Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
в присутствии представителей Акционерное общество "научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина" (далее - Заказчик), представителя ООО "УНИВЕРСАЛ СК" (далее - Участник),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком в отношении Участника о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция и техническое перевооружение механосборочного производства (корпуса N 3, 6)" (извещение N 2048400000319000029),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и правилам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
По результатам закупки Заказчиком с ООО "УНИВЕРСАЛ СК" заключен контракт от 10.12.2019 N 376/766-2019 на сумму 644 036 265,55 рублей (далее - Контракт).
Пунктом 18.2 Контракта установлено, что Расторжение Договора допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Договора от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Срок исполнения Контракта - 25.12.2021.
Пунктом 5.2 Контракта установлена дата окончания работ: не позднее 25.11.2021.
Участник направил Заказчику письма от 05.02.20220 N 25/20, 10.02.2020 N 34/20, от 25.02.2020 N 60/20 о выявленных недостатках представленной Заказчиком технической документации.
На заседании Комиссии представитель Участника пояснил, что в ходе проведения работ по реконструкции установлено, что сформированные локально-сметные расчеты, прилагаемые к конкурсной документации, не в полной мере соответствуют проектным решениям. Регулярно возникала и возникает необходимость корректировки сметных расчетов. Часть локальных смет практически не отражают фактическую технологию производства работ и применяемых материалов. Внесены изменения в сметную документацию.
Участник написал письмо ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 20.05.2021 N 272/21 для оценки проектно-сметной документации проектно-сметной документации и с целью разъяснить необходимость повторной экспертизы в связи с существенными изменениями в проекте, в том числе по несущим конструкциям, а также в связи с необходимостью внесения значительных изменений в сметную документацию.
ФАУ "Главгосэкспертиза" письмом от 21.05.2021 N 08-05-01/7344-НБ сообщил, что учитывая перечень внесенных изменений, представленный в обращении Участника, ФАУ "Главгосэкспертиза" считает необходимым представить откорректированную проектную документацию на повторную государственную экспертизу в ФАУ "Главгосэкспертиза".
Представитель Участника на заседании Комиссии пояснил, что:
"на основании мнения Государственной экспертизы и Гражданского кодекса РФ работы должны были быть приостановлены. Заказчик должен был откорректировать проектно-сметную документацию, и только после этого работы могли бы быть возобновлены.
В связи с невозможностью выполнения работ без внесения изменений в техническую документацию и отсутствие авторского надзора, Участник был вынужден для получения надлежащего конечного результата провести работу по корректировке предоставленной первоначально Заказчиком проектно-сметной документации. Рыночная стоимость не предусмотренной Договором, но необходимой работы, выполненной Участником, составляет 28 767 900,80 рублей".
Заказчик заключил с ФАУ "Главгосэкспертиза" Договор N 3029 от 04.10.2021 с дополнительным соглашением N 1 от 04.10.2022 на экспертное сопровождение.
03.11.202 между Заказчиком и ФАУ "Главгосэкспертиза" заключен Договор N 5467Д-22_ГГЭ-12842_07-01_БС на определение достоверности определения сметной стоимости.
В рамках экспертного сопровождения изменялись объемы работ, условия выполнения работ и стоимость работ. Согласованная экспертизой проектная документация и сводный сметный расчет стоимости строительства существенно отличается от ПСД из аукционной документации.
Участник письмом от 24.11.20221 N 573/21 просил Заказчика заключить дополнительное соглашение о продлении сроков выполнения работ по Контракту и срока действия Контракта.
Ввиду отсутствия ответа Участник повторно направил Заказчику письмо от 10.03.2022 N 105/22 с запросом о возможности продления работ по Контракту и предоставлении новой банковской гарантии в обеспечение исполнение договорных обязательств взамен ранее представленной банковской гарантии срок действия которой истекал.
11.03.2022 Заказчик направил Участнику письмо, в котором указал, что считает возможным изменение графика выполнения работ и конечных сроков Контракта. Заказчик также обозначил возможность продолжения работ при предоставлении банковской гарантии со сроком действия до 26.04.2023.
Письмом от 25.03.202 N 143/22 Участник уведомил Заказчика, о приостановлении выполнения работ по Контракту в связи с недостатками проектно-сметной документации, до получения представленной в ФАУ "Главгосэкспертиза России" проектной документацией положительного заключения.
Заказчик письмом Участнику от 30.03.2022 N 350/7595 указал, что в случае оплаты выставленной неустойки сумма независимой гарантии может быть уменьшена пропорционально объему исполненных обязательств.
Участник письмом от 21.04.2022 N 192/22 представил Заказчику независимую гарантию от 15.04.2022 N 5969/1 на сумму 110 662 197,47 рублей со сроком действия до 26.04.2023.
21.12.2022 получено положительное заключение повторной государственной экспертизы N 50-1-1-2-090841-2022.
Заказчик письмом Участнику от 30.01.2023 N 350/113, уведомил Участника о направлении положительного заключения повторной государственной экспертизы главному распорядителю бюджетных средств Госкорпорации "Роскосмос", для принятия решения о возможности дополнительного финансирования.
Письмом от 03.02.2023 N 350/2385 Заказчик запросил у Участника нормативно-правовое обоснование возможности заключения дополнительного соглашения об увеличении сроков и стоимости работ.
Участник письмом от 08.02.203 N 78/23 направил Заказчику нормативно-правовое обоснование возможности увеличения сроков и стоимости работ.
09.02.2023 Участник направил Заказчику письмо N 92/23 о невозможности продолжения выполнения обязательств по Контракту из-за нехватки финансирования.
Заказчик письмом от 03.03.2023 N 350/4590 уведомил Участника о том, что сметная стоимость строительства будет увеличена в соответствии с положительным заключением государственной экспертизы N 50-1-1-2-090841-2022, а также будет увеличен срок исполнения. Для возможности заключения дополнительного соглашения Заказчик попросил Участника предоставить независимую гарантию на сумму 110 662 197,47 рублей со сроком действия до 31.12.2024.
Участник получил независимую гарантию N 49-23-Ф/БГ на сумму 110 662 197,47 рублей со сроком действия до 31.12.2024. Участник направил независимую гарантию Заказчику письмом от 27.03.2023N 191/23.
Дополнительное соглашение об увеличении стоимости и срока выполнения работ не заключено.
Участник письмами от 06.04.2023 N 210/23, от 02.06.2023 N 285/23 сообщали Заказчику о необходимости заключения дополнительного соглашения для продолжения выполнения работ по Контракту.
Заказчик письмом от 16.06.2023 N 350/12884 запросил у Участника информацию о пунктах законодательных актов, подтверждающих законные основания заключения дополнительного соглашения.
Участник направил Заказчику письмо от 26.06.2023 N 327/23 с информацией о пунктах законодательных актов, подтверждающих законные основания заключения дополнительного соглашения.
22.06.2023 Заказчик согласовал с Участником расчет дополнительных потребностей на выделение средств по объекту капитального строительства. В соответствии с расчетом увеличения цены Контракта стороны пришли к соглашению увеличить цену Контракта на 192 882 418,85 рублей.
12.09.2023 получено положительное заключение государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения.
Участник направлял Заказчику письма от 03.10.2023 N 473/23, от 01.1.2023 N 512/23, от 28.12.2023 N 612/23, в которых указал информацию о необходимости заключения дополнительного соглашения об увеличении сроков и стоимости работ, а также просил провести рабочее совещание с Заказчиком.
Заказчик письмом от 09.01.2023 N 333/123 согласовал проведение рабочей встречи 12.01.2023, однако впоследствии письмом от 11.02.2023 N 333/247 уведомил Участника об отмене встречи.
Участник повторно письмом от 22.01.2023 N 21/24 направил Заказчику подробное обоснование необходимости и правомочности увеличения сроков и стоимости работ по Контракту, а также приложил соответствующие проекты дополнительных соглашений.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе 15.02.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником, в связи с неисполнением обязательств по Контракту.
Во исполнение части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчиком 15.02.2024 Решение размещено на сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение вступило в законную силу 27.02.2024, и с этой даты Контракт считается расторгнутым.
На заседании Комиссии представитель Участника пояснил, что Участник неоднократно уведомлял Заказчика о проблемах представленной ему технической документации. Более того, Участник по согласованию с Заказчиком, при отсутствии такой договорной обязанности, с целью устранения недостатков технической документации, выступил генеральным проектировщиком при внесении необходимых изменений в проектно-сметную документацию которая после внесения изменений получила положительное заключение государственной экспертизы.
Таким образом, доказательств, указывающих на недобросовестное поведение при выполнении Участником работ по условиям Контракта не представлено.
При рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченный орган не должен ограничиваться формальной проверкой факта нарушения им требований Закона о контрактной системе и обязан исследовать все обстоятельства дела, дать оценку совершаемым участником закупки действиям, их направленности на отказ от заключения контракта, несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения, существенности допущенного нарушения и его последствий.
В рассматриваемом случае, Комиссия полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Участника направлены на несоблюдение условий Контракта.
Кроме того, следует отметить, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Включение сведений о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков не является автоматическим правовым последствием принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от контракта, поскольку служит исключительной, специальной мерой ответственности, требующей достаточных оснований.
Таким образом, учитывая действия Участника, направленные на исполнение Контракта, а также наличие обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению контракта, Комиссия не усматривает в действиях Участника признаков недобросовестного поведения.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьи 104, статьей 95 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные в отношении ООО "УНИВЕРСАЛ СК" (107140, г. Москва, ул. Краснопрудная, д. 12/1, стр. 1, пом. 15; 17, ком. 9А , ИНН 7708251854) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 5 марта 2024 г. N РНП-6534эп/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2024