Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
в отсутствии представителей от:
- заявителя - ООО "Максимум" - представитель не явился (о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом);
- заказчика - Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Амурский политехнический техникум" - представитель не явился (о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом);
В присутствии представителей от:
- уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края - Немиро Н.В. представитель по доверенности от 18.01.2024 N1; Грудев В.В. представитель по доверенности от 09.01.2023 N 1,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Максимум" (далее - ООО "Максимум", заявитель) и материалы дела N 027/06/106-352/2024,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ООО "Максимум" на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Амурский политехнический техникум", уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании бассейна (извещение N 0122200002524000502).
Из жалобы следует, что в извещении о проведении закупки не установлено требование к участникам о наличии лицензии МЧС на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В ходе проведения проверочных мероприятий заказчиком, уполномоченным органом предоставлен мотивированный отзыв на жалобу, в соответствии с которым считают жалобу необоснованной.
В процессе рассмотрения документов и информации Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0122200002524000502 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 16.02.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 423 729,72 рублей.
Требования к участникам:
1. Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ;
2. Требования к у частникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N44-ФЗ.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 28.02.2024 08:00.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 28.02.2024.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0122200002524000502 от 29.02.2024 на участие в закупке подано 8 (восемь) заявок, которые признаны соответствующими требованиям аукциона. Победителем закупки признан участник N 115983485, с ценовым предложением 1 390 000,00 руб.
Рассмотрев материалы дела N 027/06/106-352/2024, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы обоснованной в силу следующего.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно п. 3 Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - Постановление N 1128) лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к настоящему Положению.
Как следует, из локальных сметных расчетов, ведомости объемов работ основными работами, которые должны быть выполнены при исполнении контракта - работы по ремонту пожарной системы (демонтаж, монтаж, пусконаладочные работы).
Все указанные работы в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании и положениями Постановления N 1128 относятся к лицензируемым видам деятельности.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что согласно извещению о проведении закупки объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании бассейна КГБ ПОУ АПТ.
При этом, извещение о проведении закупки не содержит требование к участникам о наличии лицензии МЧС на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к решению о признании жалобы обоснованной, в действиях заказчика, уполномоченного органа устанавливается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Комиссией Хабаровского УФАС России отклоняются доводы Уполномоченного органа, который полагает, что лицензируемые виды работ не является самостоятельным объектом закупки, поскольку выполняются работы по капитальному ремонту объекта недвижимости (демонтаж существующей аналоговой системы ПС; устройство адресной системы ПС; устройство системы СОУЭ; устройство системы электромагнитных замков; пусконаладочные работы), следовательно, требование о наличии лицензии не подлежит установлению. При этом, достаточно установления в контракте требования о наличии указанной лицензии у исполнителей, которые будут осуществлять такие работы в качестве субподрядчиков, что и установлено в п. 4.4.29 проекта контракта обжалуемой закупки.
В силу требования п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки на предмет соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, в случае, если объект закупки является видом деятельности, подлежащим лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, для участия в закупке участник обязан обладать лицензией на осуществление соответствующего вида деятельности.
Следовательно, требования, установленные ст. 31 Закона о контрактной системе, относятся только к участнику закупки. При этом в извещении об осуществлении закупки отсутствует требование о предоставлении участником закупки лицензии иных хозяйствующих субъектов, состоящих в договорных и иных отношениях с участником закупки, а также об обязанности заключать соответствующие договора.
Сама цель лицензирования отдельных видов деятельности заключается в предотвращении ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Таким образом, в извещении об осуществлении закупки должно быть установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
При этом, исходя из локальных сметных расчетов, ведомостей объемов работ, основными работами, выполняемыми в ходе капитального ремонта являются именно работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, то есть лицензируемые работы.
Кроме того, возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участников закупки, в том числе при проведении капитального ремонта.
Аналогичная позиция содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017.
Комиссия Хабаровского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Максимум" на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Амурский политехнический техникум", уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании бассейна (извещение N 0122200002524000502 от 16.02.2024) - обоснованной.
2. Признать заказчика - Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Амурский политехнический техникум", уполномоченный орган - Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края нарушившим требования п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела N 027/06/106-352/2024 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 5 марта 2024 г. N 7-1/43 (ключевые темы: участники закупок - техническое обслуживание - пожарная безопасность зданий и сооружений - капитальный ремонт - средние специальные учебные заведения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2024