Резолютивная часть решения объявлена 13.02.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16.02.2024 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии:
Х. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
К. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи с использованием платформы "TrueConf":
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- Д., действующая на основании доверенности от 08.02.2024 N ЧО-89,
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Кызылская центральная кожуунная больница":
- С., действующая на основании доверенности от 13.02.2024 б/н (после перерыва),
от подателя жалобы - индивидуального предпринимателя К. (далее - ИП К.):
- Р., действующий на основании доверенности от 20.10.2023 б/н,
в рассмотрении жалобы ИП К. объявлялся перерыв до 13.02.2024 16 часов
30 минут, в связи с необходимостью дополнительного изучения материалов жалобы N 017/06/105-03/2024,
рассмотрев жалобу (вх. N 458-ЭП/24 от 06.02.2024) ИП К. на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000824000042 на поставку продуктов питания (СБКС) на 1 пг 2024 г. для нужд ГБУЗ РТ "Кызылская ЦКБ" и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ИП К. заказчиком при проведении электронного аукциона N 0112200000824000042 даны разъяснения положений извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000824000042, изменяющие его суть.
На заседании Комиссии представитель подателя жалобы поддержал доводы жалобы ИП К. в полном объеме.
Представитель уполномоченного органа не согласилась с доводами жалобы ИП К. и пояснила, что разъяснения заказчика положений извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000824000042 не изменяют его суть, поскольку при описании объекта закупки использовалась исключительно информация, содержащаяся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Представитель заказчика поддержала доводы представителя уполномоченного органа и пояснила, что заказчику необходима смесь на основе белков молока без использования натуральных ароматизаторов.
Рассмотрев жалобу, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000824000042 на поставку продуктов питания (СБКС) на 1 пг 2024 г. для нужд ГБУЗ РТ "Кызылская ЦКБ", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок (уполномоченный орган) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), согласно которому заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также в течение одного рабочего дня с момента получения запроса о разъяснении положений документации направляет в адрес уполномоченного органа такие разъяснения (подпункты 2 и 13 пункта 5.2).
Таким образом, ответственность за описание объекта закупки и за дачу разъяснений положений извещения об осуществлении закупки несет заказчик, в рассматриваемом случае, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва "Кызылская центральная кожуунная больница".
Так, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 29.01.2024 размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000824000042 на поставку продуктов питания (СБКС) на 1 пг 2024 г. для нужд ГБУЗ РТ "Кызылская ЦКБ", начальная (максимальная) цена контракта - 217 210,50 рублей.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Кроме того, пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных указанным Законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
Таким образом, из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017).
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В силу пункта 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (подпункт "в").
Согласно пункту 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев прямо указанных в данном пункте Правил.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, описание объекта закупки осуществляется заказчиком в соответствии с содержащимися в позициях КТРУ техническими (функциональным) характеристиками, а также дополнительными техническими (функциональными) характеристиками, указываемыми заказчиком самостоятельно при наличии соответствующей потребности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 Правил.
Описание объекта закупки (техническое задание) приведено в приложении к извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000824000042 с указанием функциональных и качественных характеристик продуктов питания (СБКС) в соответствии с кодом позиции 10.86.10.910-00000002, а именно:
N п/п |
Наименование продукта |
КТРУ |
Характеристика продукта |
1 |
Смесь белковая композитная сухая |
10.86.10.910-00000002 |
Агломерированная форма: Да, Вид применяемого сырья: Белок молока, Наличие обогащающих компонентов: Да, соответствует ГОСТ 33933-2016 Настоящий стандарт распространяется на смеси белковые композитные сухие (далее - СБКС), относящиеся к специализированным продуктам и предназначенные для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд. Товар должен иметь свидетельство о государственной регистрации в соответствии с требованиями ТР ТС 021/2011 - "О безопасности пищевой продукции". |
Согласно информации, размещенной в ЕИС, позиция КТРУ 10.86.10.910-00000002 "Смесь сухая белковая композитная" обязательна к применению с 02.03.2020 года и содержит следующие характеристики товара:
1.) вид применяемого сырья (характеристика является обязательной для применения): белок молока и/или изолированный соевый белок (изменяемая заказчиком (множественный выбор));
2.) наличие обогащающих компонентов (характеристика является обязательной для применения): да (неизменяемая заказчиком);
3.) агломерированная форма (характеристика не является обязательной для применения): да или нет (изменяемая заказчиком (выбор одного)).
Таким образом, заказчиком при описании объекта закупки (техническое задание) использованы только те характеристики СБКС, которые указаны в позиции КТРУ 10.86.10.910-00000002, без использования дополнительных характеристик товара, следовательно потребностью заказчика является товар соответствующий ГОСТ 33933-2016 с основными характеристиками КТРУ 10.86.10.910-00000002, в связи с чем заказчик при разъяснении положений извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000824000042 не вправе дополнять (конкретизировать) указанные в описании объекта закупки (техническое задание) характеристики СБКС иными характеристиками предусмотренными указанным ГОСТ.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2016 N 1299-ст с 01.01.2018 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 33933-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия".
ГОСТ 33933-2016 распространяется на смеси белковые композитные сухие (СБКС), относящиеся к специализированным продуктам и предназначенные для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд.
В силу пункта 4.1 ГОСТа 33933-2016 СБКС в зависимости от применяемого сырья подразделяют на произведенные на основе:
- белков молока (казеина и/или белков сыворотки молока);
- изолированных соевых белков;
- смеси белков молока (казеина и/или белков сыворотки молока) и изолированных соевых белков.
Согласно пункту 4.2 ГОСТа 33933-2016 СБКС в зависимости от вносимых пищевых ингредиентов подразделяют на произведенные с добавлением одного или нескольких пищевых ингредиентов, в том числе, ароматизаторов.
Таким образом, ГОСТ 33933-2016 предусматривает возможность использования СБКС без добавления пищевых ингредиентов - ароматизаторов.
В свою очередь, отсутствие каких-либо ароматизаторов в составе СБКС является значимым показателем для заказчика (разъяснение положений извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000824000042 от 02.02.2024 N РИ1, пояснение представителя заказчика на заседании Комиссии).
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, 02.02.2024 в 11:46 часов в ЕИС размещено разъяснение положений извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000824000042 (номер РИ1 от 02.02.2024) на поступивший запрос о даче разъяснений положений извещения указанного аукциона (вх. 209110) на следующий вопрос:
"1. Отвечает ли потребности Заказчика товары, который согласно области применения, указанной в СГР, предназначен для применения исключительно в составе основного варианта стандартной диеты?
2. Соответствуют ли потребности Заказчика СБКС, имеющие в составе натуральные ароматизаторы (ваниль, шоколад, клубника и пр.)?".
Согласно разъяснению положений извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000824000042 от 02.02.2024 года N РИ1 заказчиком дано следующее разъяснение:
"В учреждении применяются следующие варианты диет. Основной вариант стандартной диеты (ОВД), вариант диеты с механическим и химическим щажением (ЩД), вариант диеты с повышенным количеством белка (высокобелковая диета) (ВБД).
Смесь белковая применяется в нескольких вариантах диет, поэтому смесь для одной диеты не может быть использована в больнице.
2. Смесь белковую применяем при приготовлении каш, первых и вторых блюд. Поэтому недопустимо присутствие натуральных ароматизаторов".
Также, 02.02.2024 в 11:47 часов в ЕИС размещено разъяснение положений извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000824000042 (номер РИ2 от 02.02.2024 года) на поступивший запрос о даче разъяснений положений извещения указанного аукциона (вх. 209111 (1)) на следующий вопрос:
"1. Подразумевает ли описание объекта закупки отсутствие в СБКС изолированного соевого молока?
2. Подразумевает ли описание объекта закупки отсутствие в СБКС иных компонентов, полученных из сои: соевого масла, соевого лецитина?".
Согласно разъяснению положений извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000824000042 от 02.02.2024 N РИ2 заказчиком дано следующее разъяснение:
"При формировании Описания объекта закупки Заказчик установил требование "Вид применяемого сырья": "Белок молока".
Таким образом, Заказчику необходима смесь белковая композитная сухая, в составе которой используется исключительно белок молока без использования сырья, полученного из сои.
Заказчик при описании объекта закупки, не выходя за рамки ГОСТ 33933-2016, руководствовался собственными потребностями в целях наилучшей и максимально эффективной организации лечебного процесса в Учреждении".
Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Проанализировав содержание указанных запросов о даче разъяснений положений извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000824000042 и ответов (разъяснений) на них, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что на запрос о даче разъяснений положений извещения указанного аукциона (вх. 209111 (1)) и на первый вопрос в запросе о даче разъяснений положений извещения указанного аукциона (вх. 209110) заказчиком даны четкие разъяснения положений извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000824000042 (в частности, на запрос (вх. 209111 (1)) заказчиком указано, что в составе СБКС используется белок молока без сырья, полученного из сои, поскольку в описании объекта закупки заказчик установил требование к виду применяемого сырья "Белок молока"; на первый вопрос в запросе (вх. 209110) заказчик указал, что в больнице применяются несколько вариантов диет с указанием их видов).
Вместе с тем, по второму вопросу в запросе о даче разъяснений положений извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000824000042 (вх. 209110) заказчик в своем разъяснении от 02.02.2024 N РИ1 указал о недопустимости использования в составе СБКС натуральных ароматизаторов, тогда как в описании объекта закупки (техническое задание) сведения о допустимости (недопустимости) использования каких-либо ароматизаторов не предусмотрено.
Поскольку изначально при описании объекта закупки заказчиком не использовались дополнительные характеристики товара (в том числе, о возможности использования ароматизаторов, предусмотренных ГОСТ 33933-2016), то в последующем разъяснение положений извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000824000042 от 02.02.2024 N РИ1 о недопустимости использования каких-либо ароматизаторов, фактически изменяет суть извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000824000042, что является нарушением части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод ИП К. о разъяснении заказчиком положений извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000824000042, изменяющий его суть, является обоснованным.
Кроме того, как указано выше, описание объекта закупки (техническое задание) не содержит требования к наличии (отсутствии) ароматизаторов в составе СБКС.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание отсутствие законодательного запрета на использования при описании объекта закупки дополнительных характеристик товара, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что рассматриваемые действия заказчика свидетельствуют о неполном раскрытии им своих потребностей в описании объекта закупки, что, в свою очередь, может привести не только к нарушению прав участников закупки (в частности, отказ заказчиком в приемке товара и как следствие угроза включения потенциального поставщика в реестр недобросовестных поставщиков), но и прав самого заказчика (не достижение заказчиком результативности и эффективности осуществления закупок).
Применительно к рассматриваемому случаю, неполное раскрытие заказчиком своих потребностей в описании объекта закупки свидетельствует о ненадлежащем формировании заказчиком описания объекта закупки электронного аукциона N 0112200000824000042, что является нарушением пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения законодательства о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения ответственность за которое установлена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя К. обоснованной.
2. Установить в действиях заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Кызылская центральная кожуунная больница" нарушение части 5 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части разъяснения положений извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000824000042 от 02.02.2024 N РИ1, изменяющего суть извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000824000042.
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Кызылская центральная кожуунная больница" нарушения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части ненадлежащего описания объекта закупки электронного аукциона N 0112200000824000042.
4. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и аукционной комиссии уполномоченного органа, заказчику - Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва "Кызылская центральная кожуунная больница", оператору электронной торговой площадки - АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Председатель Комиссии |
Х |
|
Члены Комиссии |
|
О
К |
|
|
|
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 16 февраля 2024 г. N 017/06/105-03/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.02.2024