Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
в присутствие:
от уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ОА г. Якутска, конкурсная комиссия): ... (представитель по доверенности);
от третьего лица общества с ограниченной ответственностью "АлгысСтрой" (далее - ООО "АлгысСтрой"): ... (представитель по доверенности),
в отсутствии:
заявителя индивидуального предпринимателя Барсегяна Артавазда Хачатуровича (далее - ИП Барсегян А.Х., заявитель): не участвовал, уведомлен надлежащим образом;
заказчика учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ "СГЗ РС (Я)", заказчик): не участвовали, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи, жалобу индивидуального предпринимателя Барсегяна Артавазда Хачатуровича на действия (бездействие) уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства: "Капитальный ремонт поликлиники для взрослых ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская ЦРБ" г. Нерюнгри тер. Больничного комплекса" (I этап - наружная отделка, замена оконных блоков, наружных дверных блоков и замена кровельного покрытия, ремонт крылец) (извещение N 0816500000624000348), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Барсегяна А.Х. на действия конкурсной комиссии уполномоченного учреждения.
Из сути жалобы заявителя следует, что конкурсная комиссия уполномоченного учреждения неправомерно отклонила заявку ИП Барсегяна А.Х.
Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного учреждения пояснил, что с жалобой заявителя не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N 0816500000624000348 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЭТП ТЭК-Торг - 31.01.2024 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 70 350 993,09 рублей;
4. По окончании срока подачи заявок, подано 20 (двадцать) заявок, из них 19 (девятнадцать) заявок признаны соответствующими требованиям, 1 (одна) заявка отклонена.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу заявителя необоснованной на основании следующего.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.02.2024 N 0816500000624000348 заявка ИП Барсегяна А.Х. признана не сооветсввующей требованиям извещения по следующим основаниям:
"На основании п. 2 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ отклонить заявку на участие в закупке в связи с несоответствием документов, представленных в силу п.2 ч. 4 информационной карты к извещению, п.п. 12 п. 1.1.7 подраздела 1.1 раздела 1 приложения N3 к извещению согласно п.2 ч.10 ст.48, п.3 ч.6 ст.43 указанного закона требованиям, установленным в п.2 ч. 4 информационной карты к извещению (участником к качестве подтверждения опыта выполнения работ представлен договор субподряда).".
Согласно пункту 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части заявок на участие в закупке, первые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупок, подавших такие заявки.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 2.1. статьи 31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 31 Закона о контрактной системе постановлением Правительства от 29.12.2021 N 2571 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (далее - постановление N2571).
Согласно позиции 10 приложения к постановлению N 2571 предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки для проведения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Извещением о проведении закупки установлены дополнительные требования по позиции 10 постановление N2571 следующим образом:
Для объективного рассмотрения дела, Якутским УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки о предоставлении сведений и документов, представленных в составе заявок на участие в закупке.
Из представленных оператором электронной площадки документов установлено, что ИП Барсегян предоставил документы по опыту, согласно пункту 2 позиции 10 приложения к постановлению N2571, а именно "опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта)".
При предоставлении опыта по пункту 2 позиции 10 приложения к постановлению N2571, участник закупки должен представить:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В составе заявки на участие представлены следующие документы:
- Договор субрподряда N59-020СДС/17714549744190000890 от 13 июля 2020 года на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция (восстановление) аэропорта Нерюнгри, Республика Саха (Якутия) (Идентификационный код закупки - 191143514629314350100100190014211000, идентификатор госконтракта 17714549744190000890);
- акты о приемке выполненных работ на общую сумму 92 436 586,98 рублей.
При этом, требуемое по пункту 2 позиции 10 приложения к постановлению N2571 разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию заявителем в составе заявки не представлено. В заявке вместо разрешения на ввод объекта в эксплуатацию приложен документ в формате doc в котором изложено "Получен Застройщиком".
Исходя из п. 1.1. данного договора, следует, что договор на выполнение субподрядных работ 13 июля 2020 года заключен в целях выполнения отдельных видов строительно-монтажных работ по контракту с реестровым номером N 1771454974419000089:
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что ИП Барсегян А.Х. не выступает стороной договорных обязательств по контракту с реестровым номером N 1771454974419000089.
Кроме того, цена контракта с реестровым номером N 1771454974419000089 составляет - 9 676 729 396,31 рублей, при этом, заявителем по договору субподряда 13 июля 2020 года выполнены работы на сумму - 92 436 586,98 рублей, что составляет 0.96% от общей суммы контракта (N 1771454974419000089).
Следовательно, предоставленный договор субподряда не свидетельствует о наличии у заявителя опыта, предусматривающего выполнение работ по строительству, отмечаем, что лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные этапы или виды строительных работ, не может быть признано имеющим опыт строительства в целом, а в частности, опыт по сдаче и вводу в эксплуатацию объекта, а также исполнению гарантийных обязательств.
Вышеуказанное подтверждается определением Верховного Суда РФ от 22.10.2020 N 309-ЭС20-15792 по делу N А50-26381/2019 и решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 15.05.2023 N 226-14843-23/4.
Также, согласно п. 2 письма Федеральной антимонопольной службы от 11.01.2024 N МШ/875/24 "По вопросам применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации": "лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика строительно-монтажные работы на объекте капитального строительства, не может быть признано лицом, имеющим опыт строительства (реконструкции) объекта капитального строительства в совокупном объеме возникающих обязательств, поскольку в силу пункта 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда. Кроме того, субподрядчик не имеет опыта по сдаче и вводу объекта капитального строительства в эксплуатацию, а также не несет гарантийных обязательств по объекту в целом.
Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, договор (контракт), подтверждающий наличие опыта по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, должен быть заключен с участником закупки и исполнен участником закупки в полном объеме".
Таким образом, в соответствии с представленным договором субподряда заявитель выполнил некий комплекс строительных работ, а не строительные работы в полном объеме. Соответственно, договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не подтверждает наличие у него необходимого опыта.
Следовательно, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что комиссия по осуществлению закупок правомерно признало заявку ИП Барсегяна А.Х. не соответствующей требованиям извещения.
Жалоба ИП Барсегяна А.Х. признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Барсегяна Артавазда Хачатуровича на действия (бездействие) уполномоченного учреждения Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства: "Капитальный ремонт поликлиники для взрослых ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская ЦРБ" г. Нерюнгри тер. Больничного комплекса" (I этап - наружная отделка, замена оконных блоков, наружных дверных блоков и замена кровельного покрытия, ремонт крылец) (извещение N 0816500000624000348) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 марта 2024 г. N 014/06/48-305/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.03.2024