Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию N 14" (далее - Заказчик):,
ООО "ПИАФ" (далее - Заявитель),
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 3766-ЭП/24 от 14.02.2024) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации стационарного отдыха на территории Российской Федерации в южной климатической зоне на побережье Черного моря в организациях отдыха детей и молодежи и их оздоровления, реализующих мероприятия по социальной адаптации, располагающихся на стационарной базе круглогодичного или сезонного действия, предусматривающей материально-техническую базу и иные условия для круглосуточного пребывания детей в летний период 2024 года (извещение N 0372200176424000016) (далее - Запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 05.02.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200176424000016. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 357 960, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащий требований к закупаемым услугам, ограничивающих количество участников закупки.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возращениях на жалобу.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что при описании объекта закупки Заказчиком установлены, в том числе, следующе требования:
3.1. Место оказания услуг: организация отдыха должна быть расположена на территории Российской Федерации в южной климатической зоне на Черноморском побережье Краснодарского края в Муниципальном образовании город-курорт Геленджик.
3.2. Количество путевок:
2 смена - 40 путевок
3 смена - 40 путевок
4 смена - 40 путевок
Всего: 120 путевок
3.3. Продолжительность смены отдыха и оздоровления воспитанников: 21 день.
3.4. Период оказания услуг:
Начало: не ранее 21.06.2024 г.
Окончание: не позднее 27.08.2024 г.
В соответствии с утвержденным графиком.
3.5. Категория отдыхающих воспитанников: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В своей жалобе Заявитель утверждает, что установленное Заказчиком требование к расстоянию, в пределах которого необходимо оказать закупаемые услуги значительно сокращает количество участников закупки.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что требования к закупаемым услугам установлены исходя из необходимости закупки услуг, удовлетворяющих потребностям Заказчика.
В свою очередь, Комиссия УФАС отмечает, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в услугах, характеристики которых указаны в извещении, Заказчику необходимо определить, каким образом требуемый объект закупки наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также, в чем описанная им услуга превосходит по характеристикам аналогичные услуги, оказываемые на других территориях, представленные на рынке, и в связи с чем необходимо ограничить возможную территорию для их оказания. При этом Заказчику требуется обладать документальным обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями.
Комиссия УФАС констатирует, что как верно указал Заявитель в своей жалобе, действующими нормативными актами Правительства Санкт-Петербурга, определяющими порядок организации отдыха детей и молодёжи и их оздоровление в период весенних каникул 2024, не установлено ограничений относительно территории Российской Федерации, на которой должны быть оказаны указанные услуги по организации отдыха.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик не представил информацию, опровергающую довод Заявителя о том, что установленное им ограничение к территории оказания услуг не основано на нормах действующего законодательства и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком требования к территории оказания закупаемых услуг ограничивают количество участников закупки, что противоречит п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и нарушает положение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПИАФ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, котировочной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 февраля 2024 г. N 44-638/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2024