Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
СПб ГКУ "Фонд капитального строительства и реконструкции" (далее - Заказчик):
ООО "Проектный институт транспортной инфраструктуры и промышленности" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 6600-ЭП/24 от 14.03.2024) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по проектированию строительства здания комплекса для проживания спортсменов на 550 мест на территории спортивно-оздоровительного лагеря "Луч" для проведения учебно-тренировочного процесса и учебно-спортивных сборов для спортсменов по адресу: Санкт-Петербург, пос. Серово, Лесная ул., д. 9, лит. А (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 21.02.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002524000047. Начальная (максимальная) цена контракта - 64 023 133, 20 рублей.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по нестоимостному критерию, также Заявитель указывает на ненадлежащее описание Заказчиком объекта закупки в части установления требования о дальнейшем ведении исполнителем авторского надзора по отдельному договору. Кроме того, Заявитель указывает на отсутствие в составе извещения о проведении конкурса перечня документов, которые должны быть переданы Заказчиком исполнителю для осуществления работ по контракту. Заявитель в своей жалобе также указывает на неоснованное на Законе требование Заказчика о необходимости получения заключения государственной экспертизы на рабочую документацию, которая должна быть разработана по итогам исполнения контракта.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик, Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны и считают ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
1. Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки также должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
При этом, согласно пункту 3 Положения, для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п.п. 24-25 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В силу п. 30 Положения, в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что Заказчиком в качестве одного из критериев оценки заявок определен критерий "квалификация участников закупки", а также определены детализирующие показатели.
В рамках показателя оценки "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" по критерию оценки "квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Заказчиком определен следующий порядок оценки:
В целях оценки по детализирующему показателю оценки "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" (Характеристика квалификации участников закупки N2) показателя оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" критерия оценки "Квалификация участников закупки" в соответствии с пунктом 30 Положения Заказчиком установлены перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", и перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию:
- трудовые книжки или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Оценке подлежит количество специалистов и иных работников участника закупки с наличием высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области проектирования и строительства в соответствии с профессиональными стандартами, при этом сведения о таких специалистах должны быть включены в Национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования.
В качестве информации (в том числе данных), результатов применения информационных технологий и документов, подтверждающих квалификацию специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации), участником предоставляются дипломы сотрудников о высшем профессиональном образовании, уведомления о включении сведений о специалисте в Национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования по каждому специалисту, предложенному участником конкурса для выполнения работ по настоящему электронному конкурсу.
Для Заказчика лучшим является наибольшее значение детализирующего показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" (Характеристика квалификации участников закупки N2).
Оценка заявок осуществляется по формуле:
где:
Хi - значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки";
Хmax - максимальное значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки".
Представленные участником закупки в составе заявки документы предлагается указывать в рекомендованной форме "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Приложение N2 к Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкции по ее заполнению).
Изучив вышеуказанный порядок оценки, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в обжалуемой Заявителем части извещение о проведении закупки не противоречит нормам Положения, а, следовательно, не содержит признаков нарушения Закона о контрактной системе.
При этом, Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе не предусматривает наличия в составе порядка оценки заявок перечня стандартов, которыми должен руководствоваться участник закупки.
Кроме того, наличие неточностей в наименовании реестра, на которые указывает Заявитель в своей жалобе не свидетельствует о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, при этом, из контекста порядка оценки участникам закупки представляется возможным определить точное наименование реестра, что и было сделано Заявителем исходя из содержания жалобы.
2. В силу п. 28 Положения, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" п. 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Из содержания извещения следует, что в рамках указанного показателя Заказчиком определен следующий порядок оценки заявок:
В целях оценки по детализирующему показателю оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (Характеристика квалификации участников закупки N1) показателя оценки "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "квалификация участников закупки" в соответствии с пунктом 28 Положения Заказчиком установлены предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров", сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта.
К оценке принимаются исключительно исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом N 44-ФЗ, предусматривающие выполнение работ по разработке проектной документации на строительство/реконструкцию объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов).
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта:
1) Исполненный договор (договоры);
2) Положительные заключения государственной экспертизы проектной документации и(или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);
3) Акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров) (либо иной документ, предусмотренный положениями договора, о приемке выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ). При этом последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
В случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в единой информационной системе, и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
В случае отсутствия в составе заявки договоров и/или актов о приемке выполненных работ по таким договорам, подтверждающих цену выполненных работ, и/или положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и(или) результатов инженерных изысканий, такие договоры при оценке заявки по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" учтены не будут.
При оценке заявки по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (Характеристика квалификации участников закупки N 1) не будут учтены следующие представленные в составе заявки договоры:
- договоры, не предусматривающие выполнение работ по разработке проектной документации на строительство/реконструкцию объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- договоры, по которым представлены последние акты, составленные при исполнении договора, подписанные ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
- договоры, по которым представленный акт (акты) приемки выполненных работ не подтверждают цену выполненных работ.
К оценке принимаются документы, предусмотренные настоящим пунктом, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями.
Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Для Заказчика лучшим является наибольшее значение детализирующего показателя оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (Характеристика квалификации участников закупки N1).
Оценка заявок осуществляется по формуле:
где:
Хi - значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки";
Хmax - максимальное значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки".
Представленные участником закупки в составе заявки документы предлагается указывать в рекомендованной форме "Опыт выполнения работ, связанный с предметом контракта" (Приложение N1 к Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкции по ее заполнению.
Из пояснений Заказчика следует, что для оценки заявок по нестоимостному критерию существенным условием является наличие у участника закупки опыта выполнения работ непосредственно работ по разработке проектной документации на строительство/реконструкцию объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов).
Комиссия УФАС отмечает, что в установленном Заказчиком порядке оценки заявок определен предмет договора, оцениваемый по характеристике квалификации участников закупки N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), что соответствует предмету закупки.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком правомерно определен предмет договора, оцениваемый по критерию квалификация участников закупки.
3. В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы с другой стороны описание объекта закупки не должно необоснованно ограничивать количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в печатной форме извещения о проведении конкурса, сформированной посредством функционала ЕИС, а также в приложениях к извещению о проведении рассматриваемого конкурса.
В частности, согласно п. 37.43 Приложения N 1.1 к Извещению об электронном конкурсе (Задание по проектирование), к подрядчику установлено требование об осуществлении авторского надзора по отдельному договору.
В свою очередь, указанное требование не противоречит нормам ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку не устанавливает каких-либо необоснованных ограничений для участников закупки, при этом, позволяет обеспечить удовлетворение нужд Заказчика, в том числе, в будущем при выполнении строительных работ по разрабатываемому проекту.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС также находит доводы Заявителя необоснованными.
4. Относительно указания Заявителя на отсутствие в составе извещения полного перечня документов, передаваемых исполнителю для выполнения закупаемых работ, Комиссия УФАС отмечает следующее.
Из пояснений Заказчика следует, что исходно-разрешительной документацией являются: Задание на проектирование, расчет начальной (максимальной) цены контракта, градостроительный план участка, технические условия.
Соответственно, подрядной организации будут переданы обозначенные документы. При этом, получение части технических условий возлагается на подрядчика, при активном содействии Заказчика.
Как следует из п. 3 ч. 6 ст. 48 ГрК РФ в случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу технические условия, предусмотренные ст. 52.l ГрК РФ (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
В соответствии с указанной нормой, Заказчиком предоставляются подрядной организации предварительные технические условия о возможности подключения проектируемого объекта капитального строительства. При этом, обязательства получения технических условий у инженерных ведомств Санкт-Петербурга, при непосредственном участии Заказчика, возлагается на Подрядчика.
Нормы действующего гражданского законодательства (ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации) не исключают возможности возложения на Подрядчика обязанности по совершению соответствующих действий по поручению и от имени Заказчика, в рамках обязательственных отношений между ними. Изложенный механизм взаимодействия потенциального Подрядчика, Заказчика и инженерных ведомств Санкт-Петербурга предполагает под собой предоставление подрядной организацией необходимых расчетов и инженерных нагрузок Заказчику, который, в свою очередь, осуществляет направление соответствующих запросов на получение исходных данных для проектирования и технические условия.
В случае возникновения необходимости оплаты услуг по подготовке инженерными организациями технических условий, оплату производит Подрядчик с последующей компенсацией Заказчиком по строке, предусмотренной расчетом начальной (максимальной) цены контракта "Непредвиденные работы и затраты".
Таким образом, с учетом данных Заказчиком пояснений, Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для признания доводов Заявителя в указанной части обоснованными.
5. В соответствии с ч. 2.1 ст. 48 ГрК РФ, рабочая документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей. Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации. Подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно.
Согласно п. 27 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (ред. от 15.09.2023) "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (Далее - Постановление N 145), предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов. Предметом государственной экспертизы проектной документации являются:
а) оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий (далее - оценка соответствия проектной документации), за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и проектной документаций, указанной в части 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 части 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется;
б) проверка сметной стоимости. При этом такая проверка может осуществляться отдельно от оценки соответствия проектной документации.
Согласно п. 34 Постановления N 145, результатом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение:
- о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий - в случае, если осуществлялась оценка соответствия проектной документации;
- о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости - в случае, если осуществлялась проверка сметной стоимости.
Соответственно, при комплексной разработке проектной и рабочей документации, такая документация проходит государственную экспертизу.
Таким образом, Комиссия УФАС не усматривает в требовании Заказчика о необходимости получения исполнителем положительного заключения по рабочей документации признаков нарушения норм Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что оценка содержания извещения о проведении конкурса на предмет ее соответствия нормам градостроительного законодательства выходит за пределы полномочий Комиссии УФАС, а, следовательно, доводы Заявителя в указанной части Комиссией УФАС не рассматриваются.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Проектный институт транспортной инфраструктуры и промышленности" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 марта 2024 г. N 44-1085/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2024