по электронной почте Chernykh-nelli@mail.ru).
Поставка Товара по Заявкам осуществляется в течение 3 календарных дней со дня отправки Заявки Заказчиком.
3.2. Поставка Товара осуществляется Поставщиком по адресу: Иркутская обл., Куйтунский р-н, п/ст. Тулюшка, ул. Детдомовская, д. 1, склад, с 8-30 до 13-00 и с 14-00 до 16-00, кроме субботы, воскресения и официальных праздничных дней.
Период поставки: с момента заключения контракта, по заявке Заказчика, по 30 июня 2024 года.
Таким образом, вышеуказанными положениями Контракта установлено требование, что заявка на поставку товара может быть передана Заказчиком как в устной форме (по телефону), так и в письменной (нарочным, по электронной почте).
Пунктом 3.3 Контракта предусмотрено, что в день доставки Товара по адресу поставки Товара, указанному в соответствии с условиями настоящего Контракта, Поставщик обязан передать Заказчику подписанные со своей стороны товарную накладную по форме NТОРГ-12 в 2 (двух) экземплярах (по 1 (одному) экземпляру для каждой из Сторон) и счет. Ветеринарный сопроводительный документ оформляется в электронном виде через ФГИС "Меркурий" (при необходимости такого сопроводительного документа согласно требований законодательства). В день доставки Товара Заказчик осуществляет приемку Товара по количеству упаковок Товара, комплекту, явным видимым повреждениям упаковки, качеству Товара и сверку документов приемки с ветеринарными сопроводительными документами (далее-ВСД), а также производит гашение ВСД в программе ФГИС "Меркурий".
Поставщик не позднее 2 (двух) рабочих дней со дня поставки товара формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, содержащий информацию, указанную в пункте 1 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в устной форме (по телефону) 09 января 2024 года была сделана заявка на поставку масла сливочного.
Таким образом, с учетом положений 3.1 Контракта Индивидуальному предпринимателю необходимо было осуществить поставку товара в течение 3 календарных дней со дня отправки заявки Заказчиком, следовательно, до 12 января 2024 года (включительно).
Поставка масла сливочного была осуществлена Индивидуальным предпринимателем 13 января 2024 года (в выходной день).
Согласно пункту 3.3. Контракта для проверки поставленного Товара (результатов отдельного этапа исполнения Контракта) в части соответствия Товара (результатов отдельного этапа исполнения Контракта) условиям настоящего Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза поставленного Товара (результатов отдельного этапа исполнения Контракта) может проводиться Заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться независимые эксперты (экспертные организации) на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
В случае обнаружения Заказчиком нарушений условий настоящего Контракта, в том числе требований к количеству Товара, комплектности, упаковке Товара, комплекту, качеству и безопасности Товара (результатов отдельного этапа исполнения Контракта) Заказчик отказывается от приемки такого Товара (результата отдельного этапа исполнения Контракта) и составляет в течение 1 (одного) рабочего дня с момента доставки Товара мотивированный отказ от подписания акта о приемке с указанием перечня выявленных нарушений условий настоящего Контракта.
На основании изложенного, Заказчиком 15 января 2024 года составлен Акт об отказе в приемке товара так как поставленный товар не соответствует условиям Контракта, в частности вместо масла сливочного был поставлен спред растительно-жировой "Иркутский", также в нарушение условий Контракта товар был поставлен в выходной день - 13 января 2024 года.
Указанное подтверждается декларацией о соответствии товара представленной ИП Черных Н.В. одновременно с поставленным товаром и фотографиями, представленными Заказчиком в материалы дела.
23 января 2024 года Заказчик в адрес ИП Черных Н.В. направляет претензию исх. 11 в которой указывает, что согласно пункту 3.3. в день доставки Товара по адресу поставки Товара, указанному в соответствии с условиями настоящего Контракта, Поставщик обязан передать Заказчику подписанные со своей стороны товарную накладную по форме NТОРГ-12 в 2 (двух) экземплярах (по 1 (одному) экземпляру для каждой из Сторон) и счет. Ветеринарный сопроводительный документ оформляется в электронном виде через ФГИС "Меркурий" (при необходимости такого сопроводительного документа согласно требований законодательства). В день доставки Товара Заказчик осуществляет приемку Товара по количеству упаковок Товара, комплекту, явным видимым повреждениям упаковки, качеству Товара и сверку документов приемки с ветеринарными сопроводительными документами (далее-ВСД), а также производит гашение ВСД в программе ФГИС "Меркурий". Поставка масла сливочного была осуществлена 13.01.2024 г. Однако до настоящего времени ветеринарный сопроводительный документ не оформлен в электронном виде через ФГИС "Меркурий" и масло сливочное считается не принятым и не может быть использовано в пищу. Таким образом, с 14.01.2024 г. по 24.01.2024 г. ИП Черных Н.В. допущена просрочка.
23 января 2024 года Индивидуальный предприниматель направляет в адрес Заказчика письмо, в котором, сообщает что на по не зависящим причинам от поставщика на площадке меркурий произошел сбой, в ходе сбоя по неизвестным причинам аннулировались автоматизированные данные поставщика. Также в указанном письме Индивидуальный предприниматель сообщает, что не имеет технической возможности надлежащим образом исполнить условия вышеуказанного Контракта и предлагает Заказчику расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
Пунктом 11.2 Контракта предусмотрено, что расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был, расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из положений части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта предоставлено заказчику пунктом 11.2 Контракта.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
24 января 2024 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с поставкой ИП Черных Н.В. товара, не соответствующего условиям контракта.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено Заказчиком в ЕИС 24 января 2024 года, что считается надлежащим уведомлением ИП Черных Н.В. о расторжении с ней Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 27 ноября 2023 года.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 05 февраля 2024 года.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
ИП Черных Н.В. в установленный частью 13 статьи 95 Федеральным законом N44-ФЗ 10-дневный срок не предприняла действий по устранению ненадлежащего исполнения контракта.
При таких обстоятельствах датой вступления в законную силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается 05 февраля 2024 года.
Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу о недобросовестности Индивидуального предпринимателя при исполнении им своих обязательств по Контракту.
Довод Индивидуального предпринимателя, о том, что ей надлежащем образом исполнены обязательства по контракту, поскольку ИП Черных Н.В. 13 января 2024 года произведена поставка товара в соответствии с условиями контракта, а пунктом 3.3 Контракта не предусмотрено обязательное оформление документов ФГИС "Меркурий", а только при необходимости такого сопроводительного документа согласно требований законодательства, следовательно Индивидуальным предпринимателем не допущено нарушений условий Контракта, Комиссией исследован и признан несостоятельным в силу следующего.
Комиссия Иркутского УФАС отмечает, что в соответствии с Техническим заданием (Приложение к извещению о проведении электронного аукциона) при поставке товара предоставить Поставщик предоставляет Заказчику подтверждение наличия ветеринарного сопроводительного документа, оформленного посредством федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии "Меркурий", согласно пункту 10 ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 г. N589". Регистрация в программе МЕРКУРИЙ.
Таким образом, Индивидуальный предприниматель подавая заявку на участие в электронном аукционе и подписав Контракт на электронной площадке, конклюдентно согласилось со всеми условиями и приняло на себя все обязательства в рамках Контракта. ИП Черных Н.В. должна была заблаговременно учесть все коммерческие риски и предусмотреть возможность поставки товара, согласно условиям Контракта. На стадии проведения закупочной процедуры подобных вопросов у Индивидуального предпринимателя не было, положения извещения об осуществлении закупки ИП Черных Н.В. не оспаривались.
Кроме того, согласно части 1 статьи 2.3 Закона РФ от 14.05.1993 N4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии), перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, утвержденном актом, составляющим право Евразийского экономического союза.
Во исполнение положения части 1 статьи 2.3 Закона о ветеринарии принят Приказ Минсельхоза России от 18.12.2015 N648, которым утвержден перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами (далее - Перечень подконтрольных товаров).
В Перечень подконтрольных товаров входит, в том числе сливочное масло и прочие жиры и масла.
Согласно части 8 статьи 2.3 Закона о ветеринарии, оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии.
Таким образом, при поставке масло сливочного в силу требований законодательства должны оформляться ветеринарные сопроводительные документы в федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии "Меркурий".
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц основной вид деятельности ИП Черных Н.В. (ИНН: 381806776505) - Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами.
Исходя из информации, отраженной в реестре контрактов на сайте www.zakupki.gov.ru ИП Черных Н.В. является постоянным участником закупок и имеет Контракты, которые исполнены или находятся в стадии исполнения на поставку продуктов питания, следовательно, требования действующего законодательства должны быть известны ИП Черных Н.В.
Кроме того, из материалов дела следует, ИП Черных Н.В. 13 января 2024 года был поставлен спред растительно-жировой "Иркутский", в то время как по условиям Контракта необходимо было поставить масло сливочное, также в нарушение условий Контракта (пункт 3.2. Контракта) товар был поставлен в выходной день - 13 января 2024 года.
При этом, при подачи заявки Индивидуальный предприниматель согласилась с условиями Контракта и в первой части заявки выразила согласие на поставку - масла сливочного с условиями Контракта.
Таким образом, ИП Черных Н.В. заблаговременно было информировано о том, что Заказчику необходимо масло сливочное и тем самым целенаправленно поставило товар не в соответствии с условиями Контракта.
Кроме того, из материалов дела следует, что при участии в аукционе ИП Черных Н.В. снизило начальную (максимальную) цену контракта с 596 370 рублей 00 копеек до 229 148 рублей 70 копеек, что на 61,58% ниже начальной (максимальной) цены контракта.
При этом, Комиссия отмечает, что масло сливочное дороже, чем спред растительно-жировой, тем самым Индивидуальный предприниматель умышленно и намеренно намеревался поставить Заказчику товара значительно дешевле заявленного.
В данной ситуации ИП Черных Н.В. пренебрегла основной целью Закона о контрактной системе - удовлетворение потребности Заказчика, пытаясь поставить товара не соответствующий условиям Контракта.
Также необходимо учитывать, что товар по Контракту подлежит к поставке в социально значимое учреждение здравоохранения (Областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Тулюшкинский психоневрологический интернат"), предназначен для питания пациентов, в том числе, инвалидов, следовательно, заключение Заказчиком контракта поставки товара представляет определенную гарантию, того что товар по заключенному Контракту будет поставлен в срок, надлежащего качества и будет безопасным для потребления. В свою очередь отсутствие данного товара может негативно сказаться на общем состоянии здоровья пациентов и привести к дефициту питательных веществ.
Из представленных документов Комиссия установила, что ИП Черных Н.В. со своей стороны не рассчитала свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, осуществив снижение начальной (максимальной) цены контракта, стало победителем электронного аукциона, однако не исполнило требования контракта, что, по мнению Комиссии, свидетельствует о недобросовестном поведении Индивидуального предпринимателя.
Представленные в материалы дела документы служат лишь имитацией намерения исполнить принятые на себя обязательства надлежащим образом. Представленная в материалы дела переписка ИП Черных Н.В. с Заказчиком свидетельствует, что Индивидуальный предприниматель изначально не имел намерений поставить товар, соответствующий описанию объекта закупки. В течении всего периода взаимодействия, ИП Черных Н.В. предпринимала попыток поставить Заказчику товар, соответствующий запрашиваемым характеристикам.
ИП Черных Н.В., имея значительный опыт участия в закупочных процедурах, не могло не знать о рисках, которые влечет за собой отказ Заказчика от приемки товара.
Предлагая товар, соответствующий описанию объекта закупки, добросовестный участник закупки предупреждает риски нарушений действующего законодательства, со своей стороны. Таким образом, ИП Черных Н.В. могла совершить действия, направленные на недопущение рассмотрения вопроса о её включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ИП Черных Н.В., так как Индивидуальный предприниматель не предпринял меры, направленные на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности ИП Черных Н.В. должна была совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Индивидуальный предприниматель, подав заявку на участие в закупке, согласилось с условиями извещения о проведении закупки и проектом контракта, заключил Контракт, следовательно, взял на себя определенные обязательства, которые должно исполнять надлежащим образом и в соответствии с условиями Контракта.
Одним из главных принципов законодательства о контрактной системе при проведении электронных процедур государственными заказчиками является достижение поставленной цели, и участники закупки должны добросовестно исполнять взятые обязательства, а также осознавать возможный риск наступления неблагоприятных последствий.
Каких-либо иных доказательств того, что ИП Черных Н.В. поставила заказчику товар необходимый по условиям Контракта, а также доказательства отказа заказчика от поставленного Индивидуальным предпринимателем товара в Иркутское УФАС России не представлено. Отсутствие таких доказательств свидетельствует о бездействии ИП Черных Н.В. при исполнении своих обязательств по Контракту и отсутствие у неё намерения исполнить контракт.
Бездействие ИП Черных Н.В., не осуществившего поставку товара по условиям Контракта, образует существенное нарушение условий Контракта, поскольку Заказчик лишился того, на что вправе был рассчитывать при заключении Контракта, а именно своевременной поставки товара в полном объеме в соответствии с требованиями Контракта.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Федеральным законом N 44-ФЗ порядке в Реестр.
В связи с тем, что в результате допущенных ИП Черных Н.В. нарушений заказчик лишился возможности достижения результата поставленного товара в объеме и сроки, установленные контрактом, то есть необходимые для удовлетворения муниципальных нужд и достижения целей закупки в соответствии со статьей 13 Федерального закона N44-ФЗ, такие нарушения условий контракта являются существенными.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Наличие обстоятельств непреодолимой силы и объективных причин, препятствующих ИП Черных Н.В. исполнить свои обязательства по контракту надлежащим образом, Комиссией не установлено. Кроме того, каких-либо доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, подтверждающих, невозможность исполнения обязательств по контракту со стороны ИП Черных Н.В. в материалы дела представлено не было.
Комиссия приходит к выводу о том, что ИП Черных Н.В. не исполнены обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях индивидуального предпринимателя как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о непроявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Таким образом, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Федерального закона N 44-ФЗ.
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года NВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Недобросовестное поведение общества послужило основанием для принятия заказчиком решения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что на момент рассмотрения обращения ИП Черных Н.В. так и не исполнила свои обязательства по Контракту. Таким образом, ИП Черных Н.В. намеренно и умышленно при исполнении контракта проявило недобросовестное поведение по отношению к заказчику, не предприняла всех надлежащих мер с целью исключения возможности наступления для неё неблагоприятных последствий.
Учитывая соблюдение заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение общества, выразившееся в неисполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии Иркутского УФАС имеются все основания для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Таким образом, сведения в отношении ИП Черных Н.В. подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь стастьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Индивидуального предпринимателя Черных Нелли Викторовна (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года;
2. Копии решения направить сторонам по делу.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены Комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 15 февраля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.02.2024