Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н.Г.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Ефименкова В.С.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Хорошиловой К.Р.,
от уполномоченного органа - Петрова Е.А.,
от заявителя - в отсутствие представителя,
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Сад-Строй" на действия заказчика - МКУ "Управление капитального строительства", уполномоченного органа - Администрации города Пятигорска по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121300035324000001 "Выполнение работ по объекту: "Благоустройство пешеходной (прогулочной) зоны в районе детского сада N16 "Колокольчик" по пер. Малиновского в пос. Горячеводском г. Пятигорска".
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 21.02.2024 г. с вызовом сторон по делу.
21.02.2024 г. комиссия, выслушав пояснения присутствующих сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
14.02.2024 года в Единой информационной системе размещена жалоба ООО "Сад-Строй" на действия заказчика - МКУ "Управление капитального строительства", уполномоченного органа - Администрации города Пятигорска при проведении открытого конкурса в электронной форме на "Выполнение работ по объекту: "Благоустройство пешеходной (прогулочной) зоны в районе детского сада N16 "Колокольчик" по пер. Малиновского в пос. Горячеводском г. Пятигорска" (извещение N 0121300035324000001).
22.01.2024 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки N 0121300035324000001 "Выполнение работ по объекту: "Благоустройство пешеходной (прогулочной) зоны в районе детского сада N16 "Колокольчик" по пер. Малиновского в пос. Горячеводском г. Пятигорска".
Дата и время окончания срока подачи заявок - 07.02.2024 08:00 (МСК).
В силу ч. 5 ст. 49 Закона N 44-ФЗ, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0121300035324000001 от 09.02.2024 г. заявка N 9 ООО "Сад-Строй" (далее - Общество) отклонена на основании п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ - непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N44 ФЗ).
Представитель Общества считает, что его заявка необоснованно отклонена в нарушение Закона N 44-ФЗ.
Рассмотрев возражения по жалобе, представленные представителем уполномоченного органа и доводы жалобы, представленные Заявителем, Комиссия пришла к выводу о том, что доводы жалобы необоснованны в связи со следующим.
Участником закупки представлены характеристики товара, поставляемого при выполнении работ, не соответствующие требованиям, установленным в извещении.
Например, по позиции "Качалка-Балансир" в извещении требуется: "Спинка посадочного места формы круглой/прямоугольной/квадратной. Диаметр спинки посадочного места, см, 35".
При этом, участником закупки по позиции "Качалка-балансир" указано: "Спинка посадочного места формы квадратной. Диаметр спинки посадочного места, см, 35".
Вместе с тем, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки указано: "Если в требованиях к товару указаны несколько характеристик, которые одновременно не могут сочетаться в одном товаре (являются взаимоисключающими), а выбор вариантов исполнения по данной характеристике не установлен и при этом отсутствуют слова или знаки, или символы или союзы, подразумевающие положениями данной инструкции предложения участником в заявке товара в различных исполнениях, то участник должен сделать выбор и предложить к поставке один вариант исполнения товара. В случае, если вследствие выбора Участником варианта исполнения товара требуемый Заказчиком параметр товара не нормируется нормативно-технической документацией (испытания не проводятся), или параметр не применим к выбранному варианту исполнения товара, то по данному параметру в заявке Участник в свободной форме отображает отсутствие или не нормирование данной характеристики в предлагаемом к поставке варианте исполнения товара".
Таким образом, невозможно определить соответствие закупаемых при выполнении работ товаров требованиям Заказчика, так как у спинки квадратной формы не может быть диаметра.
По позиции "Детский игровой комплекс" в извещении требуется: "Для элемента оборудования детской игровой площадки "Четырехгранный пол" форма предпочтительно квадратная.
Для элемента оборудования детской игровой площадки "Четырехгранный пол" размер длины данного элемента 1000.
Для элемента оборудования детской игровой площадки "Четырехгранный пол" размер ширины данного элемента 600".
Участником закупки по позиции "Детский игровой комплекс" указывается: "Для элемента оборудования детской игровой площадки "Четырехгранный пол" форма квадратная.
Для элемента оборудования детской игровой площадки "Четырехгранный пол" размер длины данного элемента 1000.
Для элемента оборудования детской игровой площадки "Четырехгранный пол" размер ширины данного элемента 600".
При этом в соответствии с инструкцией по заполнению заявки указано: "При формировании заявки участник закупки указывает сведения установленных заказчиком наименований и значений показателей, характеристик товаров в соответствии с требованиями настоящей инструкции. Участнику следует однозначным образом сопоставить характеристики с предлагаемым вариантом (вариантами) исполнения поставляемого товара, наличие или отсутствие каждой требуемой характеристики должно быть недвусмысленно отображено в заявке в соответствии с предлагаемым вариантом (вариантами) исполнения товара".
Таким образом, невозможно определить соответствие закупаемых при выполнении работ товаров, требованиям Заказчика, т.к. элемент оборудования "Четырехгранный пол" квадратной формы, не может иметь длину 1000 мм, а ширину 600 мм.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что заявка ООО "Сад-Строй" подлежала отклонению по п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ.
В ходе рассмотрения жалобы доводы заявителя не нашли подтверждения и являются необоснованными.
Относительно довода Заявителя о несоответствии положений извещения о закупке требованиям Закона N 44-ФЗ Комиссия сообщает, что согласно п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ, жалоба на положения извещения об осуществлении закупки может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Рассмотренная жалоба подана после окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. Учитывая изложенное, довод жалобы Заявителя о несоответствии положений извещения о закупке требованиям Закона N 44-ФЗ оставлен без рассмотрения.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика установлены нарушения ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Содержание требований извещения и требований к участникам закупки, включая инструкцию по заполнению заявки, должно быть сформировано согласно требований Закона N44-ФЗ, с учетом внесенных изменений в Закон, и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации, в которой содержатся требования как к участникам закупки, так и к информации которую необходимо указать в заявке участникам закупки, создает или может создать препятствия для потенциальных участников закупки на стадии заполнения заявок, и соответственно как барьер служит препятствием для подачи заявки тем самым нарушается принцип профессионализма заказчика, что создает угрозу обеспечения конкуренции, независимо от фактического результата закупки.
Согласно ст. 8 Закона N 44-ФЗ:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При составлении заявки участнику необходимо применить положения усложненной и запутанной инструкции, для выбора нужной характеристики товара. Следствием использования усложненной инструкции является не только вред, причиняемый бюджету в виде заключения контрактов по стартовым ценам, но также увеличение или срыв сроков поставки закупаемых товаров, сроков выполнения работ и оказания услуг, создает препятствия для полного и своевременного освоения бюджетных средств.
Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.
В ходе проверки было выявлено, что Заказчиком установлена сложная к восприятию инструкция, что привело к отклонению 4-х заявок из 6-ти поданных.
На основании изложенного, в действиях Заказчика установлены нарушения ст. 8, ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Сад-Строй" на действия уполномоченного органа - Администрации города Пятигорска по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121300035324000001 "Выполнение работ по объекту: "Благоустройство пешеходной (прогулочной) зоны в районе детского сада N16 "Колокольчик" по пер. Малиновского в пос. Горячеводском г. Пятигорска" - необоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" нарушившими ст. 8, ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
3. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС России материалы данного дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении за нарушения требований Закона N44-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Н.Г. Пызина
Б.Ш. Карпель
Члены комиссии
В.С. Ефименков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 февраля 2024 г. N 026/06/106-368/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2024