Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_>,
с участием по видео-конференц-связи представителя заявителя ИП <_> <_> (по доверенности N5 от 05.03.2024), представителей заказчика БУЗ РА "Республиканская больница" <_>, <_>, <_> (по доверенностям от 28.12.2023, от 04.03.2024), представителя уполномоченного органа Министерства экономического развития Республики Алтай <_> (по доверенности от 01.02.2024), рассмотрев жалобу ИП <_> на действия заказчика БУЗ РА "Республиканская больница" при проведении запроса котировок в электронной форме N0177200000924000329 на поставку медицинского изделия: Система стабилографии, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинского оборудования,
УСТАНОВИЛА:
В Алтайское республиканское УФАС России 28.02.2024 поступила жалоба ИП <_> (вх. N823-ЭП/24) на действия заказчика БУЗ РА "Республиканская больница" при проведении запроса котировок в электронной форме N0177200000924000329 на поставку медицинского изделия: Система стабилографии, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинского оборудования.
Заявитель в жалобе указывает, что установленным заказчиком характеристикам соответствует товар одного производителя - Huber 360 MD компании LPG Systems (Франция).
Министерством экономического развития Республики Алтай 29.02.2024 (вх. N858-ЭП/24) представлены запрошенные документы.
05.03.2024 (вх. N933-ЭП/24, N934-ЭП/24) в адрес управления поступили письменные возражения на жалобу и документы от БУЗ РА "Республиканская больница".
Комиссия УФАС по РА, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, установила следующее.
16.02.2024 уполномоченным органом Министерством экономического развития Республики Алтай в ЕИС в сфере закупок (zakupki.gov.ru) размещено извещение N0177200000924000329 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинского изделия: система стабилографии, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинского оборудования. Начальная (максимальная) цена контракта 7208775,00 руб. Заказчиком является БУЗ РА "Республиканская больница".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчик при формировании описания объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией УФАС по РА установлено, что позиция КТРУ 26.60.12.129-00000041 "Система стабилографии" не содержит обязательных к применению характеристик товара. Указан код вида номенклатурной классификации медицинского изделия 228380; дата начала обязательного применения позиции каталога: 01.07.2019. Описание по классификатору: "Комплекс изделий для проверки сенсорного, сознательного и/или рефлекторного двигательного контроля равновесия и подвижности, с целью получения биометрической информации (обратной связи) для планирования реабилитационных мероприятий по поводу нарушений чувства равновесия. Пациента помещают на специальную платформу, оборудованную встроенными сенсорными, динамометрическими, оптометрическими и/или тензометрическими датчиками, регистрирующими все движения тела пациента при смещении им/ею центра тяжести (ЦТ) своего тела по указанию врача, либо платформа, провоцирующая потерю пациентом равновесия и передающая на компьютер показания датчиков, где они обрабатываются и представляются графически".
Согласно позиции, изложенной в письме Минфина России от 24.01.2022 N24-03-08/4090, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога:
- заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги);
- предусмотренные п. 5 Правил использования КТРУ запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
Таким образом, поскольку позиция КТРУ 26.60.12.129-00000041 не содержит характеристики товара, заказчиком самостоятельно сформировано описание объекта закупки.
Представитель заказчика пояснил, что описание объекта закупки произведено заказчиком на основании имеющейся потребности. Подтвердил, что описание объекта закупки в части технических характеристик сделано на основе инструкции к аппарату Huber 360 MD. Потребность в данном аппарате вызвана широким спектром показаний к применению, имеющимся дополнительным функционалом помимо стабилометрии. Указывает, что отсутствуют аналоги данного медицинского изделия.
Представитель заявителя пояснил, что на рынке имеются иные системы стабилографии российского производства. В извещении указан код КТРУ 26.60.12.129-00000041 "Система стабилографии", следовательно, значение в данном случае имеет основная, а не дополнительные функции. Кроме того, закупка дорогостоящего аппарата французского производства, при наличии на рынке более дешевых российских аналогов, ведет к неэффективному использованию бюджетных средств.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссией УФАС по РА установлено, что коммерческие предложения, на основании которых определена начальная (максимальная) цена контракта, поступили в отношении аппарата нейромышечной реабилитации и диагностики Huber 360 MD.
На участие в электронном запросе котировок N0177200000924000329 подано 2 заявки, признанные соответствующими требованиям извещения (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N0177200000924000329 от 28.02.2024), с предложениями поставки вышеназванного медицинского изделия.
Согласно позиции ФАС России, выраженной в письме от 19.04.2023 NПИ/30510/23, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик закупаемого товара соответствовал товар как минимум двух производителей.
Комиссия УФАС по РА пришла к выводу о том, что заказчиком при подготовке настоящей закупки в должной мере не исследовался вопрос наличия иного оборудования, которое могло бы удовлетворить потребность заказчика, не предприняты действия по обеспечению конкурентной среды при формировании описания объекта закупки, либо не предприняты действия по подготовке исчерпывающего обоснования потребности заказчика в закупке оборудования единственного производителя (как уникального по своим характеристикам, единственного, которое может выполнять те или иные функции и удовлетворять потребность заказчика), при условии, что реабилитация посредством стабилографии в БУЗ РА "Республиканская больница" не оказывалась ранее.
На основании изложенного, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что заказчиком нарушено требование п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при установлении в описании объекта закупки технических характеристик медицинского изделия Huber 360 MD, LPG Systems (Франция).
За данное нарушение предусмотрена административная ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административный правонарушениях.
Довод жалобы является обоснованным.
В связи с тем, что предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены запроса котировок в электронной форме N0177200000924000329 выдано Комиссией УФАС по РА по итогам рассмотрения дела N004/06/33-67/2024, принято решение предписание по настоящему делу не выдавать.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по РА, руководствуясь ст. 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП <_> на действия заказчика БУЗ РА "Республиканская больница" при проведении запроса котировок в электронной форме N0177200000924000329 на поставку медицинского изделия: Система стабилографии, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинского оборудования, обоснованной.
2. Признать заказчика БУЗ РА "Республиканская больница" нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с установлением в описании объекта закупки технических характеристик медицинского изделия конкретного производителя (Huber 360 MD, LPG Systems, Франция).
3. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по РА для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица, виновного в нарушении законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 6 марта 2024 г. N 004/06/33-68/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.03.2024