На основании поручения ФАС России от 13 июня 2019 года N МЕ/49839-ПР/19 о проведении внеплановых проверок по закупкам, осуществляемым в рамках национальных проектов, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе, статьи 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 01 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Иркутского УФАС России N 038/49/23 от 09 февраля 2024 года,
инспекцией Иркутского УФАС России в составе:
руководитель Инспекции: <_>;
участники Инспекции: <_>; <_>;
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении Администрации Тайтурского городского поселения Усольского муниципального района Иркутской области (ИНН: 3819015929) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с проведением электронного аукциона "Приобретение на вторичном рынке жилого помещения (квартиры), расположенной в г. Усолье-Сибирское, Иркутской области, в муниципальную собственность, в рамках программы "Переселение граждан, проживающих на территории Тайтурского муниципального образования Усольского района, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года в 2019-2025 годах" (извещение N0134300078923000273) - закупка в рамках национального проекта "Жилье и городская среда".
Место нахождения Администрации Тайтурского городского поселения Усольского муниципального района Иркутской области (ИНН: 3819015929) - 665477, Иркутская область, Усольский район, р.п.Тайтурка, ул. Пеньковского, 8.
Проверка начата: 12 февраля 2024 года, окончена: 22 февраля 2024 года.
В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- Постановление N 21 от 31.01.2023 г. Об утверждении Положения о комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд администрации Тайтурского городского поселения Усольского муниципального района Иркутской области;
- Постановление N 20 от 31.01.2023 г. Об утверждении Положения о Приемочной комиссии для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения муниципальных нужд администрации Тайтурского городского поселения Усольского муниципального района Иркутской области;
- Распоряжение N 26-р от 31.01.2023 г. О создании Приемочной комиссии для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения муниципальных нужд администрации Тайтурского городского поселения Усольского муниципального района Иркутской области;
- Распоряжение N27-р от 31.01.2023 г. О создании комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд администрации Тайтурского городского поселения Усольского муниципального района Иркутской области;
- Распоряжение N189-р от 30.05.2023 г. О внесении изменений в распоряжение администрации Тайтурского городского поселения Усольского муниципального района Иркутской области о создании комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд администрации Тайтурского городского поселения Усольского муниципального;
- Распоряжение N188-р от 30.05.2023 г. О внесении изменений в распоряжение администрации Тайтурского городского поселения Усольского муниципального района Иркутской области о создании Приемочной комиссии для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения муниципальных нужд администрации Тайтурского городского поселения Усольского муниципального района Иркутской области;
- Распоряжение N 205-р от 13.06.2023 г. "О создании контрактной службы";
- извещение о проведении электронного аукциона "Приобретение на вторичном рынке жилого помещения (квартиры), расположенной в г. Усолье-Сибирское, Иркутской области, в муниципальную собственность, в рамках программы "Переселение граждан, проживающих на территории Тайтурского муниципального образования Усольского района, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года в 2019-2025 годах" N0134300078923000273;
- заявка, поданная на участие в электронном аукционе N0134300078923000273;
- протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.11.2023 NИЭА1;
- муниципальный контракт N62/2023 от 13 ноября 2023 года на приобретение на вторичном рынке жилого помещения (квартиры), расположенной в г. Усолье-Сибирское, Иркутской области, в муниципальную собственность, в рамках программы "Переселение граждан, проживающих на территории Тайтурского муниципального образования Усольского района, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года в 2019-2025 годах, а также иные материалы.
Описательная часть
20 декабря 2019 года в Иркутское УФАС России из Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации поступило поручение NМЕ/111773-ПР/19 от 19 декабря 2019 года о проведении внеплановых проверок по закупкам, осуществляемым в рамках национальных проектов, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе.
На основании вышеназванного поручения Инспекцией Иркутского УФАС России проведена внеплановая проверка в отношении заказчика - Администрации Тайтурского городского поселения Усольского муниципального района Иркутской области (ИНН: 3819015929) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с проведением электронного аукциона "Приобретение на вторичном рынке жилого помещения (квартиры), расположенной в г. Усолье-Сибирское, Иркутской области, в муниципальную собственность, в рамках программы "Переселение граждан, проживающих на территории Тайтурского муниципального образования Усольского района, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года в 2019-2025 годах" (извещение N0134300078923000273).
Администрацией Тайтурского городского поселения Усольского муниципального района Иркутской области (далее - Заказчик) 12 апреля 2023 года на сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещено извещение об осуществлении электронного аукциона N0134300078923000273 "Приобретение на вторичном рынке жилого помещения (квартиры), расположенной в г. Усолье-Сибирское, Иркутской области, в муниципальную собственность, в рамках программы "Переселение граждан, проживающих на территории Тайтурского муниципального образования Усольского района, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года в 2019-2025 годах" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 376 000 рублей 00 копеек.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.11.2023 NИЭА1, на участие в закупке подана одна заявка, победителем данной закупки признан участник с заявкой N115213186 - Васильев Роман Александрович (далее - Участник закупки).
13 ноября 2023 года между Заказчиком и Участником закупки заключен муниципальный контракт N62/2023 на приобретение на вторичном рынке жилого помещения (квартиры), расположенной в г. Усолье-Сибирское, Иркутской области, в муниципальную собственность, в рамках программы "Переселение граждан, проживающих на территории Тайтурского муниципального образования Усольского района, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года в 2019-2025 годах.
Вместе с тем, Инспекцией в ходе осуществления внеплановой проверки выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг).
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона N44-ФЗ информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с частью 1 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно Письму Минфина России от 12.05.2022 N24-06-07/43394 исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Федерального закона N44-ФЗ, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.
При этом, согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Федерального закона N44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия о сроках:
оплаты товара, работы или услуги;
осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги;
оформления результатов такой приемки;
предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Федерального закона N44-ФЗ требования обеспечения гарантийных обязательств.
Таким образом, Заказчик при формировании извещения об осуществлении закупки имеет возможность определить срок исполнения контракта с учетом предполагаемых сроков осуществления приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги, оформления результатов такой приемки, а также оплаты товара, работы или услуги.
Инспекцией установлено, что в извещении установлена дата окончания исполнения контракта - 23 ноября 2023 года.
Муниципальный контракт по результатам указанного электронного аукциона заключен - 13 ноября 2023 года.
При этом, согласно пункту 1.2. проекта Контракта Срок передачи Квартиры: с даты подписания муниципального контракта, заключенного по итогам электронного аукциона до даты регистрации права собственности Квартиры за Тайтурским муниципальным образованием 30 календарных дней.
Пунктом 3.1 проекта Контракта установлено, что приемка результатов исполнения Контракта, отдельного этапа исполнения Контракта, оказанных Услуг осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены Контрактом, статьей 94 Закона о контрактной системе, и оформляется документом о приемке в электронной форме.
Согласно пункту 3.6. проекта Контракта при проведении Заказчиком экспертизы с привлечением экспертов, экспертных организаций срок, установленный в пункте 4.3 Контракта, продлевается на срок проведения такой экспертизы, при этом общий срок приемки Заказчиком результатов исполнения обязательств по Контракту не должен превышать 20 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке от Исполнителя.
Пунктом 2.4 проекта Контракта определено следующее: оплата по контракту осуществляется по безналичному расчету путем перечисления Покупателем денежных средств на расчетный счет Продавца в срок, не превышающий 7 рабочих дней с даты подписания Покупателем Документа о приемке в электронной форме (после государственной регистрации перехода права собственности и получении Покупателем выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Таким образом, срок исполнения контракта, указанный в извещении не включает в себя срок для приемки, оплаты товара, взаимодействия Заказчика с поставщиком.
Указанное свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона N44-ФЗ информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 1.4 приложения N1 к извещению о проведении электронного аукциона "Техническое задание" установлены требования, предъявляемые к жилому помещению (квартире): квартира должна находиться в технически исправном состоянии, соответствовать Строительным нормам и правилам РФ (СНиП 31-01-2003 СП 54.1330.2011 "Здания жилые многоквартирные", СНиП 2.04.01-85 СП 30.13330.2010 "Внутренний водопровод и канализация зданий", СНиП 23-02-2003 СП 13330.2010 "Тепловая защита зданий") и СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, техническим и градостроительным регламентам, проектной документации, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ.
Инспекцией установлено, что СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" утратил силу с 01 марта 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N1631.
Таким образом, установленные Заказчиком требования в отношении соответствия товара государственному стандарту, утратившему силу, свидетельствуют о нарушении части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу частей 1, 2 ст. 26 Федерального закона от 23.11.2009 г. N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг. Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить первоочередные требования в составе указанных правил.
Согласно подпункту "и" пункта 7 "Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. N1221 к первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся:
для многоквартирных домов, в которых приобретаются помещения для государственных и муниципальных нужд, - наличие класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов.
На основании изложенного, требование, предусмотренное Постановлением Правительства N1221 о наличии соответствующего класса энергетической эффективности для многоквартирного дома, в котором должны быть расположены закупаемые жилые помещения распространяется на все многоквартирные дома, в которых приобретаются жилые помещения для государственных и муниципальных нужд, и должно быть установлено Заказчиком в составе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 2.1.2 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.04.2022 N237/пр., жилое помещение, являющееся квартирой, расположено в многоквартирном доме, которому присвоен класс энергоэффективности В и выше.
Из приведенных норм законодательства следует, что вне зависимости от года постройки многоквартирного дома, в котором участник закупки предлагает к поставке жилое помещение, на заказчике лежит обязанность установить класс энергетической эффективности к многоквартирному дому.
В соответствии с извещением об электронном аукционе, объектом закупки является приобретение на вторичном рынке жилого помещения (квартиры), расположенной в г. Усолье-Сибирское, Иркутской области.
Вместе с тем, в Техническом задании и в иных разделах извещения требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N1221, к классу энергетической эффективности многоквартирного дома, в котором должны быть расположены закупаемые жилые помещения, отсутствуют.
С учетом изложенного, размещение на официальном сайте единой информационной системе https://zakupki.gov.ru описания объекта закупки в ненадлежащем виде, является нарушением Заказчиком части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022 по делу NА53-35342/2021, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2022 по делу NА53-26960/2022.
Инспекцией, в ходе проведения внеплановой проверки в действиях Администрации Тайтурского городского поселения Усольского муниципального района Иркутской области при проведении электронного аукциона на приобретение на вторичном рынке жилого помещения (квартиры), расположенной в г. Усолье-Сибирское, Иркутской области, в муниципальную собственность, в рамках программы "Переселение граждан, проживающих на территории Тайтурского муниципального образования Усольского района, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года в 2019-2025 годах" (извещение N0134300078923000273) установлены нарушения пункта 8 части 1 статьи 42, части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Резолютивная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки Инспекцией Иркутского УФАС России в действиях Администрации Тайтурского городского поселения Усольского муниципального района Иркутской области при проведении электронного аукциона на приобретение на вторичном рынке жилого помещения (квартиры), расположенной в г. Усолье-Сибирское, Иркутской области, в муниципальную собственность, в рамках программы "Переселение граждан, проживающих на территории Тайтурского муниципального образования Усольского района, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года в 2019-2025 годах" (извещение N0134300078923000273) установлены нарушения пункта 8 части 1 статьи 42, части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Инспекцией Иркутского УФАС России принято решение о передаче материалов дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Руководитель инспекции |
|
<_> |
Участники инспекции |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 22 февраля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2024