Резолютивная часть решения оглашена 05.03.2024
В полном объеме решение изготовлено 11.03.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "ФАВОРИТ", при участии в дистанционном режиме:
- представителя образовательных учреждений, являющихся заказчиками совместно аукциона, Салеевой А.В., действующего на основании доверенности от 04.03.2024,
- представителя МОУ "Гимназия N 53" Архипова А.Ю., действующего на основании доверенности от 04.03.2024,
- представителя ООО "ФАВОРИТ" Новиковой В.А., действующего на основании доверенности от 09.01.2024
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 28.02.2024 поступила жалоба ООО "ФАВОРИТ" на положения извещения совместного электронного аукциона N 0369300133824000001 на поставку многофункционального устройства (МФУ) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 22.02.2024 Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия N 53" объявило о проведении аукциона.
Заказчиками выступили образовательные учреждения г. Магнитогорск на основании соглашения о проведении совместного электронного аукциона от 12.01.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 964 894,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 26.02.2024.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ФАВОРИТ" контракт не заключен.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы и указал, что в техническом задании содержатся требования к наличию оперативной памяти оборудования и времени выхода первого черно-белого отпечатка, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Представители заказчиков с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали, что при формировании объекта закупки заказчиком производился мониторинг оборудования различных производителей, при это под характеристики, указанные в извещении о закупки подходят три марки оборудования, что в том числе подтверждается результатами аукциона.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.
В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке, проекте контракта должно содержать объективную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства и позволяющую определить соответствие товаров, работ, услуг потребности заказчика.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил N 145 предусмотрено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, указанных в данном пункте.
Так, в пункте 7 Правил N 145 указано при проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Так, в пункте 7 Постановления 145 указано, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Таким образом, обязанностью заказчика является формирование с использованием единой информационной системы тех сведений, которые указаны по каталогу товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) и образуют описание объекта закупки.
Согласно извещению о проведении аукциона заказчиком осуществляется закупка многофункциональных устройств, соответствующих позиции по КТРУ - 26.20.18.000-00000069.
Так, позиция по КТРУ - 26.20.18.000-00000069 включает в себя в том числе следующие показатели:
- время выхода первого черно-белого отпечатка (характеристика не является обязательной для применения): от 4 с до 12 с.;
- объем установленной оперативной памяти (характеристика не является обязательной для применения) 4096 Мегабайт, < 32 Мегабайт, 32 Мегабайт, 64 Мегабайт, 128 Мегабайт, 256 Мегабайт, 512 Мегабайт, 1024 Мегабайт, 2048 Мегабайт.
В извещении о закупке, сформированном с использованием ЕИС, в графе "объект закупки" указаны следующие показатели:
- время выхода первого черно-белого отпечатка - 6 с;
- объем установленной оперативной памяти - 1024 Мб.
Аналогичные требования установлены в спецификации (приложение N 1 к извещению о закупке).
Таким образом, заказчиком соблюдены положения законодательства о контрактной системе при формировании описания объекта закупки в части установления показателей времени выхода первого черно-белого отпечатка и объема установленной оперативной памяти, которые входят в диапазон значений, предусмотренных позицией по КТРУ.
Доводы заявителя, согласно которым требования к многофункциональным устройствам в части объема оперативной памяти и времени выхода первого черно-белого отпечатка приводят к ограничению количества участников закупки и позволяют поставить оборудование единственного производителя - Canon, не могут быть приняты во внимание.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, преследующих единые цели и задачи, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.
Результаты закупки показали, что на участие в аукционе вышло пять участников закупки, допущенных к участию в аукционе, общее снижение составило 23,50%, при этом участниками закупки предложены разные модели оборудования с указанием оспариваемых характеристик, соответствующих требованиям извещения, в том числе многофункциональное устройство (МФУ) Катюша М240, многофункциональное устройство (МФУ) Avision AM40A Plus, что не позволяет сделать вывод об отграничении количества участников закупки при проведении аукциона.
При этом, из сравнительной таблицы, представленной заявителем также следует, что ряд моделей МФУ соответствуют описанию объекта закупки: Canon i-SENSYS MF453dw, МФУ Катюша М247, Konica Minolta bizhub 4050i (ACT9021).
Заказчиком в материалы дела также представлена таблица, исходя из которой многофункциональное устройство Катюша M240, Canon i-Sensys MF453dw, Konica Minolta bizhub 3622 (AAFN021) соответствуют характеристикам, указанным в извещении о закупке.
Более того, заявителем не представлена техническая документация, подтверждаюая характеристики, имеющегося на рынке оборудования, в том числе соответствующего требованиям заказчика, что не позволяет сделать вывод о совершении заказчиком действий, ограничивающих количество участников закупки.
Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что действия заказчика при осуществлении закупки, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, могут быть обжалованы в рамках Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
При этом заявление о нарушении антимонопольного законодательства подается в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции. В заявлении должны быть указаны сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица, наименование и место нахождения для юридического лица), имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства, существо требований, с которыми заявитель обращается, перечень прилагаемых документов. В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "ФАВОРИТ" на действия заказчика необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 марта 2024 г. N 074/06/106-465/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2024