Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Петроградского района г. Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "ПРОЕКТНОЕ БЮРО К7" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 34798-ЭП/23 от 28.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по благоустройству территории по адресу: сквер б/н на Чкаловском пр., д. 46 (извещение N 0172200003823000091),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по благоустройству территории по адресу: сквер б/н на Чкаловском пр., д. 46 (извещение N 0172200003823000091) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 692 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.07.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ПРОЕКТНОЕ БЮРО К7".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ПРОЕКТНОЕ БЮРО К7" заключен государственный контракт N 0172200003823000091-ЭА от 14.07.2023 (далее - Контракт) на сумму 394 828,76 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.13 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а также в случаях, предусмотренных Контрактом:
10.13.1. Если Подрядчик после заключения Контракта отказался от выполнения работ;
10.13.2. Если Подрядчик неоднократно (более двух раз) нарушил существенные обязательства по Контракту;
10.13.3. Если Подрядчиком выполнены работы ненадлежащего качества в соответствии с заключением Заказчика, либо эксперта или экспертной организации.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 12.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ПРОЕКТНОЕ БЮРО К7".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Подрядчик обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации по благоустройству территории по адресу: сквер б/н на Чкаловском пр., д. 46 (далее - Работы) в срок не позднее 01.11.2023 (п. 2.2 Контракта).
В силу п. 4.1 Приложения N 1 к Контракту результатом выполненных работ является надлежащим образом согласованная, готовая к реализации проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с условиями Контракта.
По состоянию на 08.12.2023 указанная документация не была представлена Заказчику.
На основании вышеизложенного, учитывая ч. 3 ст. 723 ГК РФ, п.п. 10.13, 10.13.3 Контракта, ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ПРОЕКТНОЕ БЮРО К7" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика, считает его незаконным и необоснованным по следующим причинам.
Согласно п. 4.3 Приложения N 1 к Контракту Подрядчик осуществляет разработку проектно-сметной документации после согласования с Заказчиком визуализации планируемого благоустройства (2-3 графических файла).
Все работы Подрядчиком выполнялись на основании задания на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства по адресу: Санкт-Петербург, сквер б/н на Чкаловском пр., д. 46.
Согласно п. 3 Приложения N 1 к Контракту основанием для проектирования являются следующие документы:
- Адресная программа регионального проекта "Формирование комфортной городской среды";
- задание на проектирование, утвержденное Заказчиком;
- действующее задание КГА Санкт-Петербурга на проектирование благоустройства элементов благоустройства;
- технические условия на подключения к инженерным сетям.
Согласно п. 10 Приложения N 1 к Контракту работы выполняются на основании представленных Заказчиком исходных данных: 10.1. Задание КГА на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства 10.2. ТУ СПб ГБУ "Ленсвет".
Так, хронологический порядок взаимодействия сторон по Контракту был следующим:
25.07.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика запрос исходных документов, указанных в п. 3 и п. 10 Приложения N 1 к Контракту.
Во исполнение п. 4.3 Приложения N 1 к Контракту 10.08.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика проектное предложение.
10.08.2023 Подрядчик повторно направил в адрес Заказчика запрос исходных документов, указанных в п. 3 и п. 10 Приложения N 1 к Контракту.
28.08.2023 от Заказчика поступили замечания по проектному предложению Подрядчика.
01.09.2023 Подрядчик уведомил Заказчика о невозможности разработки проекта ввиду отсутствия исходных документов, указанных в п. 3 и п. 10 Приложения N 1 к Контракту и о приостановлении Работ в части разработки проекта до их получения.
04.09.2023 Подрядчик уведомил Заказчика о выезде своего представителя на объект для участия в совещании.
11.09.2023 Подрядчик заключил договор на выполнение инженерно-геодезических изысканий по объекту: Санкт-Петербург, сквер б/н на Чкаловском пр., д. 46, кадастровый номер: 78:07:0003174:2777, согласно п. 1 Приложения N 1 к Контракту.
Вместе с тем актуального задания на разработку проекта Заказчик Подрядчику не предоставил.
Так комплекс работ по выполнению инженерно-геодезических изысканий включает в себя следующие этапы:
- открытие уведомления в Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы (необходимо задание на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства, предоставляемое Заказчиком);
- в течение 2 (двух) недель в Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы открывают уведомление, после чего выдают планшеты, архивные материалы и пункты полигометрии, что является основанием для проектирования топографического плана;
- Геодезисты выходят на полевые работы на местность (около 1 недели, в зависимости от погодных условий и 1 неделя на отрисовку данных);
- Данные направляют на первичную проверку в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (срок 14 рабочих дней).
С учетом полученного задания на разработку проекта только 12.10.2023 Подрядчик не мог завершить Работы в срок до 01.11.2023. При этом, в указанном задании было также добавлено 2 новых участка с кадастровыми номерами: 78:07:0003174:2783, 78:07:0003174:2776. Более того, проектные решения разрабатываются на основании проведенных инженерно-геодезических изысканий, что сдвигает разработку проектных решений как минимум на 3 месяца (14.07.2023 заключен Контракт, 12.10.2023 представлено задание на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства).
24.10.2023 Подрядчик открыл уведомление по участку с кадастровым номером 78:07:0003174:2777.
17.11.2023 Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы согласовал выполненные геодезические работы по участку с кадастровым номером 78:07:0003174:2777.
02.11.2023 Подрядчик открыл уведомление по участкам с кадастровыми номерами 78:07:0003174:2783, 78:07:0003174:2776.
15.09.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика проектное предложение с учетом замечаний от 28.08.2023.
29.09.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика варианты озеленения сквера в 3D визуализации на согласование.
В период с 12.10.2023 по 06.12.2023 происходили дополнительные согласования с сотрудником Заказчика - Ивашутина Катерина Анатольевна (Главный специалист отдела благоустройства и дорожного хозяйства администрации Петроградского района города Санкт-Петербурга). Согласно переписке сторон, 12.10.2023 в адрес Подрядчика было направлено задание на разработку проекта, 02.11.2023 направлен проект на согласование без данных топосъемки и без данных о точке подключения электрических сетей, 15.11.2023 проект отправлен на согласование в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы без данных топосъемки и точки подключения к э/э сетям.
В период с 02.11.2023 по 17.11.2023 происходили согласования части проекта с Боровиковой Ольгой Александровной (ведущий специалист отдела лесного хозяйства и капитального ремонта объектов зеленых насаждений Комитета по благоустройству города Санкт-Петербурга). Согласно переписке сторон, Подрядчик направил на ознакомление проектные предложения, 13.11.2023 проектные решения были согласованы.
02.11.2023 Подрядчик направил Заказчику проект на согласование.
14.11.2023 Подрядчик направил проект благоустройства на согласование в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы.
14.12.2023 был получен отказ в согласовании проекта благоустройства.
Отказ получен в связи с неполным разделом "Система электроснабжения", который невозможно было спроектировать в отсутствие технических условий, которые предоставил Заказчик, в связи с частичным отсутствием топоосновы (задание предоставлено 12.10.2023, что привело к увеличению срока выполнения геодезических изысканий).
В остальной части, по мнению представителя Участника, замечания носили несущественный характер, которые могли быть устранены в короткие сроки.
15.12.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.12.2023 Подрядчик разместил ответ о непредоставлении исходной информации для проектирования.
Согласно п. 1 ст. 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств.
Согласно п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 1 ст. 719 ГК РФ Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (ст. 328).
Согласно п. 1 ст. 718 ГК РФ Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
В данном случае без предоставления Заказчиком исходных данных, Подрядчик не мог в полном объеме и в срок выполнить свои обязательства по Контракту, о чем неоднократно сообщал Заказчику письмами от 25.07.2023, от 10.08.2023. 01.09.2023 сообщил Заказчику о приостановке выполнения Работ в части разработки разделов проекта по системе электроснабжения, а также по проведению инженерных изысканий.
Неоднократно, в переписке, вплоть до декабря 2023 Подрядчик запрашивал у Заказчика технические условия СПб ГБУ "Ленсвет", которые по состоянию на дату расторжения Контракта Подрядчиком так и не были получены.
Подрядчик правомерно приостановил Работы, уведомил об этом Заказчика, сроки Работ в приостановленной части, нельзя считать нарушенными на момент расторжения Контракта.
В ответе на односторонний отказ Подрядчик указал на встречное неисполнение, в очередной раз запросил необходимую для проектирования информацию, просил увеличить срок выполнения Работ по Контракту. Заказчик информацию не предоставил, решение об одностороннем отказе не отозвал.
Таким образом, представитель Участника считает, что нарушение срока выполнения Работ произошло по вине Заказчика, у которого не было права на односторонний отказ от исполнения обязательств по Контракту по указанным в Решении основаниям. Отказ от согласования проектной документации не является основанием для расторжения Контракта в связи с устранимостью и несущественностью недостатков, допущенных в ней.
Заказчик в своем решении ссылается на п. 3 ст. 723 ГК РФ. В данном случае Подрядчик мог устранить недостатки при наличии исходных данных, полученных от Заказчика. Более того, отступлений в работе Подрядчика от условий Контракта не было, Подрядчик каждый этап проектирования согласовывал с представителями Заказчика.
Учитывая изложенное, представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ПРОЕКТНОЕ БЮРО К7" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что в действиях Подрядчика отсутствуют признаки недобросовестности,
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что Подрядчиком предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "ПРОЕКТНОЕ БЮРО К7" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ПРОЕКТНОЕ БЮРО К7" (ИНН: 6658563099), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 января 2024 г. N РНП-78-60/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2024