Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 34" (далее - Заказчик);
ООО "СИНЕРГИЯ" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 6360-ЭП/24 от 12.03.2024) на действия СПб ГБУЗ "Детская городская поликлиника N 71" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по централизованному сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса "Б", обеззараженных медицинских отходов класса "В" и медицинских отходов класса "Г" с применением термического уничтожения (сжигания) и последующего размещения образованных отходов на объекте, включенном в ГРОРО с предоставлением специализированного оборудования для хранения и накопления медицинских отходов для нужд СПб ГБУЗ "ДГП N 71 в 2024 году (извещение N 0372200057524000026) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 05.03.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200057524000026. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 618 400, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которое выразилось:
- в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукцион является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
В силу п.1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального
при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта закупки установлено в электронном документе "Описание объекта закупки.docx" к извещению об осуществлении закупки.
Предмет закупки: оказание услуг по централизованному сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса "Б", обеззараженных медицинских отходов класса "В" и медицинских отходов класса "Г" с применением термического уничтожения (сжигания) и последующего размещения образованных отходов на объекте, включенном в ГРОРО с предоставлением специализированного оборудования для хранения и накопления медицинских отходов.
В соответствии с доводами Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один лот услуги и поставка товара функционально и технологически не связанных между собой.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Согласно представленным возражениями Заказчика, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не установлено ограничений но включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. Соответственно, указание в документации об аукционе конкретных технических характеристик товара, поставляемого для государственных нужд, предусмотрено законодательством и поэтому не влечет нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия но самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. (Статья 33. Правила описания объекта закупки). Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Содержащиеся в описании объекта закупки требования и характеристики к закупаемому товару необходимы для удовлетворения в полной мере его потребностей.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с ч.ч. 2-3 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
- информация о товаре, предусмотренная пп. "а" и "б" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп. "а" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
- информация, предусмотренная пп. "а" и "г" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Электронным документом "Требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке.docx" к извещению об осуществлении закупки предусмотрены, в том числе, следующие требования к составу заявки:
"2.1. Подача заявки означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.".
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что Заказчиком установлены требования к товару "Специализированный накопитель однокамерный, для временного хранения медицинских отходов класса Б".
Заказчиком установлен код ОКПД2 38.22.29.000 "Услуги по утилизации прочих опасных отходов".
Обращение с медицинскими отходами регулирует СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Согласно п.163 СанПиН 2.1.3684-21 система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов должна включать следующие этапы:
- сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность;
- перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы;
- обеззараживание (обезвреживание) отходов;
- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы; размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов.
Таким образом, указанные виды деятельности относятся к сфере услуг по обращению с медицинскими отходами.
1- ый этап - сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) Фармацевтическую деятельность осуществляется только работниками медицинской организации. Исполнитель не имеет к нему никакого отношения. Именно на этом этапе Заказчику необходима одноразовая и многоразовая тара (контейнеры, пакеты, емкости и т.д.). Обращаем внимание, что медицинские отходы в медицинских организациях образуются ежедневно. Указанные товары необходимы Заказчику круглый год, каждый день. В случае перерыва между завершенным и новым государственными контрактами даже в несколько дней, Заказчику некуда будет собирать медицинские отходы. В соответствии с СанПиНом 2.1.3684-21 Заказчик может собирать такие отходы только в специальные емкости, контейнеры и пакеты. Если их нет, то как производить 1 этап обращения с отходами? Это потребность исключительно Заказчика, к которой Исполнитель не имеет отношения. Заказчик обязан закупать такой товар отдельно, чтобы не нарушать непрерывное функционирование собственной медицинской организации, в противном же случае это повлечет нарушение санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства РФ. В случае окончания Контракта и по какой-то причине задержки нового Контракта Заказчик не сможет собирать отходы, соответственно, не сможет вести свою деятельность, оказывать услуги населению, пациентам и т.д.
2- ой этап - перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы также осуществляется только работниками медицинской организации. Исполнитель не имеет к нему никакого отношения. На данном этапе Заказчику может потребоваться холодильное оборудование, чтобы отходы хранились до 7 дней. Но в случае отсутствия по каким-либо причинам нового Контракта, Заказчик будет вынужден вернуть холодильное оборудование по Контракту, который окончил свое действие. Тогда Заказчик не сможет не только собирать отходы, так как товары уже не поставляются, а он отдельно их не закупил, но и хранить отходы.
3- ий этап - обеззараживание (обезвреживание) отходов подразумевает проведение работниками медицинской организации обеззараживания (обезвреживания) отходов для подготовки их к 4 этапу. Транспортировать медицинские отходы классов Б и В запрещено без предварительного обеззараживания (обезвреживания). На данном этапе по-прежнему принимает участие только медицинская организация.
4- ый этап - транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы. Именно на этом этапе при централизованном методе утилизации медицинских отходов вступает Исполнитель. В данном случае, Заказчик использует именно централизованный метод. Исполнитель принимает у Заказчика (медицинской организации) отходы, транспортирует их к месту, где будет производится 5 этап.
5- ый этап - размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов. Этот этап также осуществляется только Исполнителем при централизованном методе утилизации.
Из приведенного списка этапов в соответствии с СанПиНом 2.1.3684-21 и их детального рассмотрения следует, что существуют этапы, которые не имеют никакого отношения к Исполнителю и его деятельности по приему, транспортированию, размещению, обезвреживанию или утилизации медицинских отходов, но именно такими этапами предусмотрено использование товаров, которые Заказчик считает сопутствующими. Из всего выше перечисленного видно, что такие товары не связаны функционально и технологически с услугами по организации централизованного сбора, транспортировки и утилизации медицинских отходов, а именно такую услуг закупает Заказчик.
Все емкости, контейнеры, пакеты и холодильное оборудование необходимы Заказчику для непрерывного функционирования его организации, что делает поставку таких товаров отдельной закупкой.
СанПиН 2.1.3684-21 устанавливает, что при наличии холодильного оборудования для хранения медицинских отходов, они могут вывозиться на утилизацию 1 раз в неделю. В случае если, Исполнитель по контракту не сможет по каким-то причинам оказывать услуги или обанкротится в период действия Контракта и не сможет забирать и вывозить у Заказчика отходы для их дальнейшей утилизации, у Заказчика будет еще целая неделя для заключения контракта с единственным поставщиком, по которому услуга будет оказываться до момента одностороннего расторжения действующего Контракта, объявления новой процедуры и заключения нового Контракта. Таким образом, имея отдельно закупленные расходные материалы, пакеты, контейнеры, емкости для медицинских отходов и свое холодильное оборудование Заказчик обеспечит себе непрерывное функционирование.
Расходные материалы (одноразовые пакеты, многоразовые контейнеры, емкости и холодильное оборудование) функционально и технологически не связаны между собой.
Функциональная и технологическая связь определяется в каждом конкретном случае (позиция Минфина РФ) исходя из рода товаров и услуг, их применения, их оборота и т.д. Собирать и хранить отходы можно целую неделю, не имея при этом возможности их вывоза и утилизации. Следовательно, одно без другого спокойно может осуществляться.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу ч.3 ст.17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
По мнению ФАС России (письмо от 01.09.2021 г. исх. N28/73728/21), объединение в один лот указанных видов деятельности с услугами по организации централизованного сбора, транспортировки и утилизации медицинских отходов класса "Б" , "В" и поставки морозильного, холодильного оборудования может привести к ограничению конкуренции.
Вместе с тем, Заказчиком требование о необходимости указания в составе заявки характеристик товара не установлено.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Уполномоченного органа, Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя о том, что Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, а также доказательств, свидетельствующих о предоставлении преимуществ одному из участников закупки.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что данные доводы жалобы не находят своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 34, 42, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СИНЕРГИЯ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 марта 2024 г. N 44-1118/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2024