Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
в присутствии по ВКС представителя Заказчика - ГБУЗ "Тимашевская центральная районная больница" МЗ КК - Клименченко И.А. (доверенность в материалах дела), в отсутствие представителей ООО "МПК "Елец", рассмотрев жалобу ООО "МПК "Елец" на действия ГБУЗ "Тимашевская центральная районная больница" МЗ КК при проведении электронного аукциона : "Поставка медицинских изделий" (извещение N0318300034424000012) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что в разделе "Описание объекта закупки" Заказчиком по позициям 12 и 13 неверно определен код позиции КТРУ, по позициям 10 и 11 установлены избыточные характеристики к закупаемому товару, что нарушает положения ст.33 Закона о контрактной системе и Постановления N145 от 08.02.2017 г.
Заказчиком предоставлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Тимашевская центральная районная больница" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка медицинских изделий" (извещение N0318300034424000012).
Начальная (максимальная) цена контракта - 600 000,00 руб.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе ее допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" Заказчику по позиции 12 и 13 требуются к поставке следующие товары:
12 |
Шприц общего назначения |
32.50.13.110/32.50.13.110-00004564 |
Предназчен для введения лекарственных средств в медицинское изделие, тело, извлечения жидкостей,газов из медицинских изделий,тела (используемое и для введения, и для отсасывания) |
соответствие |
- |
вкладка "Общая информация" 32.50.13.110-00004564 |
Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем; в комплекте съемная игла в колпачке |
соответствие |
- |
вкладка "Общая информация" 32.50.13.110-00004564 |
|||
Градуированный объем шприца |
20 |
Кубический сантиметр;миллилитр |
КТРУ 32.50.13.110-00004564 |
|||
Игла в комплекте |
одна и более |
- |
КТРУ 32.50.13.110-00004564 |
|||
Коннектор |
Луер Лок |
- |
КТРУ 32.50.13.110-00004564 |
|||
Заточка острия иглы |
трехгранная |
- |
делает колющую часть иглы наиболее острой , обеспечивает мягкое введение и минимальное травмирование тканей |
|||
После введения инъекционных растворов путем втягивания поршня шприца игла с коннектором входит в цилиндр, шток поршня при этом обламывается по насечке. |
соответствие |
- |
Соответствует описанию КТРУ в части "с встроенным механизмом предотвращения повторного использования" |
|||
13 |
Шприц общего назначения |
32.50.13.110/32.50.13.110-00004564 |
Предназначен для введения лекарственных средств в медицинское изделие, тело, извлечения жидкостей, газов из медицинских изделий, тела (используемое и для введения, и для отсасывания) |
соответствие |
- |
вкладка "Общая информация" 32.50.13.110-00004564 |
Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем; в комплекте съемная игла в колпачке |
соответствие |
- |
вкладка "Общая информация" 32.50.13.110-00004564 |
|||
Градуированный объем шприца |
1 |
Кубический сантиметр;миллилитр |
КТРУ 32.50.13.110-00004564 |
|||
Игла в комплекте |
одна и более |
- |
КТРУ 32.50.13.110-00004564 |
|||
Коннектор |
Луер Лок |
- |
КТРУ 32.50.13.110-00004564 |
|||
Заточка острия иглы |
трехгранная |
- |
делает колющую часть иглы наиболее острой , обеспечивает мягкое введение и минимальное травмирование тканей |
|||
После введения инъекционных растворов путем втягивания поршня шприца игла с коннектором входит в цилиндр, шток поршня при этом обламывается по насечке. |
соответствие |
- |
Соответствует описанию КТРУ в части "с встроенным механизмом предотвращения повторного использования" |
В извещении о проведении рассматриваемого электронного аукциона Заказчиком в качестве кода каталога товара, работы, услуги указан код товара согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 32.50.13.110: Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно п.6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно описанию объекта закупки Заказчиком по позициям 12 и 13 описания объекта закупки применен КТРУ: "32.50.13.110/32.50.13.110-00004564 - "Шприц общего назначения" : "После введения инъекционных растворов путем втягивания поршня шприца игла с коннектором входит в цилиндр, шток поршня при этом обламывается по насечке."
В качестве обоснования использования дополнительной характеристики Заказчик указал : "соответствует описанию КТРУ в части "с встроенным механизмом предотвращения повторного использования"
Позиция КТРУ 32.50.13.110-00004564, использованная Заказчиком, содержит код вида медицинского изделия - 349160, который, согласно номенклатурной классификации медицинских изделий по видам имеют следующее описание: "Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования"
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчику по позициям 12 и 13 требуется к поставке шприцы общего назначения с механизмом предотвращения повторного использования. В связи с чем, необходимо установить соответствующий код КТРУ - 32.50.13.110-00003 "Шприц для вакцинации с механизмом предотвращения повторного использования/игла".
Заказчик пояснил, что указанный Заявителем код КТРУ - 32.50.13.110-00003 описывает шприцы для вакцинации и имеет другой код вида медицинского изделия - 321610, который, согласно номенклатурной классификации медицинских изделий по видам имеет следующее описание: "Стерильное изделие, состоящее из прозрачного цилиндра с поршнем и встроенным механизмом предотвращения повторного использования, на дистальном конце изделия расположена фиксированная игла; изделие предназначено для использования с целью восстановления/введения вакцин и предотвращения инфекций. Механизм предотвращения повторного использования автоматически блокирует поршень, на который уже однажды нажали, в результате чего на него невозможно будет нажать снова (например, из-за зазубрин, крючка или выступа на поршне или колец на цилиндре) или он может разрушать шприц после полного нажатия поршня, что препятствует повторному использования изделия. Это изделие для одноразового использования".
Объектом закупки по позициям 12 и 13 являются шприцы общего назначения, содержащие механизм, препятствующий повторному применению, что подтверждается ГОСТ ISO 7886-4-2011 "Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 4. Шприцы с устройством, препятствующим их повторному применению.
Из пояснений Заказчика следует, что шприцы для вакцинации по позиции КТРУ, указанной Заявителем, имеет другую сферу применения, как правило, предназначены для вакцинации фиксированный дозы лекарственного средства, а также устанавливают характеристики иглы (в том числе ее размер), не соответствующие потребностям Заказчика. Шприц для вакцинации имеют несъемную иглу (игла "впаяна" в цилиндр), не имеют коннектора и градуировки, что не соответствует требованиям, установленным в составе извещения.
Вместе с тем, Заказчик указывает, что необходимые к поставке шприцы общего назначения с механизмом предотвращения повторного использования более удобен и прост в использовании - специалисту достаточно защелкнуть защитный колпачок или нажать поршень до упора, чтобы игла втянулась внутрь цилиндра, не нужно прикладывать усилий. При этом, разрушение шприца не вызывает каких-либо болезненных ощущений пациентов, индивидуальная структура предопределяет принудительное разрушение шприца.
Указанные характеристики сформированы Заказчиком с учетом необходимости конечного результатам - обеспечения лечебного учреждения необходимыми изделиями.
С учетом изложенного, указанный Заявителем код позиции КТРУ - 32.50.13.110-00003 имеет характеристики шприца, не соответствующие потребностям Заказчика.
Заявитель указывает, что по позициям 10 и 11 раздела "Описание объекта закупки" Заказчиком установлено требование "о поставке шприцев, оснащенных иглой с безопасным механизмом, представляющим собой специальный встроенный защитный колпачок, который приводит к блокированию иглы после применения". Данная характеристика не отражает потребительских свойств товара , в связи с чем, является избыточной.
Заявитель также указывает, что установленные Заказчиком в разделе "Описание объекта закупки" характеристики соответствуют товарам импортного производства, при этом отечественные производители не изготавливают шприцы со встроенным защитным колпачком
Согласно разделу "Описание объекта закупки" Заказчиком по позициям 10 и 11 установлены следующие характеристики:
Из содержания описания объекта закупки следует, что указанная Заявителем в составе жалобы характеристика в части "поставки шприцев, оснащенных иглой с безопасным механизмом, представляющим собой специальный встроенный защитный колпачок, который приводит к блокированию иглы после применения" Заказчиком не установлена.
По указанным позициям Заказчиком установлены характеристики в соответствии с КТРУ . С учетом п.6 Правил указаны дополнительные требования, и приведено обоснование необходимости их использования.
Спорные дополнительные характеристики отражают действительную потребность Заказчика в приобретении товара в наибольшей степени соответствующего целям оказания качественных медицинских услуг, с учетом специфики деятельности учреждения, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок.
Из пояснений Заказчика следует, что на отечественном и зарубежном рынке имеется не менее трех производителей товара с характеристиками, отвечающими потребностям Заказчика : NРЗН 2022/18223 от 08.09.2022 - Россиия, "ФСЗ 2011/09382 от 28.09.2023 г. - Китай, NФСЗ 2010/07421 от 30.07.2010 - Китай), что, в свою очередь, указывает на свободное обращение требуемого товара, а также означает отсутствие создания каких-либо ограничений на участие в закупке.
Таким образом, при описании объекта закупки, Заказчик установил такие характеристики товара, которые наиболее полно отвечают потребностям медицинской организации и обеспечивают максимальную безопасность пациента, а также позволяют оказывать квалифицированную медицинскую помощь.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МПК "Елец" необоснованной.
2.Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N0318300034424000012).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 9 февраля 2024 г. N 84/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2024