Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителя заказчика - ИЯФ СО РАН: (по доверенности),
в присутствии представителя подрядчик - ООО "Северо-Западный Регистр": (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме обращение ИЯФ СО РАН о включении сведений об ООО "СЗР" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом ИЯФ СО РАН от исполнения контракта, заключенного с ООО "СЗР" по результатам проведения электронного аукциона на монтаж системы пожарной сигнализации и СОУЭ (корпус N 1 и корпус N 2 по адресу: г. Новосибирск, ул. Тихая, 5) (извещение N 0351100010923000177), цена контракта 3 380 899,22 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение ИЯФ СО РАН о включении сведений об ООО "СЗР" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом ИЯФ СО РАН от исполнения контракта, заключенного с ООО "СЗР" по результатам проведения электронного аукциона на монтаж системы пожарной сигнализации и СОУЭ (корпус N 1 и корпус N 2 по адресу: г. Новосибирск, ул. Тихая, 5) (извещение N 0351100010923000177).
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
25.08.2023 между заказчиком и ООО "СЗР" был заключен контракт N А-12-23-44-ОС на монтаж системы пожарной сигнализации и СОУЭ.
В соответствии с п.2.2 контракта срок выполнения работ: 90 календарных с момента заключения контракта, то есть до 23.11.2023.
Согласно п.2.3 контракта в течение 3 (трех) рабочих дней со дня подписания контракта подрядчик обязан предоставить на согласование заказчику график производства работ. Заказчик согласовывает график в течение 3 (трех) рабочих дней, при необходимости требует подрядчика внести изменения. Заказчик не допускает подрядчика на объект без утвержденного графика производства работ.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком был перечислен исполнителю аванс в размере 1 014 269,77 руб.
15.09.2023, 18.09.2023 заказчиком были составлены акты осмотра объекта, согласно которым график производства работ ООО "СЗР" заказчику не представлен, к работам подрядчик не приступил.
20.09.2023 заказчиком в адрес ООО "СЗР" была направлена претензия с требованием приступить к выполнению работ.
20.10.2023 заказчиком был составлен акт осмотра объекта, согласно которому график производства работ ООО "СЗР" заказчику не представлен, к работам подрядчик не приступил.
23.10.2023 заказчиком в адрес ООО "СЗР" была направлена претензия с требованием приступить к выполнению работ.
27.10.2023 заказчиком в адрес подрядчика была направлена претензия о ненадлежащем исполнении обязательств по контракту.
27.10.2023 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение 27.10.2023 было размещено в ЕИС.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 27.10.2023, следовательно, 27.10.2023 поставщик считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 07.11.2023.
В соответствии с ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
31.10.2023 заказчиком и подрядчиком был подписан акт передачи объекта для выполнения работ, в связи с чем 01.11.2023 заказчиком было принято решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.01.2024 заказчиком был составлен акт осмотра объекта, согласно которому график производства работ заказчику не представлен, работы на объекте заказчика не ведутся.
15.01.2024 заказчиком в адрес подрядчика было направлено письмо с просьбой указать сроки окончания работ по контракту. Ответа заказчиком получено не было.
23.01.2024 заказчиком в адрес подрядчика была направлена претензия о применении штрафных санкций к ООО "СЗР".
23.01.2024 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение 23.01.2024 было размещено в ЕИС.
01.02.2024 подрядчиком в адрес заказчика было направлено письмо с пояснением причины неисполнения контракта, а также просьбой отменить решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что подрядчиком не устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ответ на запрос антимонопольного органа ООО "СЗР" пояснило, что исполнить контракт не представилось возможным в связи со смертью лица, ответственного за исполнение контракта со стороны подрядчика (свидетельство о смерти от 25.12.2023). При этом, к выполнению работ подрядчик не приступил, о чем свидетельствует акт осмотра объекта, составленный заказчиком 15.01.2024.
ООО "СЗР" в подтверждение намерений исполнить обязательства по контракту представило в антимонопольный орган договор поставки N 18/10 от 25.09.2023, заключенный с ООО "Автоматика Северо-Запада" на поставку товара, необходимого для выполнения работ по контракту N А-12-23-44-ОС, а также платёжное поручение N 130 от 27.09.2023, подтверждающее перечисление денежных средств в размере 500 000,00 руб. ООО "Автоматика Северо-Запада". Вместе с тем, подрядчиком от ООО "Автоматика Северо-Запада" было получено письмо об отсутствии оборудования марки "БОЛИД" в связи с введенными против России санкциями. При этом, документов, подтверждающих невозможность поставки данного оборудования для выполнения работ по заключенному с ИЯФ СО РАН контракту, не представлено.
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, представленный ООО "СЗР" договор поставки N 18/10 от 25.09.2023 не может свидетельствовать о намерениях исполнить обязательства по контракту N А-12-23-44-ОС, поскольку не содержит указания на приобретаемый товар по контракту в рамках рассматриваемой закупки. Кроме того, заказчиком были перечислены денежные средства ООО "СЗР" в размере 1 014 269,77 руб.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено затяжное бездействие со стороны ООО "СЗР". Представитель подрядчика заявила, что вопросы исполнения контракта были известны только лицу, которое скончалось в период исполнения контракта. При этом, приемку объекта от заказчика осуществило иное лицо.
Согласно абз.1 ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Каких-либо реальных действий по монтажу системы со стороны ООО "СЗР" не усматривается. В особенности, с учетом выплаты ему аванса в размере 1 014 269,77 руб.
В соответствии с п.п. "в" п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства РФ N1078 от 30.06.2021 г. (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, а именно, принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссии Новосибирского УФАС России и заказчику от ООО "СЗР" не были представлены какие-либо документы и информация, подтверждающие невозможность исполнения контракта.
Таким образом, ИЯФ СО РАН правомерно приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика в судебном порядке не обжаловано.
Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие добросовестного поведения в действиях ООО "СЗР", выраженное в непринятии мер к исполнению контракта.
Доказательств наличия объективных препятствий организации исполнить контракт в установленный срок не представлено.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
ООО "СЗР" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, общество несет самостоятельные риски ведения им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Нарушений со стороны заказчика антимонопольным органом не установлено.
Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 N ВАС-5621/12).
Таким образом, поскольку ООО "СЗР" не были исполнены обязательства по контракту, у Комиссии Новосибирского УФАС России нет правовых оснований для невключения сведений об ООО "СЗР" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения об ООО "Северо-Западный Регистр" (ИНН 7804307563, адрес: 195279, г. Санкт-Петербург, Индустриальный пр., д. 27, кв. 206), генеральном директоре и участнике - Анашкине Дмитрии Николаевиче (ИНН 784201400310) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии И.В. Костин
Е.Е. Дадажанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 14 февраля 2024 г. N 054/06/104-330/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2024