Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика - МКУ "Управление по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству, газификации и транспорту администрации Бийского района" - Аверьяновой Екатерины Николаевны
от ООО "МЕТАЛЛ КОМ" - не явился, извещен,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - МКУ "Управление по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству, газификации и транспорту администрации Бийского района" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "МЕТАЛЛ КОМ", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0817200000324000432 "Поставка контейнеров для твердых бытовых отходов", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
19 февраля 2024 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - МКУ "Управление по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству, газификации и транспорту администрации Бийского района" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "МЕТАЛЛ КОМ", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0817200000324000432 "Поставка контейнеров для твердых бытовых отходов".
В заседании Комиссии 26 февраля 2024 года объявлен перерыв до 27 февраля 2024 года. 27 февраля 2024 года продолжено рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки. Присутствует представитель заказчика.
Представитель заказчика указал, что ООО "МЕТАЛЛ КОМ" было признано победителем электронного аукциона, однако в установленный срок проект контракта подписан не был. 26 февраля 2024 года от общества в адрес заказчика поступили: гарантийное письмо о намерении поставить товар, копия банковской гарантии, сведения о руководителе общества и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель ООО "МЕТАЛЛ КОМ" на заседание Комиссии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения обращения общество уведомлено надлежаще. Ко дню заседания Комиссии от общества также поступили гарантийное письмо о намерении поставить товар и копия банковской гарантии, а также фотографии производства. Письменные пояснения о причинах не подписания контракта общество не представило.
Заслушав представителя заказчика, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
25 января 2024 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N0817200000324000432 "Поставка контейнеров для твердых бытовых отходов". Начальная (максимальная) цена контракта - 994 000 руб. 01 февраля 2024 года в извещение были внесен изменения.
На участие в закупке было подано 10 заявок. Согласно протоколу от 08 февраля 2024 года победителем электронного аукциона признан участник закупки идентификационный номер 115830743, с ценовым предложением 675 920 руб. Снижение начальной (максимальной) цены контракта - 32,0 %.
09 февраля 2024 года заказчиком размещен проект контракта.
Согласно пунктам 1 и 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи.
В установленный срок - до 16 февраля 2024 года (включительно) победитель закупки проект контракта не подписал, обеспечение исполнения контракта не предоставил.
Часть 2 статьи 37 Закона о контрактной системе устанавливает, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Пунктом 1 вышеназванной статьи предусмотрено, что при снижении начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять и более процентов контракт заключается только после предоставления обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, размер обеспечения исполнения контракта в рассматриваемом случае должен составлять 74 550 руб.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Поскольку победитель закупки не подписал проект контракта, не предоставил обеспечение исполнения контракта, заказчиком 19 февраля 2024 года размещен протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 5 вышеназванной статьи определено, что в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ко дню рассмотрения обращения Комиссией от ООО "МЕТАЛЛ КОМ" поступило гарантийное письмо о поставке товара, с приложением банковской гарантии, выданной 13.02.2024 г. на сумму 67 592 руб., а также сведения о направлении гарантийного письма и банковской гарантии в уполномоченный орган и заказчику 26 февраля 2024 года.
Представитель заказчика в заседании Комиссии подтвердил, что банковская гарантия и гарантийное письмо поступали только 26 ноября 2024 года.
Ни заказчику, ни Комиссии от ООО "МЕТАЛЛ КОМ" не поступали письменные пояснения о причинах не подписания проекта контракта в установленный срок. При отсутствии пояснений Комиссия не имеет возможности квалифицировать действия победителя закупка никак иначе, кроме как недобросовестные. Направленные ООО "МЕТАЛЛ КОМ" фотографии производственного помещения не свидетельствуют о намерении заключить контракт, а направление заказчику гарантийного письма не может быть рассмотрено как доказательство добросовестности.
Пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Заказчик вправе был рассчитывать на заключение контракта с победителем закупки по цене, предложенной им. Вместе с тем, ООО "МЕТАЛЛ КОМ" не подписало проект контракта и не представило обеспечение исполнения контракта в установленном размере. В представленной обществом банковской гарантии от 13.02.2024 г. указана сумма 67 592 руб., что не соответствует требованиям статьи 37 Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу о наличии недобросовестного поведения победителя закупки, выразившегося в уклонении от подписания проекта контракта по результатам электронного аукциона.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе с ограниченной ответственностью "МЕТАЛЛ КОМ" ИНН 6154140841 / КПП 615401001 (347909, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Социалистическая, 152, цех 1, директор Лавров Александр Александрович ИНН 615428356412, учредители: Лавров Александр Александрович ИНН 615428356412, Лаврентьев Игорь Анатольевич ИНН 612901471795) сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 27 февраля 2024 г. N 022/10/104-184/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2024