Резолютивная часть решения объявлена 12.03.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13.03.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "".;
Члены Комиссии: "",
При участии представителя заявителя ""
В отсутствие представителей МИНИСТЕРСТВА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - Заказчик) - ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей;
При участии представителя МИНИСТЕРСТВА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - Уполномоченный орган) "".
рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона "Приобретение жилого помещения г. Ангарск (за исключением мкр. Юго-Восточный, мкр. Китой)", извещение N 0134200000124001153, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 06 марта 2024 года поступила жалоба Заявителя на положения Извещения об осуществлении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что требование, содержащееся в извещении о закупке о том, что в отношении жилого помещения не осуществлялся перевод из нежилого помещения в жилое помещение, ограничивает количество потенциальных участников закупки и не позволяет заявителю принять участие в данной закупке.
Заказчиком и уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик и уполномоченный орган считают, что Описание объекта закупки сформировано исходя из потребностей заказчика и не нарушает положений ст. 33 ФЗ-44, в связи с чем полагают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что 26.02.2024 г. уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении электронного аукциона, реестровый номер N 0134200000124001153.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3 239 119, 50 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе "06" марта 2024 года.
По окончанию срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана одна заявка.
Победителем электронного аукциона признан ИП Сеньков А.В. с ценовым предложением 3 239 119 рублей 50 копеек, заявка N 116047750.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, уполномоченного органа приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1, 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 44-ФЗ, должно содержать:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, в предусмотренных законодательством случаях однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Законом Иркутской области "О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области" (далее - Порядок) утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Согласно п. 2 ст. 5 Порядка формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется органом по управлению имуществом.
Приобретение жилого помещения (квартиры) в рассматриваемой закупке осуществляется заказчиком в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с целью формирования специализированного жилищного фонда в соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также действующим законодательством.
Заказчиком, уполномоченным органом пояснено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда Иркутской области передаются по договорам социального найма особой категории лиц - детям-сиротам, в связи с чем заказчиком особое внимание уделено качеству жилых помещений и в извещении о закупке установлено требование о том, что в отношении жилого помещения не осуществлялся перевод из нежилого помещения в жилое помещение. В целях исключения рисков приобретения жилого помещения со скрытыми (неявными) дефектами (недостатками), которыми могут обладать нежилые помещения, переведенные в жилые помещения, заказчиком принято решение минимизировать указанные риски, исключив приобретение жилых помещений, которые ранее имели статус нежилых помещений.
Вместе с тем, Комиссия Иркутского УФАС России считает данные требования незаконными в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований жилищного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 23 ЖК РФ жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Основные требования, которым должно отвечать жилое помещение закреплены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, которое включает в себя 24 пункта с требованиями, которым должно соответствовать жилое помещение.
Таким образом, перевод нежилого помещение в статус жилого помещения свидетельствует о том, что данный объект закупки соответствует вышеуказанным требованиям, обратного Заказчиком, уполномоченным органом не доказано.
В целях выполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 30 марта 2023 года N ММ-П8-4467 распоряжением Губернатора Иркутской области от 28.08.2023 N 275-р утверждена программа ликвидации до 2030 года накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, включенных в список нуждающихся, на 1 января 2023 года (далее - Программа).
Вместе с тем, вышеуказанное поручение, как и распоряжение Губернатора не содержат запрета на закупку квартир, ранее имевших статус нежилого помещения.
Более того, статистических, аналитических данных, а также иных документов, свидетельствующих о том, что жилые помещения, ранее имевшие статус нежилого помещения по качественным, функциональным характеристикам являются ухудшенными и имеют повышенные скрытые (неявные) дефекты (недостатки) в адрес Иркутского УФАС России не представлено.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, уполномоченного органа содержат нарушения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Дополнительно установлено, что по ранее проведенным заказчиком закупкам по аналогичному предмету - приобретение жилого помещения, было подано по одной заявке (извещения N 0134200000124000186, 0134200000124000187, 0134200000124000188, 0134200000124001153, 0134200000124001131).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика, Уполномоченный орган нарушившими часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Выдать Заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.03.2024 NИЭА1, внесения изменений в Извещение о проведении электронного аукциона и продления срока подачи заявок на участие в электронном аукционе;
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения заказчиком выданного предписания;
5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 13 марта 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2024