Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПБ ГБСУСО "ПНИ N 7" (далее -Заказчик);
ООО "Фортуна" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 4601-ЭП/24 от 22.02.2024) на действия, Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания в 2024 году (извещение N 0372200082423000173) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 29.12.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0372200082423000173. Начальная (максимальная) цена контракта - 35 902 569,00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Уполномоченного органа, Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Уполномоченный орган, Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Относительно доводов Заявителя, касающихся нарушения правил описания объекта закупки Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Описание объекта закупки установлено в электронном документе "Описание объекта закупки.docx" к извещению об осуществлении закупки.
В соответствии с п.2.1.7. ООЗ Организация питания осуществляется в соответствии с разработанным Исполнителем меню питания с учетом санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания населения, требований Заказчика к меню питания (Приложение N 2 к Техническому заданию) из продуктов поименованных в Ассортиментном перечне основной группы продовольственных товаров и сырья, с учетом специфики и особенностей организации питания различных контингентов социальной сферы СанктПетербурга, размещенном на странице Управления социального питания на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети Интернет: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/socpit/documents/ (далее - Ассортиментный перечень).
В соответствии с п.2.1.7. Приложения N 1 к извещению: организация питания осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" - в соответствии с меню, разработанным Организатором питания (далее - Исполнителем), утвержденным руководителем Исполнителя, и согласованным руководителем Заказчика.
В соответствии с п. 2.2.1. Приложения N 1 к извещению: Меню должно быть разработано из продуктов, поименованных в Ассортиментном перечне основных групп продовольственных товаров и сырья для обеспечения социального питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга (Приложение N 1 к Техническому заданию).
В соответствии с п.2.3. Приложения N 2 к Техническому заданию: при составлении меню для граждан пожилого возраста и инвалидов с заболеванием сахарным диабетом (ОВД-9) учитывать среднесуточный набор, химический состав и энергетическую ценность продуктов питания:
СРЕДНЕСУТОЧНЫЙ НАБОР продуктов для диетического питания одного проживающего с заболеванием сахарным диабетом в государственных (муниципальных) учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
Продукты |
Брутто, г |
Хлеб, крупа и другие зернопродукты |
|
Хлеб пшеничный |
10 |
Хлеб ржано-пшеничный |
250 |
Макароны |
16 |
Мука пшеничная |
17 |
Сухари панировочные |
1 |
Бобовые (фасоль, горох сухой) |
17 |
Крупы |
94 |
в том числе: |
|
крупа гречневая |
40 |
крупа перловая |
6 |
крупа ячневая |
7 |
крупа овсяная "Геркулес" |
10 |
крупа рисовая |
6 |
крупа пшенная |
6 |
крупа пшеничная "Полтавская" |
11 |
крупа манная |
8 |
Овощи |
|
Картофель |
65 |
Капуста белокочанная свежая |
160 |
Прочие овощи (свекла, морковь, лук, огурцы, помидоры, зелень, зеленый горошек и другие) |
340 |
Томатное пюре |
3,5 |
Фрукты и соки |
|
Фрукты |
385 |
Сухофрукты (курага, чернослив) |
61 |
Шиповник сухой |
20 |
Сок без сахара |
66 |
Молоко и молочные продукты |
|
Кисломолочные продукты |
200 |
Молоко |
240 |
Творог |
80 |
Сметана |
24 |
Сыр твердый |
7 |
Мясо и мясопродукты, птица, яйца и рыба |
|
Колбаса и колбасные изделия |
21 |
Говядина 1 категории |
78 |
Курица потрошеная 1 категории |
46 |
Яйцо |
3,5 шт. в неделю |
Рыба потрошеная обезглавленная, сельдь |
56 |
Масла и жировые продукты |
|
Масло сливочное |
23 |
Масло растительное |
21 |
Кондитерские изделия и другие продукты |
|
Конфеты диабетические |
2 |
Чай черный |
2 |
Дрожжи прессованные |
0,2 |
Желатин |
1 |
Кислота лимонная |
8 |
Соль |
4 |
Какао порошок |
1 |
Сахарозаменители: |
|
ксилит |
4 |
Сахар* |
15 |
В соответствии с вышеприведенными пунктами 2.1.7.; 2.2.1. описания объекта закупки, а также Приложением N 1 к Техническому заданию включение в меню требуемого продукта "Конфеты диабетические" невозможно, поскольку такой товар отсутствует в Ассортиментом перечне, но в тоже время входит в обязательный перечень среднесуточный набор для составления меню диетического питания для проживающего с заболеванием сахарным диабетом в государственных (муниципальных) учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Таким образом, ссылка в п. 2.2.1. Приложения N 1 к извещению на Ассортиментный перечень основных групп продовольственных товаров и сырья для обеспечения социального питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга к предмету закупки, а также к гражданам пожилого возраста не применима. В ассортиментном перечне отсутствует товар "Конфеты диабетические", отсутствуют технические характеристики товара, который в соответствии со среднесуточным набором требует Заказчик для включения в меню.
Кроме того, Заявитель в жалобе сообщает следующее:
2.1.8. Исполнитель гарантирует, что качество приготовленной пищи и пищевые продукты соответствуют действующим требованиям и нормам, установленным нормативно-технической документацией:
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 25.12.2003 N 90 "Об утверждении методических рекомендаций по организации диетического (лечебного) питания в государственных (муниципальных) учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов"
Приложение N2 к ТЗ "Требования Заказчика к меню" содержит три диеты: ОВД, ЩД, ОВД-9.
Однако, Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 25.12.2003 N 90 содержит в себе только две диеты, а именно:
1.рацион диетического питания при заболеваниях желудочно -кишечного тракта,
2. рацион диетического питания при заболевании сахарным диабетом
Но в ТЗ Заказчик прописывает еще одну диету а именно: основной вариант стандартной диеты (ОВД) которая вышеуказанным Постановлением не регулируется. (Документ который регулирует диету ОВД, это постановление Минтруда России от 15.02.2002года N12 (с изменениями от 04.07.2007года).
Также в ТЗ нет нормативных документов которые относились бы к этой диете,и которые регламентируют нормы продуктов, содержание пищевых веществ, и калорийность для диеты ОВД.
Заказчик указывает по диете ОВД нормы питания, среднесуточное содержание пищевых веществ, а также калорийность блюд, которая занижена на 25% от регламентированной калорийности по диете ОВД (норма по диете ОВД - 3200 ккал по постановление Минтруда России от 15.02.2002года N12).
При таких вводных данных в соответствии с таблицей "Масса порций" меню с калорийностью 2400 ккал, составить невозможно, так как при указанной массе порций в любом случае будет завышение по калорийности (более 2400ккал), что приведет к оценке в 0 баллов.
Установление вышеуказанных требований не позволяет однозначно определить потребность Заказчика и нарушает п. 1 ч. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фортуна" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
|
|
|
|
|
|
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 февраля 2024 г. N 44-752/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2024