Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ СОШ N 707 Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Безупречные инженерные системы" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей Администрации Невского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 5005-ЭП/24 от 27.03.2024) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексному обслуживанию здания, инженерных сетей, коммуникаций и оборудования: Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы N 707 Невского района Санкт-Петербурга в 2024-2025 гг (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 13.02.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004724000021. Начальная (максимальная) цена контракта - 16 539 132, 72 рублей.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен порядок описания объекта закупки путем установления требований к закупаемым услугам, не позволяющих определить потребности Заказчика, являющихся противоречивыми, а также в нарушении требований к формированию лота закупки. Кроме того, Заявитель указывает на установление требований к закупаемым работам, которые не предусмотрены документами национальной системы стандартизации.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы частично согласился в части установления требования к закупаемым работам об их соответствии акту, действия которого прекращено. В остальной части Заказчик счел доводы Заявителя необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы повысить шансы на приобретение работы именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в приложении к извещению о проведении рассматриваемого конкурса.
Из содержания извещения следует, что Заказчиком установлен, в том числе, следующий перечень закупаемых работ.
Замена запорной арматуры и трубопроводов систем ХВС, ГВС, систем теплопотребления;
Замена вышедших из строя элементов систем теплопотребления при угрозе размораживания;
Восстановление теплоизоляции и антикоррозийного покрытия;
Замена радиаторов в случае течи радиатора;
Ремонт и пуско-наладка в случае выхода из строя оборудования, установленного совместно с насосным, обеспечивающее его автоматическую работу и подключение к трубопроводным сетям учреждения (задвижки, вентили, обратные клапана, щиты с автоматикой управления, все элементы автоматизации и коммутационной аппаратуры, и т.д.).
В пункте 3.3. Раздела III Специальной части Требований к оказываемым услугам по направлениям деятельности, в разделе Техническое обслуживание и текущий ремонт водомерного узла, указано: Ремонт или замена приборов, входящих в состав коммерческих узлов учета холодного водоснабжения.
В пункте 4.3. Раздела III Специальной части Требований к оказываемым услугам по направлениям деятельности, в разделе Техническое обслуживание и текущий ремонт АИТП, указано: Ремонт или замена приборов, входящих в состав АИТП.
В пункте 6.3. Раздела III Специальной части Требований к оказываемым услугам по направлениям деятельности, в разделе Техническое обслуживание и текущий ремонт сетей электроснабжения и освещения, электрооборудования, в том числе указано:
Замена перегоревших электроламп (с последующей утилизацией неисправных) и протирка плафонов в помещениях, местах общего пользования, лестничных клетках, технических этажах и подвалах, сетях наружного (уличного) освещения;
Замена штепсельных розеток и выключателей;
Замена магнитных пускателей;
Замена автоматических включателей;
Замена электродвигателей;
Замена осветительной проводки;
Смена предохранителей;
Монтаж кабельных линий, проводок и электрических оконечных устройств, при перестановках существующего и приобретаемого оборудования;
В пункте 8.3. Раздела III Специальной части Требований к оказываемым услугам по направлениям деятельности, в разделе Техническое обслуживание и текущий ремонт систем вентиляции и кондиционирования, в том числе указано:
- технический ремонт 1 раз в год (ТР-12) по необходимости.
Также пп. 1.6., п.2.6., п.6.2.3., 8.2 данного раздела предусмотрено: Замена или восстановление элементов системы, выработавших ресурс или пришедших в негодность.
Также извещением предусмотрены кровельные и прочие работы в составе:
- укрепление и ремонт ливневой канализации, колен, воронок, углов примыкания покрытия к конструкциям парапетов, устранение неисправностей световых колпаков и зонтов над трубами;
- укрепление и ремонт (в т.ч. восстановительный) металлического покрытия парапетов;
- ремонт и укрепление отдельных участков ограждения территории учреждения;
- укрепление перил и др. ограждений лестничных клеток.
При этом, Комиссия УФАС констатирует, что извещение о проведении закупки не содержит перечня запасных частей, а также агрегатов, подлежащих замене, с указанием их количества и характеристик, равно не содержит сведений об объемах закупаемых работ, позволяющих определить потребности Заказчика.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что описание объекта закупки содержит противоречивые сведения об объеме закупаемых работ, что не позволяет должным образом определить потребности Заказчика и противоречит требованиям ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что, в свою очередь, является нарушением п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 ст. 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В силу ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции, наряду с установленными ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Комиссия УФАС констатирует, что из содержания извещения о проведении конкурса следует, что объект рассматриваемой закупки определен Заказчиком, как услуги по обслуживанию помещений комплексные (код ОКДП2 - 81.10.10.000).
Анализ описания объекта закупки свидетельствует о том, что в его состав включены функционально связанные с объектом закупки работы.
Таким образом, Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для утверждения того, что Заказчиком ненадлежащим образом сформирован лот закупки, а, следовательно, в указанной части жалоба Заявителя является необоснованной.
3. Относительно утверждения Заявителя о том, что извещение о проведении закупки содержит противоречивые условия, Комиссия УФАС отмечает следующее.
Пункт 2.4. Технического задания содержит условие, в силу которого, Эксплуатационное и техническое обслуживание также включает внеплановые (аварийные) ремонты, которые должны выполняться по установленным правилам на основании заявок на проведение аварийно-восстановительных работ.
Общая стоимость материалов и запасных частей, при исполнении контракта по комплексному обслуживанию здания, инженерных сетей, коммуникаций и оборудования в течении месяца не должна превышать 20% от суммы ежемесячного платежа.
Также в пункте 2.6.12. Технического задания, установлено, что Приобретение всех используемых и расходных материалов, необходимых для оказания услуг, производится за счет средств Исполнителя в объеме, не превышающем 10% от стоимости оказания услуг за весь период действия контракта, и входит в стоимость оказания услуг.
Анализ вышеприведенных положений извещения во взаимосвязи друг с другом позволяет прийти к выводу о том, что рассматриваемые условия технического задания не являются взаимоисключающими и должны трактоваться исключительно во взаимосвязи друг с другом и должны применяться в зависимости от тех условий, что наступят первыми.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС в указанной части также находит довод Заявителя необоснованным.
4. Относительно утверждения Заявителя о том, что извещение о проведении закупки содержит требования к закупаемым работам, которые не предусмотрены нормативными актами национальной системы стандартизации, Комиссия УФАС отмечает следующее.
В пункте 8.2.3. Раздела III Специальной части Требований к оказываемым услугам по направлениям деятельности, в разделе Техническое обслуживание и текущий ремонт систем вентиляции и кондиционирования, Заказчиком установлено требование, в силу которого, специалисты Исполнителя должны быть аттестованы по правилам работы на высоте (Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 155н "Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте".
При этом, Комиссия УФАС констатирует, что указанный нормативный акт утратил свою силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Приказа Минтруда России от 16.11.2020 N 782н.
Таким образом, с учетом того обстоятельства, что Заказчик согласился с указанным доводом Заявителя, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Безупречные инженерные системы" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 2 ст. 42 (п.2 ч. 1, ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 марта 2024 г. N 44-748/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.03.2024