Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "ЦБА Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
ИП Бодрова Владимира Игоревича (далее - Участник, Исполнитель, ИП Бодров В.И.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 4312-ЭП/24 от 20.02.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по обслуживанию и обеспечению эксплуатации комплексных систем обеспечения безопасности для Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга", для нужд Санкт-Петербурга в 2024 году (извещение N 0372200057423000031),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 24.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по обслуживанию и обеспечению эксплуатации комплексных систем обеспечения безопасности для Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга", для нужд Санкт-Петербурга в 2024 году (извещение N 0372200057423000031) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 234 674,28 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.12.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Бодров В.И.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Бодровым В.И. заключен государственный контракт N КСОБ/2024 от 18.12.2023 (далее - Контракт) на сумму 47 751,34 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.13 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
11.13.1. Неоднократного нарушения Исполнителем обязательств по Контракту.
11.13.2. Существенного нарушения требований к качеству оказываемых услуг (обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков).
11.13.3. Если у Исполнителя отозвана лицензия либо закончился и не продлен срок действия лицензии.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 06.02.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Бодровым В.И.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по обслуживанию и обеспечению эксплуатации комплексных систем обеспечения безопасности для Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга", для нужд Санкт-Петербурга (далее - Услуги) ежемесячно в период с момента заключения Контракта сторонами, но не ранее 01.01.2024, по 31.12.2024 (п. 2.2 Контракта).
Согласно п. 2.4 Контракта, оказание услуг осуществляется по адресам: 195176, Санкт-Петербург, ул. Большая Пороховская, д. 18, лит. А; 195176, Санкт-Петербург, пр. Металлистов, д. 48, лит. А, пом. 1-Н (далее - Объекты).
Исполнителем были нарушены условия Контракта, в том числе не оказаны Услуги в январе 2024 года, что подтверждается актами 31.01.2024 и от 06.02.2024 б/н, и претензией Заказчика, направленной в адрес Исполнителя (исх. N 112 от 31.01.2024).
В связи с неисполнением ИП Бодровым В.И. принятых на себя обязательств по Контракту, выразившемся в не оказании Услуг в январе 2024 года, Заказчик, руководствуясь ст.ст. 782, 783 ГК РФ, ч. 2 ст. 715 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.13 Контракта, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.02.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Бодровым В.И. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 19.02.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что после поступления Решения Заказчика в адрес ИП Бодрова В.И., последний, используя свое право на устранение нарушений условий Контракта в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом Заказчиком Решении, письмом от 08.02.2024 N 23/02 просил Заказчика допустить технических специалистов ИП Бодрова В.И. на Объект для оказания Услуг и направил необходимые по Контракту документы, а именно: Список специалистов, График проведения первичного обследования, График проведения технического обслуживания.
Для оказания услуг по обслуживанию и обеспечению эксплуатации комплексных систем обеспечения безопасности 09.02.2024 технические специалисты ИП Бодрова В.И. прибыли Объект по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Большая Пороховская, д. 18, лит. А. В допуске на Объект им было отказано сотрудником СПб ГКУ "Централизованная бухгалтерия администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга" Ольшевским А.В.
Письмом от 09.02.2024 N 25/02 ИП Бодров В.И. повторно просил Заказчика о допуске на Объект. При этом п. 3.3.5 Контракта установлено, что Заказчик обязан обеспечить специалистам Исполнителя допуск на территорию Объектов для оказания услуг.
Ответ от Заказчика был получен Исполнителем только 16.02.2024, в котором сообщалось, что обслуживание за январь 2024 года Заказчик выполнил своими силами и оказание Услуг в феврале 2024 невозможно.
При этом п. 3.3.9 Контракта установлено, что заказчик обязан не допускать к системам, установкам и средствам КСОБ для устранения неисправностей, внесения изменений в схему блокировки объекта посторонних лиц. Не производить указанные услуги своими силами.
В своих письмах ИП Бодров В.И. обращал внимание Заказчика на то, что для отказа в допуске к оказанию Услуг отсутствуют очевидные объективные причины.
Различными нормами гражданского законодательства предусмотрено право одной из сторон договора отказаться от договора при существенном нарушении другой стороной условий договора.
Согласно ч. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 11.13 Контракта установлены три основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта.
При этом, фактически со стороны ИП Бодрова В.И. имело место только однократное нарушение обязательств по Контракту - неоказание Услуг в январе 2024 года.
Таким образом, представитель Участника пришел к выводу, что Заказчик неправомерно принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Если бы Заказчик допустил на Объекты для оказания Услуг специалистов ИП Бодрова В.И., он мог бы хоть и с задержкой, но всё же получить результат, запланированный Контрактом. Заказчик мог бы ограничиться применением к Исполнителю предусмотренных Контрактом и Законом о контрактной системе штрафных санкций за нарушение сроков оказания Услуг, но при этом он выбрал более радикальные меры с целью "наказания" Исполнителя, а именно, односторонний отказ от исполнения Контракта и угрозой внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
В данном случае Заказчик, не утратив потребности в предусмотренных Контрактом Услугах, и не имея объективных препятствий к их оказанию (даже и с задержкой), в одностороннем порядке отказался от исполнения Контракта, что представитель Участника расценивает как злоупотребление правом.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Бодрова В.И. в реестр недобросовестных поставщиков поскольку считает, что внесение сведений об ИП Бодрове В.И. в реестр недобросовестных поставщиков чрезмерно по отношению к фактически сложившимся обстоятельствам в исполнении Контракта и действиями самого Заказчика.
Вместе с тем за период своей деятельности в сфере оказания услуг по государственным и муниципальным заказам ИП Бодров В.И. заключил более 400 контрактов и договоров на общую сумму более 100 млн. рублей.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Бодрова В.И. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Поставщиком деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Бодрова Владимира Игоревича (ИНН: 781313061684), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 февраля 2024 г. N РНП-78-331/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2024