Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эскамед" (далее - ООО "Эскамед", общество, заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" и его комиссии по осуществлению закупок (далее также БУЗОО "ОКБ", заказчик, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинского расходного материала для отделения кардиохирургии (Реестровый номер 2024.005899) (извещение N 0352200000824000036) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - <_>,
заказчика - <_>,
ООО "Медицинская компания Эскулап" (победитель аукциона) - <_>
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 1562-ЭП/24 от 16.02.2024) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
27.02.2024 в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 16:00 час. того же дня.
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 31.01.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352200000824000036 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 430 000 руб.
08.02.2024 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому было подано 2 заявки, ценовые предложения сделаны всеми участниками закупки, лучшее ценовое предложение поступило от участника закупки с идентификационным номером 115818214.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 12.02.2024 заявки всех участников были признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупок. Победителем признан участник закупки с идентификационным номером 115818214 (ООО "Медицинская компания Эскулап") (далее - победитель, ООО "МК Эскулап").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений Комиссией установлено следующее.
По существу доводы заявителя сводятся к тому, что комиссией по осуществлению закупок заказчика заявка победителя аукциона неправомерно признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, поскольку предложенное им к поставке медицинское изделие не соответствует описанию объекта закупки.
В частности обществом указано: "14.02.2024 года размещен проект контракта с Обществом с ограниченной ответственностью "Медицинская Компания Эскулап", далее "Поставщик".
Поставщиком к поставке предложено следующее медицинское изделие: Стабилизатор тканей миокарда Octopus. Производитель "Медтроник Инк.", США, Medtronic Inc., 710 Medtronic Parkway, Minneapolis, МN 55432, USA (Регистрационное удостоверение от 07.05.2015 года N РЗН 2015/2643)
Согласно инструкции производителя в комплект данного медицинского изделия не входят:
Набор магистралей для подачи физиологического раствора с люер-лок соединением |
Этот параметр относится к сдувателю- увлажнителю-через магистрали подается раствор на операционное поле, в комплекте отсутствует. |
Сдуватель-увлажнитель |
В комплекте отсутствует |
Роликовый регулятор потока и давления подаваемой смеси на ручке сдувателя |
Этот параметр относится к сдувателю- увлажнителю-ручка сдувателя должна иметь роликовый регулятор потока, в комплекте отсутствует. |
Одноразовые пластины ранорасширителя стандартной глубины |
в комплекте отсутствует. |
Данный факт нарушает права и интересы участников закупки, поскольку не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", т.к. Товар предлагаемый к поставке должен соответствовать предъявленным к нему требованиям (описанию объекта закупки)".
Заказчиком представлены (вх. N 1727-ЭП/24 от 22.02.2024, вх. N 1825-ЭП/24 от 27.02.2024) возражения на доводы жалобы, согласно которым заявка победителя правомерно признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, что подтверждается, по его убеждению, представленным в составе заявки документами.
Кроме того, в адрес Омского УФАС России представлены (вх. N 1656-ЭП/24 от 21.02.2024) возражения ООО "МК Эскулап" на доводы жалобы, содержание которых сводится к тому, что предложенное им к поставке медицинское изделие соответствует описанию объекта закупки.
В возражениях ООО "МК Эскулап" указывает: "Наша заявка была сформирована с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ, характеристики предложенных нами медицинских изделий соответствовали требованиям, установленным в описании объекта закупки. В состав Заявки были включены:
1. Регистрационное удостоверение от 07.05.2015 года N РЗН 2015/2643 на МИ Стабилизатор тканей миокарда Octopus. Производитель "Медтроник Инк.", США, Medtronic Inc., 710 Medtronic Parkway, Minneapolis, МN 55432, USA
2. Регистрационное удостоверение от 17.03.2021 года N РЗН 2015/2446 на МИ Изделия хирургические DLP для проведения операций на открытом сердце 5. Вспомогательные хирургические изделия: - устройство для проверки давления в шунтах; - сдувалка-увлажнитель (Blower Mister Kit); - интракоронарный шунт (Intracoronary Shunt); - турникеты для фиксации канюль (Tourniquet Sets); - коронарные бужи (Coronary Artery Probes). Производитель "Медтроник Инк.", США, Medtronic Inc., 710 Medtronic Parkway, Minneapolis, МN 55432, USA
Предложенный нами к поставке комплект в составе Заявки соответствует требованиям описания объекта закупки:
Набор магистралей для подачи физиологического раствора с люер-лок соединением |
Сдувалка-увлажнитель N РЗН 2015/2446 поставляется в комплекте с магистралями (трубками для подключения газа и физраствора), что позволяет добиться полной визуализации места анастомоза, а также его увлажнения. - в комплекте поставки присутствует. |
Сдуватель-увлажнитель |
Сдувалка-увлажнитель N РЗН 2015/2446 в комплекте присутствует |
Роликовый регулятор потока и давления подаваемой смеси на ручке сдувателя |
Сдувалка-увлажнитель N РЗН 2015/2446 Арт. 29150 Сдувалка-увлажнитель AccuMist с роликовым регулятором потока и давления подаваемой смеси на ручке сдувателя в комплекте присутствует. |
Одноразовые пластины ранорасширителя стандартной глубины |
в комплекте присутствует. |
Обращаем Ваше внимание на то, что согласно "Инструкции по использованию" ретракторной системы Medtronic OctoBase Retractor System производитель "Медтроник Инк.", который используется Заказчиком, не рекомендуется использовать OctoBase со вспомогательными хирургическими изделиями других фирм производителей".
Федеральный закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов и особенностей исполнения контрактов (часть 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе).
В силу статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе)
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы:
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно подпунктам "а", "б" и "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Аналогичная информация была предусмотрена подпунктами "а", "б" и "в" пункта 2 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", прилагающегося к извещению об осуществлении закупки.
В частности, документом, подтверждающим соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, выступало следующее:
"копия регистрационного удостоверения на медицинское изделие, выданного в соответствии с ч. 4 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с приложениями на всех листах) на предложенный участником в его заявке Товар".
В силу части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Пунктом 31 Дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок (далее - дополнительные требования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656, предусмотрено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия отмечает, что с 01.10.2023 участники закупок могут подавать заявки в части указания характеристик и наименования страны происхождения товара по соответствующей структурированной форме.
Материалами дела установлено, что заказчиком закупается медицинское изделие "Устройство для фиксации сердца, одноразовое, стерильное" (код позиции КТРУ 32.50.50.190-00001424).
Характеристики закупаемого товара для нужд заказчика были указаны при формировании извещения об осуществлении закупки с использованием официального сайта ЕИС, а также конкретизированы в электронном документе "Описание объекта закупки".
В частности установлены следующие оспариваемые заявителем характеристики медицинского изделия:
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значения показателей |
Одноразовые пластины ранорасширителя стандартной глубины |
штука |
|
Сдуватель-увлажнитель |
|
наличие |
Роликовый регулятор потока и давления подаваемой смеси на ручке сдувателя |
|
наличие |
Набор магистралей для подачи физиологического раствора с люер-лок соединением |
|
наличие |
При этом заказчиком также установлено требование о совместимости закупаемого медицинского изделия с ретракторной системой Medtronic OctoBase Retractor System, имеющейся у заказчика.
Согласно сведениям, полученным от оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 1596-ЭП/24 от 19.02.2024), участником закупки с идентификационным номером заявки 115818214 (ООО "МК Эскулап") в структурированной форме заявки указано следующее наименование медицинского изделия в соответствии с регистрационным удостоверением: "Инструменты хирургические для операций на бьющемся сердце. 1. Стабилизатор тканей миокарда Octopus" с указанием товарного знака "Medtronic", страны происхождения "Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия".
Характеристики предлагаемого ООО "МК Эскулап" товара полностью соответствовали требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
В числе документов, подтверждающих соответствие медицинского изделия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к заявке участника закупки прилагались следующие документы:
- регистрационное удостоверение N РЗН 2015/2643 от 07.05.2015 на медицинское изделие "Инструменты хирургические для операций на бьющемся сердце", включающее, в том числе стабилизатор тканей миокарда Octopus. Производителем медицинского изделия является "Медтроник Инк.", США;
- регистрационное удостоверение N РЗН 2015/2446 от 17.03.2021 на медицинское изделие "Изделия хирургические DLP для проведения операций на открытом сердце", включающее, в том числе сдувалка-увлажнитель (Blower MisterKit). Производителем медицинского изделия является "Медтроник Инк.", США.
Оценивая доводы жалобы заявителя и объяснения заказчика, ООО "МК Эскулап", Комиссия руководствовалась следующим.
В соответствии с частями 3, 4 и 10 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти осуществляет ведение государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1650 утверждены Правила ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее - Правила ведения государственного реестра медицинских изделий).
Согласно подпунктам "л", "н" и "о" пункта 6 Правил ведения государственного реестра медицинских изделий реестр содержит следующие сведения: фотографические изображения общего вида медицинского изделия, электронный образ эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие, электронный образ регистрационного удостоверения на медицинское изделие.
Пунктом 9 Правил ведения государственного реестра медицинских изделий также предусмотрено, что сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в сети "Интернет". Сведения, содержащиеся в реестре, обновляются ежедневно с сохранением всех редакций реестра.
Из анализа извещения об осуществлении закупки следует, что в данном случае закупается медицинское изделие - устройство для фиксации сердца, одноразовое, стерильное в комплекте, включающем, в том числе следующие элементы (медицинские изделия): стабилизатор, сдуватель-увлажнитель.
Приведенный комплект медицинских изделий необходимо рассматривать как сложную вещь, то есть тот случай, когда различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (статья 134 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заказчиком для данного объекта закупки выбран код ОКПД2 32.50.50.190, код позиции КТРУ 32.50.50.190-00001424 "Устройство для фиксации сердца, одноразовое, стерильное".
При этом положениями инструкции по заполнению заявки на участие в закупке предусмотрено: "Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара, в случае, если предметом закупки являются медицинские изделия (изделия медицинского назначения), то рекомендуем указывать в отдельном файле наименование предлагаемого участником закупки товара в полном (строгом) соответствии с регистрационным удостоверением на медицинское изделие (раздел "На медицинское изделие" соответствующего регистрационного удостоверения). Отсутствие данного файла не будет являться основанием для отклонения заявки.
В случае если в качестве объекта закупки предусмотрена поставка товара, являющегося в соответствии со статьей 134 ГК РФ сложной вещью, включающей в себя различные вещи, соединенные таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (в соответствии с формой описания объекта закупки - товар, включающий товары, входящие в его комплект), и такие вещи (товары) имеют разные товарные знаки, участнику закупки необходимо в подаваемой заявке предоставить информацию о товарных знаках (при наличии) и о стране происхождения товара в отношении каждой вещи, входящей в состав сложной вещи (т.е. в отношении каждого товара, входящего в комплект товара, являющегося объектом закупки)".
Согласно возражениям ООО "МК Эскулап", а также пояснениям представителя данного общества в рамках данного аукциона победителем предлагался к поставке комплект, включающий, в том числе следующие элементы (медицинские изделия): стабилизатор, сдуватель-увлажнитель одного производителя ("Медтроник Инк.", США), который по совокупности характеристик полностью соответствует требованиям к товару, установленным заказчиком в извещении о проведении аукциона, в том числе совместим с ретракторной системой Medtronic OctoBase Retractor System, имеющейся у заказчика.
Комиссией установлено, что на момент рассмотрения жалобы заявителя в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, размещена инструкция по применению медицинского изделия "Изделия хирургические DLP для проведения операций на открытом сердце" (регистрационное удостоверение N РЗН 2015/2446 от 17.03.2021), а также размещена инструкция по применению медицинского изделия "Инструменты хирургические для операций на бьющемся сердце" (регистрационное удостоверение N РЗН 2015/2643 от 07.05.2015).
Следует отметить, что инструкция по применению медицинского изделия "Кардиостабилизатор (сердечный стабилизатор)" (регистрационное удостоверение N РЗН 2017/6405 от 07.05.2018 производителя "Бейджин Медос Эй-Ти Биотекнолоджи Ко., Лтд."), предлагаемого к поставке заявителем вообще отсутствует в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей).
С учетом изложенного, Комиссия не усматривает в действиях заказчика и его комиссии по осуществлению закупок нарушений требований Федерального закона о контрактной системе при определении победителя аукциона, в связи с чем признает жалобу заявителя необоснованной.
При этом Комиссия отмечает следующее.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
При этом пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации однозначно установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу пункта 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации договор поставки является отдельным видом договора купли-продажи.
При этом пунктом 3 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации императивно установлено, что условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Таким образом, для договора поставки условие о наименовании товара является существенным условием.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика (часть 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи.
Учитывая, что ООО "МК Эскулап" к поставке предложен комплект, включающий, в том числе следующие элементы (медицинские изделия): стабилизатор, сдуватель-увлажнитель одного производителя ("Медтроник Инк.", США) и в составе заявки на участие в аукционе ООО "МК Эскулап" приложено два регистрационных удостоверения на медицинские изделия Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение статьи 7, части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе в части невключения в проект контракта от 14.02.2024 сведений о предложенном к поставке медицинском изделии "Изделия хирургические DLP для проведения операций на открытом сердце" (регистрационное удостоверение N РЗН 2015/2446 от 17.03.2021).
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В подпунктах "в" и "г" пункта 11 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", прилагающегося к извещению об осуществлении закупки заказчиком предусмотрено следующее:
"При формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, с использованием электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки..
В случае наличия противоречий между данными, содержащимися в предложении участника закупки в отношении объекта закупки в части характеристик, содержащихся в извещении, сформированном с использованием электронной площадки, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками закупки, приоритет имеет информация, содержащаяся в предложении участника закупки в отношении объекта закупки, сформированном с использованием электронной площадки".
Комиссия отмечает, что положения Федерального закона о контрактной системе не обязывают участников закупки указывать какие-либо сведения о предлагаемом к поставке товаре исключительно с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.
Комиссия отмечает, что участник закупки в силу статьи 43 Федерального закона о контрактной системе вправе указать сведения о товаре путем прикрепления отдельного файла. При этом положения пункта 31 Дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок (далее - дополнительные требования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656, не могут рассматриваться как императивные требования к участникам закупки.
Вместе с тем следует отметить, что положения инструкции по заполнению заявки в части, обязывающей указывать сведения о товарах исключительно с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, а также в части "установления приоритета" таких сведений противоречат пункту 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, так как лишают участника закупки права указать характеристики товара и наименование страны происхождения товара путем прикрепления отдельного файла, создают условия, когда комиссия по осуществлению закупок самостоятельно решает какие документы и информацию она будет рассматривать и учитывать, а какие не будет.
Более того, в случае наличия каких-либо разночтений в заявке, поданной участником закупки, такая заявка в силу требований закона подлежит отклонению (пункт 8 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе).
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эскамед" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинского расходного материала для отделения кардиохирургии (Реестровый номер 2024.005899) (извещение N 0352200000824000036)".
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" нарушение статьи 7, пункта 3 части 2 статьи 42, части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" и оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии |
А.Н. Зефиров
А.П. Алексина
Е.С. Курленко
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 27 февраля 2024 г. N 055/06/106-150/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2024