Резолютивная часть решения оглашена "26" февраля 2024 года.
В полном объеме решение изготовлено "29" февраля 2024 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
руководитель комиссии -
члены комиссии:
в присутствии представителей:
Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница имени Архиепископа Луки г. Тамбова" (далее - ТОГБУЗ "ГКБ им. Арх. Луки г. Тамбова", Заказчик) - ,
на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и обращения прокуратуры Тамбовской области, осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком в лице Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница имени Архиепископа Луки г. Тамбова" требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0164200001923001187 на поставку комплекса рентгеновского диагностического на 3 рабочих места для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту: "Строительство поликлиники для северной части г. Тамбова",
УСТАНОВИЛА:
В Тамбовское УФАС России поступило обращение прокуратуры Тамбовской области (исх. от 12.02.2024 N07-39-2024, вх. от 13.02.2024 N1050-ЭП/24) о проведении проверки соблюдения ТОГБУЗ "ГКБ им. Арх. Луки г. Тамбова" требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0164200001923001187 на поставку комплекса рентгеновского диагностического на 3 рабочих места для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту: "Строительство поликлиники для северной части г. Тамбова".
Указанное обращение стало основанием для проведения настоящей внеплановой проверки.
14.04.2023 на сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение N 0164200001923001187 о проведении электронного аукциона на поставку комплекса рентгеновского диагностического на 3 рабочих места для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту: "Строительство поликлиники для северной части г. Тамбова".
Заказчик - Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница имени Архиепископа Луки г. Тамбова".
Начальная (максимальная) цена контракта - 27 496 000,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.04.2023 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке была подана единственная заявка, которая комиссией по осуществлению закупок Заказчика признана соответствующей извещению о закупке.
05.05.2023 между ТОГБУЗ "ГКБ им. Арх. Луки г. Тамбова" и ООО "Алиот" заключен контракт N 0164200001923001187 на поставку комплекса рентгеновского диагностического на 3 рабочих места для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту: "Строительство поликлиники для северной части г. Тамбова".
Жалобы от участников закупки на действия (бездействие) Заказчика, а также его комиссии по осуществлению закупок по рассматриваемой закупке не поступали.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Вышеуказанные правила установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно требований к товару (Описание объекта закупки), которое размещено в составе извещения отдельным файлом, описание объекта закупки составлено Заказчиком на основании требований ГОСТ Р 55772-2021 "Изделия медицинские электрические. Комплексы рентгеновские цифровые для просвечивания и снимков. Технические требования для государственных закупок".
Ввиду отсутствия необходимых технических характеристик товара в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках рассматриваемой закупки Заказчиком выбран соответствующий код согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, а именно, код ОКПД2 - 26.60.11.113.
Согласно информации, представленной Заказчиком (исх. от 16.02.2024 N1105, вх. от 19.02.2024 N1226/24), при описании объекта закупки Заказчиком был исследован рынок комплексов рентгеновских, удовлетворяющих потребностям Заказчика. В результате данного исследования Заказчиком выявлено, как минимум 3 комплекса российского производства, полностью удовлетворяющих потребностям Заказчика и соответствующих описанию объекта закупки, содержащемуся в извещении о закупке:
- комплекс рентгеновский диагностический стационарный "Р-500 "Дуограф" исп. 5, АО "МТЛ", Россия;
- комплекс рентгеновский диагностический бизнес класса с дистанционно-управляемым столом-штативом и цифровой радиологической системой с крупноформатным динамическим детектором КРД-СМ-50/125-1, Спектр АП, Россия;
- комплекс рентгеновский диагностический "Диаком", ООО "Севкаврентген-Д", Россия.
Кроме того, согласно данным ценовых предложений на этапе формирования Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, к поставке предложены комплексы рентгеновские двух производителей:
- комплекс рентгеновский диагностический стационарный "Р-500 "Дуограф" исп. 5, АО "МТЛ", Россия;
- комплекс рентгеновский диагностический цифровой КРД-СМ-50/125-1, Спектр АП, Россия.
Обратного Комиссия Тамбовского УФАС России не установила.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что установленные Заказчиком требования к характеристикам приобретаемого товара не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В обращении прокуратуры Тамбовской области указано, в том числе, на завышенную цену закупаемого медицинское оборудование.
Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, Тамбовское УФАС России не обладает полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
На основании вышеизложенного по итогам проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать неустановленным факт нарушения Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Городская клиническая больница имени Архиепископа Луки г. Тамбова" требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0164200001923001187 на поставку комплекса рентгеновского диагностического на 3 рабочих места для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту: "Строительство поликлиники для северной части г. Тамбова".
2. Передать обращение прокуратуры Тамбовской области в части правомерности действий заказчика при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта в министерство финансов Тамбовской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 29 февраля 2024 г. N 068/06/99-97/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.02.2024