Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик):. по доверенности;
ООО "БСГ" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 2519-ЭП/24 от 31.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования (извещение N 0372100048823000981),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.04.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования (извещение N 0372100048823000981) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 933 200,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.09.2023 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "БСГ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "БСГ" заключен государственный контракт N 0372100048823000981 от 26.09.2023 (далее - Контракт) на сумму 1 748 098,00 рублей, по условиям которого Исполнитель обязался оказывать услуги по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования (далее - Услуги).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 2.3.2 Контракта предусмотрено право Заказчика решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 19.01.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "БСГ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с пунктом 3.2. Контракта Услуги оказываются Исполнителем в сроки, определенные Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), с даты заключения Контракта и до 29.12.2023.
Пунктом 3.3 Контракта определено, что непредставление Исполнителем результата оказанных Услуг в течение срока, определенного Техническим заданием, вне зависимости от продолжительности периода просрочки Исполнителя, является существенным нарушением условий Контракта, вследствие которого у Заказчика возникает право на односторонний отказ от исполнения Контракта.
В нарушение вышеуказанных положений Контракта и периодичности, определенной Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту) Исполнителем не были оказаны Услуги за период сентябрь - декабрь 2023.
Данные обстоятельства послужили основанием для направления в адрес Исполнителя претензий 01.11.2023 N ИС-20.1-09/7653, 16.11.2023 N ИС-20.1-09/8128, от 16.11.2023 N ИС-20.1-09/8135, от 28.12.2023 N ИС-20.1-09/9144 от 15.01.2024 N ИС20.1-09/147.
Вместе с тем, на дату принятия Решения Заказчиком выявленные нарушения Исполнителем не были устранены в полном объеме. Услуги по техническому обслуживанию вентустановок в рамках ТО 1.2 (сентябрь), ТО 1.3 (октябрь) и ТО 1.5 (декабрь).
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании вышеизложенного, Заказчиком было принято решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.01.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "БСГ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 30.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
В период исполнения взятых на себя обязательств Исполнитель столкнулся с рядом обстоятельств, препятствующих возможности оказать услуги в предусмотренные контрактом сроки.
а) Несоответствие перечня оборудования, подлежащего техническому обслуживанию в соответствии с положениями контракта, наименованию оборудования, находящемуся в помещениях ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова".
При осуществлении обслуживания оборудования, а также исполнения направляемых заявок Заказчика, сотрудники Исполнителя неоднократно сталкивались с трудностями идентификации находящегося в помещениях ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" оборудования, по причине несовпадения фактического наименования с наименованиями, содержащимися в "Перечне оборудования, подлежащего техническому обслуживанию и состав, периодичность, оказываемых услуг".
В качестве примера, Исполнитель просит обратить внимание на исх. N187 от 10.11.2023, NИС-20.1-09/7491 от 26.10.2023, NИС-20.1-0/8128 от 16.11.2023. Как следует из представленной переписки, Заказчиком направлена в адрес Исполнителя заявка на обслуживание установок "П-1, расположенной в хирургическом корпусе (Ангиограф)" и "П2В2, расположенной в Клиническом корпусе. Отделение детской онкологии". При этом, перечисленное оборудование отсутствует в "Перечне оборудования, подлежащего техническому обслуживанию и состав, периодичность, оказываемых услуг". Вместе с тем, Исполнитель произвел обследование и восстановил работоспособность указанных установок.
б) Несвоевременная передача эксплуатационно-технической документации со стороны Заказчика
В целях исключения возникновения ситуаций, связанных с разночтениями в наименовании оборудования Заказчик, Исполнитель направил запрос о предоставлении комплекта эксплуатационно-технической документации в отношении оборудования входящего в систему вентиляции ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова", что подтверждается исх.N193 от 17.11.2023 и исх. N207 от 29.11.2023.
Как следует из исх. N207 от 29.11.2023 комплект эксплуатационно-технической документации в отношении оборудования входящего в систему вентиляции ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" со стороны Заказчика в полном объеме предоставлен не был.
в) Несоответствие технических характеристик расходных материалов, указанных в "Приложении N2 к Техническому заданию" техническим характеристикам расходных материалов в соответствии с эксплуатационно-технической документацией.
Как следует из "Приложения N1 к Техническому заданию" Исполнитель взял на себя обязательство помимо прочего осуществить замену фильтрующих элементов приточно-вытяжных вентиляционных систем и воздухораспределительных камер на этажах отделений.
В соответствии с условиями Контракта (п. 5.4. "Приложения N2 к Контракту") замена расходных материалов (фильтры) производятся по мере загрязнения, но не реже одного раза в квартал, ремни заменяются по мере износа, но не реже 1 раза в год. Фильтры, ремни и прочие сопутствующие расходные материалы предоставляет Исполнитель. Согласно пункту 5.5. Приложения N2 к Контракту стоимость расходных материалов включена в стоимость оказываемых услуг.
С целью замены фильтров Исполнитель осуществил приобретение необходимых материалов и осуществил поставку последних в помещения ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова", о чем уведомил Заказчика. К замене фильтров Исполнитель приступил в сентябре 2023 года (обстоятельство подтверждается претензией NИС-20.1-09/147 от 15.01.2024). 16.11.2023 Исполнитель приступил к замене фильтров в оборудовании находящимся в помещениях Клинического корпуса и Вивария (исх. N 207 от 29.11.2023).
При этом как указано в подпунктах а) и б) части N3 настоящих объяснений отсутствие своевременно переданной эксплуатационно-технической документации и наличие несоответствий в наименовании оборудования обусловили нарушение сроков проведения технического обслуживания предусмотренных положениями Контракта.
Дополнительным обстоятельством, которое повлияло на порядок исполнения обязанностей Исполнителем, явилось несоответствие размеров фильтров, указанных в "Приложении N2 к Техническому заданию" техническим характеристикам расходных материалов в соответствии с эксплуатационно-технической документацией.
Информация о наличии затруднений, вызванных несоответствием размерных характеристик, предоставлялась Заказчику неоднократно, повторно об указанном обстоятельстве Исполнитель уведомил Заказчика исх. N228 от 29.12.2023.
Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 719 ГК РФ Исполнитель вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Суды, основываясь на ст. ст. 328, 405, 406 и 719 ГК РФ, исходят из того, что если Заказчик не исполняет свои обязанности по предоставлению имущества, необходимого для выполнения Исполнителем работ (проектной документации, материалов, помещений, строительной площадки), а также не уплачивает аванс, то:
- Исполнитель вправе не приступать к выполнению работ или приостановить их;
- Исполнитель не считается просрочившим исполнение обязательства по выполнению работ;
- Заказчик не вправе требовать уплаты неустойки за нарушение сроков выполнения работ;
- Исполнитель вправе отказаться от исполнения договора.
В рассматриваемом случае Заказчик, допустил просрочку исполнения своего обязательства по оказанию содействия Исполнителю (наличие противоречий в документации Заказчика (наименование оборудования, технические характеристики фильтров), непредставлении полного объема эксплуатационно-технической документации).
Таким образом, Заказчик не мог не знать о наличии объективных препятствий, которые не позволяли Исполнителю исполнять взятые на себя обязательства в предусмотренные сроки.
Согласно п. 3 ст. 405 Гражданского кодекса Российской Федерации должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Из п. 1 ст. 406 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что кредитор считается просрочившим, если он, в том числе, не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающими из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Любые действия Заказчика по неоказанию содействия должны трактоваться через призму статьей 404-406 ГК РФ.
Применение статьи 404 ГК РФ, возможно даже при условии продолжения работ подрядчиком при наличии оснований для их приостановления в силу статьи 719 ГК РФ.
Таким образом, при оценке поведения Исполнителя надлежит учитывать обстоятельства, повлиявшие на сроки исполнения взятых на себя обязательств со стороны Заказчика.
Вместе с тем, Участник пояснил, что в соответствии с п. 6.5. Контракта не позднее 4 (четырех) рабочих дней, следующих за днем поступления УПД в соответствии с п. 3 ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе, Заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе УПД или формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания УПД с указанием причин такого отказа.
Согласно пункту 6.8. Контракта в случае получения мотивированного отказа от подписания УПД Исполнитель вправе устранить замечания, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Покупателю УПД в порядке, предусмотренном настоящим пунктом Контракта.
Заказчик направил отказ в приемке части оказанных услуг за сентябрь 2023, указав: "Услуга по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования в рамках ТО 1.2. (сентябрь) (поз. N 1 УПД) не оказана в составе и объёме, определенным Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту): в частности, (но не ограничиваясь) не произведена замена фильтрующих элементов приточно-вытяжных вентиляционных систем и воздухораспределительных камер на этажах отделений".
Заказчик направил отказ в приемке части оказанных услуг за октябрь 2023, указав: "Услуга по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования в рамках ТО 1.3 (октябрь) (поз. N 1 УПД) не оказана в составе и объёме, определенным Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту): в частности, (но не ограничиваясь) не произведена проверка эффективности работы систем механической приточно-вытяжной вентиляции, не выданы акты замеров эффективности работы вентиляционных систем".
Заказчик направил отказ в приемке части оказанных услуг за декабрь 2023, указав: "Услуга по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования в рамках ТО 1.5 (декабрь) (поз. N 2 УПД) не оказана в составе и объёме, определенным Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту): в частности (но не ограничиваясь): - не произведена замена фильтрующих элементов приточно-вытяжных вентиляционных систем и воздухораспределительных камер на этажах отделений; - не выполнен комплекс работ по сухой и влажной очистке оборудования (внутренних поверхностей вентиляционных установок, вентиляторов, двигателей, калориферов, теплообменников охладителей, электрических нагревателей, заслонок, шумоглушителей, каплеуловителей, поддона для сбора конденсата); - не выполнен комплекс работ по обеззараживанию наружных и внутренних поверхностей вентиляционных машин; - проверка элементов автоматизации, расположенных в щите автоматики (автоматические выключатели, контакторы, реле времени, реле, трансформаторы, частотные преобразователи) выполнена не в полном объёме".
Исполнитель обращает внимание, что отказ от приемки выполнения должен быть мотивированным, содержать ссылки на фактологические обстоятельства (выявленные несоответствия/дефекты), нарушенные нормы, требования, правила технических регламентов (ГОСТ, СНиП, СП и пр.), законодательства РФ, положений Контракта.
В свою очередь приведенные цитаты из односторонних отказов, содержат оговорку "в частности (но не ограничиваясь)", которая заведомо не позволяет Исполнителю устранить замечания приведенных в одностороннем отказе, с целью надлежащего исполнения взятых на себя обязательств.
Кроме того, отказ от приемки услуг в части не содержит срок устранения недостатков, который подлежат включению акт.
Возможность устранения выявленных замечаний установлена как положениями Контракта (пункт 6.8.), так и положениями законодательства (ст. 723 ГК РФ).
Таким образом, Заказчиком нарушены условия о приемке оказанных услуг, так как не конкретизирован перечень выявленных недостатков и не приведены сроки их устранения.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о невключении сведений об ООО "БСГ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "БСГ" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "БСГ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "БСГ" (ИНН: 7805516344), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 января 2024 г. N РНП-78-269/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2024